РиССРпоОДД Учебное пособие
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова»
Р.А. Кораблев
Учебное пособие
Воронеж 2015
УДК 656.13.07
Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГЛТУ» (протокол № ... от ................... г.)
Рецензенты: кафедра «Механика» НОУ ВО «Институт экономики и права», заведующий кафедрой электротехники и автоматики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1», док. техн. наук, профессор Д.Н. Афоничев.
Кораблев, Р. А.
Развитие и современное состояние работ по организации дорожного движения [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р. А. Кораблев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ» – Воронеж, 2015. – 756 с.
ISBN .......................................
В учебном пособии обобщаются имеющиеся в литературе разрозненные материалы по историческим особенностям развития автомобильного транспорта, работ по организации дорожного движения. Рассматриваются вопросы возникновения и развития путей сообщения, автомобильного транспорта, административных органов управления, международных конвенции и правил дорожного движения, технических средств организации дорожного движения, а также обеспечение безопасности дорожного движения в России и за рубежом.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 23.03.01 – Технология транспортных процессов и 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
|
УДК 656.13.07 |
|
© Кораблев Р.А. 2014 |
ISBN ............................... |
© ФГБОУ ВО «Воронежский государственный |
|
лесотехнический университет», 2015 |
3 |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Введение |
7 |
1. Транспортная подвижность населения |
10 |
1.1. Общие понятия об организации и безопасности дорожного движения |
11 |
1.2. Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и |
|
организации дорожного движения |
20 |
1.3. Роль транспорта в территориальном разделении общественного труда |
27 |
1.4. Краткая история транспорта России |
35 |
1.4.1. Исторический обзор возникновения и развития транспорта |
35 |
1.4.2. Транспорт Древней и Средневековой Руси |
41 |
1.4.3. Развитие автомобильного транспорта в России в начале XX вв. |
44 |
1.4.4. Автомобильный транспорт России и СССР в 1917-1940 гг. |
48 |
1.4.5. Общая характеристика состояния транспортной системы страны |
|
накануне Великой Отечественной войны |
50 |
1.4.6. Автомобильный транспорт СССР в годы Великой Отечественной |
|
войны |
53 |
1.4.7. Автомобильный транспорт СССР в 1946-1990 гг. |
58 |
1.4.8. Развитие автомобильного транспорта в России на рубеже XXI в. |
59 |
1.5. Понятие транспортной подвижности населения |
65 |
1.6. Оценка транспортной подвижности населения |
66 |
1.7. Определение объема пассажирских перевозок и распределение |
|
подвижности населения |
70 |
1.8. Пассажиропотоки и показатели оценки качества функционирования |
|
системы пассажирского транспорта |
70 |
1.9. Мероприятия, направленные на развитие транспортной системы в |
|
России |
73 |
1.9.1. Цели и задачи мероприятий |
73 |
1.9.2. Ожидаемые конечные результаты и показатели социально- |
|
экономической эффективности |
75 |
2. Краткая история автомобильных дорог России |
77 |
2.1. Ретроспективный анализ истории дорожного строительства |
77 |
2.2. Развитие дорожного строительства в России |
93 |
2.2.1. Дороги в Киевской Руси |
94 |
4 |
|
2.2.2. Дороги России в XIV-XVIII вв. |
96 |
2.2.3. Общая характеристика путей сообщения России в XIX – начале XX вв. |
101 |
2.2.4. Дороги СССР |
105 |
2.2.5. Дороги России на рубеже XXI века |
109 |
2.3. Классификация автомобильных дорог |
112 |
3. Административные механизмы в организации дорожного движения |
118 |
3.1. Департамент безопасности дорожного движения, как федеральный |
|
орган управления ГИБДД |
118 |
3.2. Развитие органов управления транспортом |
119 |
3.2.1.Административные органы управления транспортом в XVII-XIX вв. 120
3.2.2.Органы управления автомобильным транспортом до середины XX в. 125
3.2.3. Ретроспектива развития Министерства автомобильного транспорта |
133 |
3.2.4. Организация управления в области транспорта на современном этапе |
140 |
3.3. Краткая история Госавтоинспекции России |
149 |
3.3.1. Развитие дорожной инспекции в XVII – начале XX в. |
