Учебное пособие 1109
.pdfМинистерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»
Л.Г. БАРСУКОВА, Е.А. ХОРОХОРДИНА, О.Б. РУДАКОВ
ХИМИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Лабораторный практикум
Рекомендовано редакционно-издательским советом Воронежского ГАСУ в качестве учебного пособия для студентов дневного и заочного
обучения направления 270800 «Строительство» профиль 270106 «Производство
иприменение строительных материалов, изделий и конструкций»,
ибакалавров, обучающихся по направлению
020900.62 «Химия, физика и механика материалов»
Воронеж 2012
1
УДК 54.00 ББК 24.00 Б 261
Рецензенты: кафедра органической химии
Воронежского государственного университета; В.М. Болотов, д. т. н., проф., зав. кафедрой органической химии
Воронежской государственной технологической академии
Барсукова, Л.Г.
Б261 Химия органических соединений: учеб. пособие / Л.Г. Барсукова,
Е.А. Хорохордина, О.Б. Рудаков; Воронежский ГАСУ. – Воронеж, 2012. – 85 с.
Лабораторный практикум по органической химии является руководством к выполнению лабораторных работ по основным разделам курса «Химия».
Приведены краткие теоретические сведения, вопросы для подготовки, задачи и упражнения по каждой теме, описание методики выполнения лабораторных работ.
Учебное пособие дает возможность студентам самостоятельно проводить опыты, в ходе выполнения лабораторной работы закреплять и расширять теоретические знания, на основе анализа полученных экспериментальных данных делать выводы.
Предназначено для студентов дневного и заочного обучения, учащихся по направлению 270100 «Строительство» программа 270106 «Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций», и бакалавров, обучающихся по направлению 020900.62 «Химия, физика и механика материалов».
Ил. 17. Табл. 3. Библиогр.: 6 назв.
УДК 54.00 ББК 24.00
ISBN 978-5-89040-401-5
© Л.Г. Барсукова, Е.А. Хорохордина, О.Б. Рудаков 2012
© Воронежский ГАСУ, 2012
2
Введение
Цель настоящего пособия – помочь студентам познакомиться с характерными общими свойствами и реакциями различных классов органических соединений и с индивидуальными особенностями их важнейших представителей, которые широко применяются в профессиональной деятельности.
Для успешного выполнения студентами лабораторных работ необходима предварительная подготовка, поэтому перед каждой работой даны теоретические сведения к теме. Однако они ни в коей мере не заменяют углубленного изучения темы по лекционному курсу и учебникам. Предлагаемые для самостоятельного решения упражнения и задачи служат для закрепления изучаемого материала.
В практикуме содержатся работы, знакомящие студентов с методами синтеза органических соединений разных классов и с методами их идентификации.
При выполнении каждой лабораторной работы записывается тема, цель занятия и изучается пункт «Подготовка к работе». Химические опыты выполняются в соответствии с рабочим заданием после внимательного ознакомления с ним. Записываются уравнения проведенных реакций, наблюдаемые явления, методика проведения опыта, рисунок установки, которая для этого используется.
Важное место в лабораторном практикуме занимают выводы, которые студент должен сделать на основании выполненного эксперимента, что должно показать его умение находить в полученных данных подтверждение теоретическим закономерностям. Обязательным является выполнение контрольных заданий по каждой теме.
3
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории
Работая в химической лаборатории, студенты должны выполнять требования по технике безопасности.
Лабораторная работа выполняется за рабочим столом, на котором следует соблюдать чистоту и порядок. На рабочих местах студентов до начала занятия выставляются все необходимые реактивы, оборудование, химическая посуда. Склянки с реактивами общего пользования находятся в определенном месте и не переносятся на рабочий стол.
Во время проведения опыта на рабочем столе не должно быть ничего лишнего. Следует пользоваться чистыми реактивами и посудой. Если реактив взят в избытке, категорически запрещается выливать его обратно в склянку. Все пролитое или рассыпанное на столе или на полу следует тотчас же убрать и нейтрализовать.
Растворы концентрированных кислот, щелочей, токсичные реактивы после выполнения опыта нельзя сливать в раковину, а надо вылить в специальную склянку для слива, находящуюся в вытяжном шкафу.
Все опыты с вредными и летучими веществами должны проводиться в вытяжном шкафу. При нагревании жидкости пробирку в держателе следует располагать отверстием от себя и людей, находящихся рядом. Наливая раствор, необходимо держать пробирку и склянку на некотором отдалении от себя, над поверхностью стола во избежание попадания жидкости на одежду.
Органические вещества горючи. При их воспламенении необходимо убрать нагревательный прибор и засыпать пламя песком или прикрыть асбестовым одеялом.
Работа с концентрированными кислотами и щелочами требует максимального внимания и осторожности, особенно при нагревании. При небрежном выполнении опыта возможны ожоги кислотами и щелочами. В этом случае необходимо немедленно промыть обожженный участок большим количеством воды, а затем остатки кислоты нейтрализовать 2-процентным раствором соды, а щелочи – 2-процентным раствором борной кислоты.
