- •1.История как наука. Цели и задачи ее изучения
- •3. Древний мир и истоки российской истории. Славяне, киевская Русь
- •4. Великое переселение народов и судьбы славянского мира. Татаро-монгольское нашествие, установление ордынского ига и его влияние на русскую историю. Исторический выбор Александра Невского.
- •5. Особенности формирования централизованных государств в Европе и России. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование Российского государства. Иван III.
- •Образование Российского государства.
- •Иван III
- •7. XVII Век — «новый период» Российской истории. Смутное время и гражданская война в России, правление первых Романовых.
- •XVII век — «новый период» российской истории
- •Начало Смутного времени (Смуты)
- •Гражданская война
- •Правление первых Романовых:
- •8. XVIII век и эпоха Просвещения. Реформы Петра I и Екатерины II.
- •Путь от либерализма к реакции правления Александра 1.
- •Консервативный курс
- •Келейнобюрократическое реформаторство в николаевской России во второй четверти 19 века.
- •11. Мир на рубеже 19-20вв. Индустриальное развитие России и особенности модернизационных процессов в стране. С. Ю. Витте, в. К. Плеве.
- •12. Внутренняя политика самодержавия в России в 1905-1914гг. Первая русская революция. Реформаторская деятельность п.А. Столыпина.
- •Первая русская революция (1905-1907гг.)
- •13. 1 Мировая война и эпоха революционного кризиса в Европе и мире. Революция и гражданская война в России. Первая мировая война
- •Эпоха революционного кризиса в Европе после войны
- •Революция и гражданская война
- •14. Основные тенденции мирового развития в период между мировыми войнами и международные отношения в 20 – 30 гг.
- •15. Переход к новой экономической политике в России после окончания Гражданской войны, сущность и хронологические рамки нэПа.
- •17. Вов. Причины, основные этапы, цена победы, исторические уроки.
- •19. Противоречие двух общественно-политических систем и попытки реформирования советского общества в 1950е-1960е гг. Хрущевская «оттепели»
- •21. Новое политическое мышление и внешняя политика ссср в 1985-1991. «Перестройка» и попытки проведения реформ с сохранением социалистического выбора.
1.История как наука. Цели и задачи ее изучения
История – гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле – наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий
2. Место России в мировом историческом процессе. Этапы развития российской исторической науки. Место России в мировом историческом процессе История России, ее государственности принципиально отличаются от истории Западной Европы. Западная Европа, как известно, сформировалась в результате завоевания германскими племенами Римской империи. На ее развалинах был создан феодализм с его соответствующими государственными институтами. Начиная с IV—V веков н.э., Европа прошла путь от Римской империи к феодальной раздробленности и разобщенности. Все это порождало такие явления, как клерикализм, религиозные войны, инквизиция, которых никогда не было в России. Россия развивалась на иной почве, иные принципы лежали в становлении ее государственности и ее гражданского общества. Вследствие своего географического положения, находясь во враждебном окружении, подвергаясь нескончаемому напору кочевников, она медленно и верно шла от первоначального разобщения к единству. В то время, когда Западная Европа (особенно это характерно для XVI века) являла собой пеструю картину противоборствующих феодальных княжеств, когда на всей ее территории свирепствовали религиозные войны, Россия уже была объединена в единое государство, в ней уже произошло в общих чертах становление нации, до чего Европе предстояло пройти еще долгий путь. Попытки втянуть Россию в западную цивилизацию предпринимались в истории неоднократно. Все они в лучшем случае заканчивались внешними заимствованиями, обманчивыми поверхностными переменами. Плоды западного развития, западной науки и техники, западной демократии на российской почве, совершенно иной по своей структуре, вместо ожидаемой пользы часто приносили вред и, не способствуя укреплению общественного и государственного организма, вели лишь к еще большему его расшатыванию, к бесплодным иллюзиям, пока инстинкт самосохранения не вынуждал вновь обратиться к родным испытанным средствам. Мы это видим на примере преобразований Петра I. Петровская попытка европеизации, пройдя после его смерти через полосу безвременья, через вакханалию временщиков, растаскивавших и унижавших страну, завершилось через пятьдесят лет пугачевским бунтом, воочию выявившим существование глубокой пропасти между европеизированным дворянским царством и мужицким царством. Запоздалые реформы Александра II, несшие в себе к тому же большой европейский заряд, вылились в десятилетия революционного брожения с их левым и правым террором, социальной нестабильностью, нарастающим озлоблением обездоленного народа и завершились через пятьдесят лет грандиозной революцией, которая смела и готовившую ее по европейским меркам интеллигенцию, и ненавистное ей самодержавие, и Православную церковь. Разрыв между верхами и низами, между интеллигенцией и народом характерен для любого общества. Однако в России этот разрыв оказался особенно большим. В то время как образованная часть населения развивалась весьма интенсивно и в какихто областях даже перегнала своих западных коллег, задавленные неволей народные массы в целом менялись крайне медленно. В результате те идеи, которыми питалось просвещенное сословие, практически не доходили до нижних ступеней общественной пирамиды. К концу XIX века обозначилось новое явление: Россия стала одним из центров мировой культуры. Мир вознес на пьедестал Толстого, Достоевского, Чехова, Тургенева, Гоголя, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Россия становится мировой культурной державой. Важные изменения произошли в конце XIX — начале XX вв. и в политической истории России. Россия вступила в эру большевизма. Занесенные в Россию семена марксизма нашли здесь идеальную почву. И если иметь в виду середину XX века, то Россия становится спасителем Европы и мировой цивилизации, остановив варварское нашествие Гитлера. Оформление русской историографии в 19 веке сложила следующие направления: а) Консервативное направление. Основоположник – Карамзин. Ориентировано на поиск позитивных черт в самодержавии. б) Государственная школа. Основоположник – Кавелин. В центре внимания направления – государственная власть, основа исторического процесса - деятельность государства. Опирались на философию Гегеля, представляли процесс как развитие человечества от рода к государству.. в) Революционно-демократическая концепция. Представители – Белинский, Герцен, Чернышевский. Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетённых против угнетателей. г) Особое место в русской историографии XIX века занимают работы В.О. Ключевского. Ученый показал, как действуют основные исторические силы, как они строят государство и общество, каковы люди, руководившие их строением, что при. этом приходится переживать народу, а также преемственность идеи единства русской земли и церкви. Основным фактором русской истории он считал процесс колонизации. д) В 70-х гг. XIX в России в работах Н.Я. Данилевского получает развитие концепция, отрицающая существование единого мирового исторического процесса.