1563
.pdfМинистерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Ф.МОРОЗОВА»
Кафедра мировой и национальной экономики
Реклама и связи с общественностью
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
кпрактическим занятиям для подготовки студентов по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм»
Воронеж 2017
УДК 339.9
Субхонбердиев А.Ш. Реклама и связи с общественностью: методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм»/ А.Ш. Субхонбердиев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО ВГЛТУ. – Воронеж, 2017. – 34 с.
Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВО ВГЛТУ имени Г.Ф.Морозова (протокол № ... от ...................... г.)
Рецензент доктор экономических наук, профессор Воронин Валерий Павлович
2
Оглавление
1.Введение 2.Практическое занятие №1по теме «Современная реклама и связи с общест-
венностью в сервисе: предмет, функции, цели и задачи»……………………. 4 3.Практическое занятие №2 по теме «История развития рекламы и связей с общественностью. Традиции и современное состояние.
Основные этапы развития рекламы и PR в РФ» ……………………………….5
4.Практическое занятие №3 «Законодательные основы рекламы и связей с общественностью. Общая характеристика законодательного регулирования»…………………………………………….....................................................6 5.Практическое занятие №4 по теме «Связи с общественностью и реклама в деятельности организации. Внутрифирменный PR. Фирменный стиль и его основные моменты.»…………………….……………………………………....7 6.Практическое занятие №5 по теме «Технология создания рекламных обращений. Основы разработки рекламных объявлений и текстов в PR. Рекламные исследования: цели рекламных исследований потребительских туристских услуг»……………………….………………………………………………9 7.Практическое занятие №6 по теме «Основные мероприятия в системе рекламы и связей с общественностью.»………………………………..................10 8.Практическое занятие №7 по теме «Разработка рекламной PR-кампании. Классификация рекламных кампаний в связях с общественностью»……....13 9.Практическое занятие №8 по теме «Рекламные агентства и PR агентства, их функции и типология. Ведущие рекламные агентства в мире и в России»…14 10.Практическое занятие №9 по теме «Оценка эффективности рекламной деятельности и связей с общественностью в организациях социально-
культурного сервиса.»……………………………..............................................15 11.Перечень вопросов к зачету…………………………………………………16 12.Список рекомендуемой литературы…………………………...……………18
3
Практическое занятие №1. Современная реклама и связи с общественностью в сервисе: предмет, функции, цели и задачи
Вопросы для обсуждения:
1.Характеристика рекламы и связей с общественностью, их особенности применения в сфере сервиса.
2.Понятие рекламы и PR, их задачи
3.Принципы и функции PR и рекламы.
4.Роль и место рекламы и связей с общественностью в современном обществе.
Задания:
1.Охарактеризовать рекламу и связи с общественностью, ее особенности применения в сфере сервиса
2.Дать понятие рекламы и PR, их задачи
3.Определить принципы и функции PR и рекламы
4.Определить роль и место рекламы и связей с общественностью в современном обществе
Тематика дискуссий по курсу:
1.Связи с общественностью в социокультурной сфере
2.Связи с общественностью в политике: избирательные технологии
3.Имидж политического лидера: компоненты и технологии формиро-
вания
4.Место и роль связей с общественностью в структуре современных организаций
5.Организация и планирование PR-деятельности
6.Связи с общественностью в системе корпоративных отношений
7.Работа с персоналом в кризисных ситуациях
8.Организация работы корпоративного пресс-центра
9.Структура и функции пресс-служб в государственных и коммерческих структурах
10.Пресс-секретарь: его роль, место и функции в структуре пресс-
службы
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы Основная литература:
1.Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: Учебное пособие / Чумиков А.Н., Бочарова М.П., Самойленко С.А. - М.:Дело АНХ, 2016.
4
2.Маркетинг: Учебное пособие / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
Дополнительная литература:
1.Маркетинг: Учебное пособие / Герасимов Б. И., Жариков В. В., Жарикова М. В. - 2-е изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
Практическое занятие №2. История развития рекламы и связей с общественностью. Традиции и современное состояние. Основные этапы
развития рекламы и PR в России Вопросы для обсуждения:
1.Первые сведения о рекламе и PR.
2.Реклама и PR в Древнем мире и в Средние века.
3.Зарубежная реклама.