Категорически запрещается проводить опыты, не относящиеся к данной работе. По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, вымыть посуду.
4
Лабораторная работа 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
НОМЕНКЛАТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1.1.Цельработы
•Усвоить правила изображения структурных формул органических соединений. Научитьсясоставлятьструктурныеформулыизомеровигомологов.
•Освоить электронные представления о строении органических соединений: валентные состояния атома углерода, характеристики связей в органическихсоединениях, пространственноестроениемолекул.
•Познакомиться с общими правилами номенклатуры органических
соединений.
1.2.Подготовкакработе
•Ознакомьтесь с первыми теоретическими воззрениями в органической
химии.
•Повторите: а) электронные представления о строении атомов на примере элементов – органогенов (С, О, N. S); б) теорию химической связи и ее характеристики
Литература: [1, с. 8 – 20; 36 – 38; 42 - 46]; [2]; [3, с. 420-423].
1.3.Рабочеезадание
1.3.1.ТеорияхимическогостроенияА.М. Бутлерова, явлениягомологиииизомерии
Назовите три основных положения теория химического строения А.М. Бутлерова.
Объясните явление изомерии и представьте структурные формулы изомеров соединений, которымсоответствуетваловаяформула: а) C7H16,б) C6H12.
Представьте валовые и структурные формулы ближайших гомологов соединения, которомусоответствуетформула: а) C5H12, б) C8H14.
1.3.2.Валентныесостоянияуглерода, характеристикиегосвязей
ворганическихсоединенияхипространственноестроениеорганических
соединений
Представьте электронное строение атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях.
Объясните термодинамическую необходимость гибридизации валентных электронов углерода и пространственное положение гибридных электронных орбиталей для первого, второго и третьего валентного состояния углерода.
5
Представьте пространственные структуры молекул:
а) CH4, C2H6, C3H8,
б) СН2=СН2, СН3-СН=СН2, СН3-СН=СН-СН3, в) НС≡ НС, СН3-С≡ НС, СН3-С≡С-СН3.
Сравните геометрические и энергетические особенности связей С−С, С=С, С≡С.
Как это отразится на количестве изомеров и химической активности соединений, содержащих одинарные (σ) связи, и кратные двойные и тройные (π) связи?
1.3.3. Номенклатураорганическихсоединений(углеводородов)
Укажитезначениеноменклатурыивспомнитеосновныеэтапыееразвития. Называть соединения по систематической номенклатуре, нужно
руководствуясьследующимиположениями:
-записывают углеродную цепь молекулы с боковыми ответвлениями (заместители);
-в молекуле углеводорода выбирают самую длинную цепь и нумеруют атомы углеродастогоконца, ккоторомуближезаместителиилидвойнаясвязь;
-называть углеводород начинают с заместителей, указывая вначале место (цифрой) заместителя в цепи, затем - заместитель, а в конце - основную цепь по числу атомов углерода. Если в цепи несколько одинаковых заместителей, то их числообозначаютгреческимичислительнымиди-, три-, тетра-;
-заместитель называют так же, как и основную цепь, заменяя окончание -
ан на –ил.
Углеводороды |
|
Радикалы |
|
|
|
СН4 - метан |
СН3− метил |
|
С2Н6 - этан |
СН3-СН2— этил |
|
С3Н8 - пропан |
СН3-СН2-СН2— пропил |
|
|
|
изопропил |
|
СН3-СН2- СН2-СН2— бутил |
|
С4Н10 - бутан |
|
|
|
втор-бутил |
изобутил |
|
|
трет-бутил |
6
-если в цепи появляется двойная связь (С=С), то окончание углеводорода -ан заменяется на –ен, если тройная связь (С≡С), то заменяется на –ин, при этом указываетсянаименьшаяцифраатомауглеродасодержащегоπ-связь;
-функциональные группы производных углеводородов обозначают либо
приставками галоген (-Сl, -Br), нитро (-NO2), сульфо (-SO3H), амино (-NH2), либо суффиксами-ол(-ОН), -аль(-СОН), -он(С=О), -оваякислота(-СООН).
Подробнее с правилами названия органических соединений различных классов можно познакомиться в соответствующих методических указаниях [2], крометого, онибудутразбиратьсяприизучениикаждогоотдельногокласса.
1. Назовитесоединенияпосистематическойноменклатуре:
2. Напишитеструктурныеформулы:
а) 2- метил-4-втор-бутилнонана; б) 2,5-диметил-6-изопропил- 1,7- октадиена.
1.4.Контрольныеупражнения
•Представьте структурные формулы изомеров соединения с валовой формулой С6Н10, напишите формулы ближайших гомологов, назовите все
соединения по систематической номенклатуре.
• Напишите структурную формулу 2,5,5-триметил-6-изопропил-1-декена, обозначьте вторичные и третичные атомы углерода, укажите, в каком валентном состоянии находится каждый из атомов углерода основной цепи.