149 |
3.3.2. Порядок на улицах в первые годы Советской власти (1917-1925 гг.) |
155 |
3.3.3. Организация ОРУД (1925-1936 гг.) |
165 |
3.3.4. Первые годы ГАИ (1936-1940 гг.) |
173 |
3.3.5. Госавтоинспекция НКВД СССР в годы Великой Отечественной |
|
войны (1941-1945 гг.) |
175 |
3.3.6. Госавтоинспекция на трудных послевоенных дорогах (1945-1959 гг.) |
176 |
3.3.7. ГАИ СССР – славные годы большой работы (1960-1970 гг.) |
179 |
3.3.8. Два десятилетия серьезной работы ГАИ – обновление, системность |
|
и стабильность (1970-1988 гг.) |
183 |
3.3.9. От ГАИ к ГИБДД – в годы перестройки (1989-1997 гг.) |
186 |
3.3.10. Первые годы ГИБДД – время кризиса и реформ (1998-2003 гг.) |
190 |
3.3.11. Госавтоинспекция на современном этапе (2003-2015 гг.) |
193 |
3.4.Общая характеристика Государственной инспекции безопасности |
|
дорожного движения МВД РФ |
200 |
3.5. Сотрудничество различных служб ГИБДД с другими органами |
|
государственного управления и с институтами гражданского общества в |
|
области организации и безопасности дорожного движения |
211 |
3.5.1. Взаимодействие ГИБДД с другими службами ОВД в обеспечении |
|
безопасности дорожного движения |
211 |
5 |
|
3.5.2. Основные формы взаимодействия ГИБДД с государственными и |
|
общественными организациями на федеральном уровне |
217 |
3.6. Совершенствование деятельности ГИБДД МВД РФ |
223 |
3.6.1. Нормативно-правовое обеспечение |
225 |
3.6.2. Совершенствование организационно-управленческой сферы |
226 |
3.6.3. Развитие дорожно-патрульной службы и совершенствование |
|
деятельности ГАИ по охране общественного порядка и борьбе с |
|
преступностью |
228 |
3.6.4. Кадровое обеспечение и воспитание личного состава. Развитие |
|
контрольно-профилактической службы |
231 |
3.6.5. Концепции развития ГИБДД |
233 |
4. Регламентирующие механизмы в организации дорожного движения |
237 |
4.1. Национальное законодательство в области дорожного движения в |
|
зарубежных странах |
237 |
4.1.1. Общая характеристика дорожного движения в зарубежных странах |
237 |
4.1.2. Правовое регулирование дорожного движения в развитых странах |
241 |
4.1.3. Правовое регулирование дорожного движения в развивающихся |
|
странах |
254 |
4.2. Международное законодательство в области дорожного движения |
260 |
4.2.1. Актуальные проблемы правового регулирования дорожного |
|
движения |
260 |
4.2.2. Законодательная деятельность Организации Объединенных Наций |
263 |
4.2.3. Правовое регулирование дорожного движения в Европейском |
|
Союзе |
270 |
4.3. Влияние международного опыта правового регулирования |
|
обеспечения безопасности дорожного движения на развитие |
|
отечественного законодательства |
274 |
4.3.1. Первая международная конвенция, Париж, 1909 г. |
275 |
4.3.2. Международные конвенции 1926 и 1931 гг. |
277 |
4.3.3. Женевская международная конвенция, 1949 г. |
282 |
4.3.4. Венская международная конвенция, 1968 г. |
286 |
4.3.5. Влияние международных соглашений на отечественные ПДД |
294 |
4.4. Ретроспективный анализ развития и современных положений Правил |
|
дорожного движения |
298 |
6 |
|
4.4.1. Первые правила дорожного движения до XIX в. |
298 |
4.4.2. Правила дорожного движения в XIX в. |
302 |
4.4.3. Первые автомобильные ПДД |
306 |
4.4.4. ПДД в начале XX в. |
313 |
4.4.5. Первые советские ПДД |
329 |
4.4.6. ПДД в середине XX в. |
340 |
4.4.7. ПДД во второй половине XX в. |
356 |
4.4.8. ПДД на рубеже XXI в. |
373 |
4.5. Левостороннее и правостороннее движение |
390 |
5. Технические механизмы управления дорожным движением |
398 |
5.1. Ретроспективный анализ применения дорожных знаков |
398 |
5.2. Современные работы и методы повышения эффективности дорожных |
|
знаков |
444 |
5.2.1 Знаки с внешним освещением |
448 |
5.2.2. Знаки со световозвращением |
448 |
5.2.3. Знаки с внутренним освещением |
451 |
5.2.4. Автономные знаки со светодиодным освещением |
453 |
5.2.5. Управляемые знаки |
458 |
5.3. Первый практический опыт применения дорожной разметки на |
|
улично-дорожной сети |
470 |
5.4. Современная дорожная разметка |
474 |
5.4.1. Виды современной дорожной разметки |
474 |
5.4.2. Последовательность составления схем разметки |
477 |
5.4.3. Горизонтальная дорожная разметка |
