- •Введение
- •Этапы проектирования технологии
- •Идентификация факторного пространства системы
- •Теория технологического потока
- •Расчет производственной программы и расхода сырьевых материалов, режим работы предприятия
- •Организация контроля технологического процесса и качества готовой продукции
- •Технологический регламент
- •Срок действия постоянного технологического регламента устанавливается не более 10 лет с обязательным подтверждением его действия через 5 лет.
- •Содержание разделов технологических регламентов
- •Библиографический список рекомендуемой литературы
- •Задачи по дисциплине общая теория технологии
- •Примеры обозначения оборудования на технологических схемах
- •Общая теория технологии
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский государственный архитектурно-строительный
университет»
Кафедра технологии строительных материалов, изделий и конструкций
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Методические указания к выполнению практических работ
по дисциплине «Общая теория технологии» для студентов,
обучающихся по направлению «Химия, физика и механика материалов»
В оронеж 2015
УДК 66.0
ББК 35я73
Составители
Е.В. Баранов, Т.И. Шелковникова, С.В. Черкасов, А.М. Усачев
Общая теория технологии : метод. указания к выполнению практических работ / Воронежский ГАСУ; сост. Е.В. Баранов, Т.И. Шелковникова, С.В. Черкасов, А.М. Усачев. – Воронеж, 2015. – 32 с.
Предназначены для изучения студентами основных принципов идентификации факторного пространства, организации технологического потока, основных технологических процессов, принципов составления технологического регламента и др.
Ил. 17. Табл. 11. Библиограф: 8 назв.
УДК 66.0
ББК 35я73
Печатается по решению учебно-методического совета
Воронежского ГАСУ
Рецензент – О.Б. Кукина, к.т.н., доц. кафедры химии
Воронежского ГАСУ
Введение
Технология – наука о процессах и способах переработки в товарную продукцию сырьевых материалов. Основными элементами технологий являются сырье, энергия и механическое оборудование (машины, механизмы, аппараты). Эти элементы тесно взаимосвязаны и обусловлены экономикой, состоянием и уровнем научно-технического потенциала.
Термин «технология» происходит от греческих слов «техно» – искусство или мастерство и «логос» – знание, т.е. «знание мастерства». Вначале это было индивидуальным искусством в области приемов, методов, рецептов, передаваемых от поколения к поколению, часто в пределах одного рода или семьи. Для того чтобы проследить зарождение технологической науки, необходимо знать основные этапы совершенствования техники в целом, которое осуществлялось на всех стадиях возникновения и развития человеческого общества.
Изучение курса общая теория технологии позволяет студентам освоить основные принципы идентификации факторного пространства, организации технологического потока, изучить основные технологические процессы и др.
Практическая работа №1
Этапы проектирования технологии
Технология - это совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств и формы сырья, совокупность методов изготовления материала или полуфабриката.
Таким образом, при организации технологии необходимо осуществить переходы из начального состояния в конечное необходимое, требуемое состояние.
Этапы проектирования технологии:
● осознание необходимости решения задачи перехода (появление объекта интересов);
● идентификация, представление объекта, постановка задачи;
● генерирование, рождение идеи, обоснование исходного принципа организации перехода;
● исследование и раскрытие закономерностей перехода (раскрытие формального или по существу явлений, механизмов превращений, преобразований)
●синтез совокупности необходимых действий (формирование собственно начальных основ технологии);
● моделирование явлений определение управляющих рычагов получения вариантов решения;
● выбор варианта или вариантов решений из возможных - оптимизация;
● формирование регламента технологии;
● аппаратное оформление технологии;
● реализация и эксплуатация технологии;
● модернизация, совершенствование и развитие технологии.
Студентам предлагается осуществить анализ организации технологии производства некоторых видов строительных материалов, в соответствии с предлагаемыми этапами проектирования технологии.
Практическая работа №2
Идентификация факторного пространства системы
Факторное пространство – совокупность всех факторов, влияющих на происходящие преобразования, преобразования в системе и границы значений этих факторов.
О
Z
пираясь на методы кибернетики, простейшая структура этой системы представлена на рисунке 1.возмущения
Х
Y
выходы
входы
U
Управляющие воздействия
Рис.1. Кибернетическая схема факторного пространства
Всякая систем имеет вход Х и выход Y и эта система обычно (всегда) подвержена возмущающими факторами Z. Для их компенсации, с тем чтобы система работала в нужном нам направлении необходимо использовать управляющие воздействия U.
Y – функция;
Х – аргумент;
Z - фактор;
U – фактор.
Y = f [(X1… Xi); (Z1… Zi); (U1… Ui)]
Это означает, что выход (Y1… Yn) является функцией всех аргументов (факторов). Все, заключенное в квадратных скобках, образует факторное пространство системы.
Из всей совокупности действующих на систему факторов выделяют следующие:
1) факторы начальных условий;
2) факторы с постоянными стабилизированными значениями;
3) факторы изменяемые, с варьирующими значениями;
4) факторы случайные.
Факторы начальных условий
Факторы варьируемые или управляемые
Рис. 2. Идентификация факторного пространства системы
Студентам предлагается произвести оценку факторного пространства производства какого-либо вида строительного материала. Систему факторов, оказывающих влияние на конечные (выходные) параметры представляют в виде кибернетической схемы (рисунок 2) и в виде таблицы с описание степени влияния фактора (таблица 1).
Таблица 1
Оценка факторного пространства
Наименование группы факторов |
Наименование фактора |
Описание влияния фактора на выходные параметры |
|
|
|
В дальнейшем производится критериальная оценка системы факторов, оказывающих влияние по основные показателям выходных параметров. Критериальная оценка предусматривает три квалификационных уровня: (++), (+-), (--). При этом оценка (++) соответствовала положительному, высокому уровню качества, то есть ответу «да»; оценка (+-) – удовлетворительному уровню качества и ответу «возможно»; оценка (--) – неудовлетворительному уровню качества и ответу «нет». Ответы «да», «возможно», «нет» касаются каждого оцениваемого фактора, влияющего по основные показателям выходных параметров.
По результатам оценки получают итоговый показатель как сумму всех плюсов и всех минусов для соответствующего варианта фактора. На основании полученных данных выделяют наиболее значимые факторы.
Практическая работа №3