4.Основные этапы развития рекламы и PR в России.
5.Особенности современной рекламы и PR.
Задания:
1.Выявить первые сведения о рекламе и PR.
2.Узнать о рекламе и PR в Древнем мире и в Средние века.
3.Понятие зарубежная реклама.
4.Определить основные этапы развития рекламы и PR в России.
5.Определить особенности современной рекламы и PR.
Кейс 1 ТЕМА: «Имиджеобразование — ребрендинг, репозиционирование и форми-
рование имиджа крупной российской компании».
Маркетинговая ситуация (для кейсов № 1, 2, 3)
Компания — сегодня группа компаний «Интурист» представляет собой крупнейший вертикально интегрированный туристический холдинг России, состоящий из управляющей компании ВАО «Интурист» и четырех бизнесдивизионов — туроперирование, гостиничный бизнес, розничные продажи турпродукта и транспортные услуги. В 2016 г. товарооборот по группе компаний составил порядка $517 млн, выручка — $374 млн (в 2015 г. товарооборот — $338,31 млн, выручка — $270,2 млн). География присутствия — 80 регионов РФ. Компания сотрудничает с 7000 партнерами в 168 странах мира
(www.intourist.ru).
Стратегия — создание многофункционального туристического оператора, предоставляющего полный комплекс туристических и гостиничных услуг.
5
Стратегические цели. 1. Укрепление лидирующих позиций на российском туристическом рынке. 2. Повышение капитализации компании за счет оптимизации финансовых потоков и управленческих процедур. 3. Сохранение прочной и стабильной финансовой позиции. 4. Поддержание высоких стандартов корпоративного управления.
Маркетинговая проблема. Потенциальные клиенты, хотя и знают название компании, все же не воспринимают «Интурист» как место для покупки туров. При этом, если обратиться к результатам маркетинговых исследований, узнаваемость бренда «Интуриста» выше, чем у любой другой турфирмы, — около 80 %. Проблема в том, что это глобальный бренд, который не соотносится четко с конкретным продуктом. Поэтому основная цель маркетинговых коммуникаций бренда, прежде всего PR-коммуникаций, — наполнить его содержанием, сделать клиентоориентированным. Для потребителя, покупающего путевки, важно, чтобы это было надежно, удобно и выгодно. Надежность продукта от «Интуриста» не вызывает сомнений ни у кого, а вот удобно и выгодно — это то, над чем следует работать в рамках коммуникаций с потребителем, в том числе связей с общественностью. Основная задача, чтобы в будущем бренд «Интуриста» воспринимался не как что-то номенклатурное и далекое, а как близкий и дружественный потребителю.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы Основная литература:
1.Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: Учебное пособие / Чумиков А.Н., Бочарова М.П., Самойленко С.А. - М.:Дело АНХ, 2016.
2.Маркетинг: Учебное пособие / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
Дополнительная литература:
1.PR: методы работы со средствами массовой информации: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016.
Практическое занятие №3 Законодательные основы рекламы и связей с общественностью. Общая характеристика законодательного ре-
гулирования. Вопросы для обсуждения:
1.Общая характеристика законодательного регулирования рекламы и связей с общественностью.
6
2.Федеральный закон «О рекламе».
3.Требования к рекламе и PR.
4.Роль государственных антимонопольных органов по контролю в области PR и рекламы.
Задания:
1.Дать общую характеристику законодательного регулирования рекламы
исвязей с общественностью.
2.Изучить федеральный закон «О рекламе».
3.Изучить требования к рекламе и PR.
4.Выявить роль государственных антимонопольных органов по контролю в области PR и рекламы.
Темы круглого стола:
1.Профессиональные качества PR-специалиста
2.Профессиональные PR-издания
3.Профессиональные PR-конкурсы
4.Основные способы регулирования и саморегулирования в области связей с общественностью
5.Правовое обеспечение связей с общественностью
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы Основная литература:
1.Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: Учебное пособие / Чумиков А.Н., Бочарова М.П., Самойленко С.А. - М.:Дело АНХ, 2016.
2.Маркетинг: Учебное пособие / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
Дополнительная литература:
1.Организация продаж гостиничного продукта : учеб. пособие / Е.И. Мазилкина. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2017.
Практическое занятие №4 Связи с общественностью и реклама в деятельности организации.