7
• Среди следующих представителей углеводородов выберите изомеры и гомологи: 3-метилпентан, 2,2,3 – триметилбутан, бутан, 2-метилпентан.
Лабораторная работа 2. НАСЫЩЕННЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
2.1.Цель работы
•Познакомиться с методами получения и строением насыщенных углеводородов.
•Изучить типичные реакции насыщенных углеводородов.
2.2.Подготовка к работе
•Познакомьтесь с основными сырьевыми источниками углеводородов.
•Повторите валентные состояния атома углерода (sp3,sp2,sp – гибридизация), характеристики σ- и π- связей (1-длина, Е-энергия,µ-полярность, ‹-направленность) и зависимость пространственного строения молекул углеводородов от характера углеродных связей.
•Усвойте представления о типах и механизмах химических реакций органических соединений.
Теоретическиесведения
Углеводороды – это простейшие органические соединения, состоящие из углерода и водорода. Насыщенные углеводороды содержат в своем составе одинарные (σ) С-С связи. В процессе реакций у насыщенных углеводородов могут разрыватьсялибосвязиС-С, либосвязиС-Н.
Тип реакции определяется внешними признаками: если разрывается С-С связь
– этореакциякрекинга, еслиразрываетсяС-Нсвязьиатомводородаобмениваетсяна другой атом или группу атомов – это реакция замещения, если молекулы соединяютсядругсдругомзасчетразрываπ-связей–реакцияполимеризацииит. д.
Но часто реакции классифицируют по механизму разрыва связей реагирующихвеществипромежуточнымчастицам:
- гомолитическиереакцииилирадикальные:
А-В→А· + В· , радикалы
- гетеролитическиереакцииилиионные:
А-В →А+ + В- . ионы
В последнем случае в зависимости от того, какая из частиц будет более активной, различаютреакции:
8
- электрофильные:
R-X + A+ →R+ + A-X ,
- нуклеофильные:
R-X +В- →R-B + X-.
Механизм реакции зависит от характера атакующего реагента, природы связи вреагирующеймолекулеиотусловийпроведенияпроцесса.
Химические свойства насыщенных углеводородов
Парафины при обычных условиях проявляют химическую инертность. При довольно жестких условиях (t°, hv) они вступают в гомолитические (радикальные) реакции:
- замещения:
R - Н + Hal2 → RHal + HHal (Hal - Cl, Br, F) (галогенирование),
R- H + HNО3 → R-NО2 + H2О |
(нитрование), |
|
R- H + H2SО4 → R- SО3H + H2О |
(сульфирование); |
|
- крекинга: |
|
|
С4Н10 → (t°) С3Н8 (пропан), С3Н6 (пропен) |
|
|
(бутан) |
С2Н6 (этан), С2Н4 (этилен) |
|
- окисления: |
СН4 (метан); |
|
|
|
парафин + О2 → гидроперекись → спирт → альдегид → карбоновая кислота
↓ |
↓ |
кетон → карбоновые кислоты |
СО2 + Н2О |
Литература: [1, с. 19-32, 39 – 55, 63 – 73]. |
|
2.3.Рабочее задание
2.3.1.Получение углеводородов простой перегонкой нефти
Опыт проводится с помощью установки, представленной на рис. 1.
В перегонную колбу налейте до половины её объёма нефти, бросьте несколько керамических кусочков (для равномерного кипения), плотно закройте её пробкой с термометром (шкала до 350 0С), проверьте плотность соединения частей установки. Затем пустите воду в рубашку охлаждения холодильника и включите плитку. По мере нагревания смеси начнется постепенное испарение углеводородов и их конденсация в холодильнике (перегонка).
9
В ходе перегонки следите за равномерностью кипения смеси, за показаниями термометра и за поступлением отгона в приемник.
Рис. 1. Схема установки для простой перегонки:
1 – перегонная колба; 2 – термометр; 3 – холодильник; 4 – аллонж; 5 – приёмник; 6 - колбонагреватель
Отберите следующие фракции дистиллята:
I – t = 70 – 120 0C (газолин) |
Бензин |
II – t = 120 – 180 0С (лигроин) |
|
III – t = 180 – 200 0С (уайт – спирит) |
Керосин |
IV – t = 200 – 250 0С (газойль)
Остаток - мазут При перегонке нефти получают технические продукты, которые
представляют собой смесь углеводородов разного состава и строения. Приблизительно по объёму полученных фракций укажите состав нефти,
выразив его в процентах. Укажите практическое использование продуктов перегонки нефти.
2.3.2. Получение и свойства метана
Тщательно измельчите в фарфоровой ступке около 2 г обезвоженного уксуснокислого натрия СН3СООNa и отдельно около 4 г натронной извести (смесь NaOH и CaO). Смешайте вещества и поместите в сухую пробирку. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в зажиме штатива (рис. 2).
Налейте в одну пробирку 2 мл подкисленного раствора перманганата калия KMnO4, а в другую – такой же объём бромной воды.
10