Вопросы для обсуждения:
1.Внутрифирменный PR.
2.Фирменный стиль и его составные элементы
7
3.Классификация видов рекламы: по объекту рекламирования, направленности рекламы, характеру рекламного обращения, способу воздействия на целевую аудиторию, охватываемому сегменту рынка, источнику финансирования и т.д.
4.Понятие имиджа организации.
5.Формирование и управление имиджем.
6.Внутрифирменные коммуникации.
7.Место PR-подразделений в структуре организации.
8.Фирменный стиль и его составные элементы.
Задания:
1.Понятие внутрифирменный PR.
2.Изучить фирменный стиль и его составные элементы
3.Выявить классификацию видов рекламы: по объекту рекламирования, направленности рекламы, характеру рекламного обращения, способу воздействия на целевую аудиторию, охватываемому сегменту рынка, источнику финансирования и т.д.
4.Понятие имиджа организации.
5.Сформировать управление имиджем.
6.Изучить внутрифирменные коммуникации.
7.Определить место PR-подразделений в структуре организации.
8.Изучить фирменный стиль и его составные элементы.
Написание эссе
1.Исторические корни связей с общественностью
2.Связи с общественностью в России: история и современность
3.Связи с общественностью в системе менеджмента
4.Общественное мнение: природа, структура и механизмы функционирования
5.Основные объекты PR-деятельности
Основная литература:
1.Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: Учебное пособие / Чумиков А.Н., Бочарова М.П., Самойленко С.А. - М.:Дело АНХ, 2016.
2.Маркетинг: Учебное пособие / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
8
Дополнительная литература:
1.Маркетинг услуг гостеприимства и туризма: Учебно-практическое пособие / Муртузалиева Т.В., Розанова Т.П., Тарасенко Э.В. - М.:Дашков и К, 2017. -
166 с.
Практическое занятие №5 Технология создания рекламных обращений. Основы разработки рекламных объявлений и текстов в PR. Рекламные исследования: цели рекламных исследований потребителей ту-
ристских слуг. Вопросы для обсуждения:
1.Процесс воздействия и восприятия рекламы и PR.
2.Выбор вида рекламы в зависимости от характера рекламной или PRкампании.
3.Язык рекламы.
4.Методика подготовки рекламного сообщения для СМИ.
5.Технология создания креатива.
6.Цели рекламных исследований потребителей туристских слуг.
7.Первичные и вторичные данные.
8.Основные методы сбора информации: опрос и наблюдение.
Задания
1.Изучить процесс воздействия и восприятия рекламы и PR.
2.Выбрать виды рекламы в зависимости от характера рекламной или PRкампании.
3.Исследовать язык рекламы.
4.Определить методику подготовки рекламного сообщения для СМИ.
5.Выявить технологию создания креатива.
6.Определить цели рекламных исследований потребителей туристских слуг.
7.Изучить первичные и вторичные данные.
8.Проанализировать основные методы сбора информации: опрос и наблюдение.
Темы для дискуссий
1.Организация и планирование работы PR-отдела
2.Бюджет связей с общественностью
9
3.Подготовка PR-программ: цели, аудитория, коммуникативные аспекты
4.Медиапланирование
5.СМИ как канал выхода на различные аудитории в связях с общественностью
6.Цели и формы взаимоотношений PR и СМИ
7.Журналисты как ключевая аудитория связей с общественностью
8.Правила разработки PR-кампаний в СМИ
9.Профессиональные стандарты во взаимоотношениях со СМИ
10.Подготовка PR-материалов для СМИ
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы Основная литература:
1. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: Учебное пособие / Чумиков А.Н., Бочарова М.П., Самойленко С.А. - М.:Дело АНХ, 2016.
2.Маркетинг: Учебное пособие / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
Дополнительная литература:
1.Рекламная коммуникация сферы туризма : монография / Л.М. Гончарова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 158 с.
Практическое занятие №6 Основные мероприятия в системе рекламы и связей с общественностью
Вопросы для обсуждения:
1.Выставки и ярмарки.
2.Организация, выставочные мероприятия и основные проблемы участия в выставках.
3.Презентации и особенности их проведения.
4.Дни открытых дверей.
5.Приемы, их сущность, назначение и роль в PR.
Задания:
1. Понятие выставки и ярмарки.
10