478 |
5.4.4. Вертикальная дорожная разметка |
485 |
5.4.5. Разметка на пересечениях автомобильных дорог |
488 |
5.4.6. Разметка дорог на прямых горизонтальных участках |
491 |
5.4.7. Разметка дорог на подъемах и спусках |
494 |
5.4.8. Разметка дорог на горизонтальных кривых |
495 |
5.5. Материалы и современные технологии нанесения дорожной разметки |
497 |
5.6. Повышение эффективности горизонтальной дорожной разметки |
504 |
5.7. Ретроспективный анализ применения светофоров для регулирования |
|
уличного движения |
509 |
5.8. Виды светофоров в настоящее время |
549 |
7 |
|
5.9. Эволюция современных светофоров |
557 |
5.10. Эволюция перекрестков |
565 |
6. Развитие интеллектуальных транспортных систем |
571 |
6.1. Историко-правовой опыт организации дорожного движения |
571 |
6.2. Перспективы применения новых информационных технологий для |
|
организации безопасного дорожного движения автотранспорта |
577 |
6.3. Общие принципы построения интеллектуальных транспортных |
|
систем |
584 |
6.3.1. Терминология интеллектуальных транспортных систем |
588 |
6.3.2. Основные принципы интеграции ИТС |
590 |
6.3.3. Функциональная интеграция ИТС |
592 |
6.3.4. Институциональная интеграция ИТС |
602 |
6.3.5. Интеграция баз данных |
604 |
6.3.6. Российская интеллектуальная транспортная система |
608 |
6.4. Автоматизированная система управления дорожным движением |
617 |
6.4.1. История развития АСУД |
617 |
6.4.2. Транспортный поток как объект управления |
622 |
6.4.3. Основные принципы управления |
626 |
6.4.4. Основные функции и состав системы |
630 |
6.4.5. Расчёт режимов управления |
632 |
6.4.6. Классификация технических средств АСУД |
636 |
6.4.7. Основные принципы построения систем |
641 |
6.4.8. Дорожные контроллеры |
643 |
6.4.9. Детекторы транспорта |
653 |
6.4.10. Структура ЦУПа |
661 |
6.4.11. Принципы обмена информацией |
671 |
6.4.12. Контрольно-диагностическая аппаратура |
676 |
6.5. Внедрение и эксплуатация АСУД |
677 |
6.5.1. Основные этапы создания АСУД |
677 |
6.5.2. Проектирование систем |
678 |
6.5.3. Монтаж систем |
680 |
6.5.4. Эксплуатация систем |
682 |
6.5.5. Примеры АСУД в некоторых городах |
685 |
6.6. Эффективность и развитие систем |
689 |
8 |
|
6.6.1. Факторы, влияющие на эффективность системы |
689 |
6.6.2. Определение эффективности системы |
691 |
6.6.3. Контрольные показатели эффективности |
692 |
6.6.4. Развитие систем |
694 |
7. Обеспечение безопасности дорожного движения в XXI веке |
699 |
7.1. Основные подходы к формированию ключевых направлений |
|
государственной политики в области обеспечения безопасности |
|
дорожного движения за рубежом |
699 |
7.2. Общие тенденции развития дорожного движения и обеспечения его |
|
безопасности в XXI веке |
713 |
7.2.1. Международные правовые акты о дорожном движении |
715 |
7.2.2. Основной акцент в зарубежном законодательстве делается на |
|
материальную ответственность нарушителей дорожного движения |
721 |
Заключение |
730 |
Библиографический список |
736 |
9
ВВЕДЕНИЕ
Рост автомобильного парка и увеличение объема перевозок приводит к увеличению интенсивности движения, что в условиях городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению транспортной проблемы. Особенно остро она проявляется в тех пунктах улично-дорожной сети (УДС), где есть пересечение крупных транспортных магистралей. Здесь увеличиваются транспортные задержки, образуются очереди и заторы, что вызывает снижение скорости сообщения, неоправданный перерасход топлива и повышенное изнашивание узлов и агрегатов транспортных средств.
Переменный режим движения, частые остановки и скопления автомобилей на перекрестках являются причинами повышенного загрязнения воздушного бассейна города продуктами неполного сгорания топлива. Городское население постоянно подвержено воздействию транспортного шума и отработавших газов.
Рост интенсивности транспортных и пешеходных потоков непосредственно сказывается также на безопасности дорожного движения. Свыше 70 % всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) приходится на города и другие населенные пункты. При этом на перекрестках, занимающих незначительную часть территории города, концентрируется почти 20 % всех ДТП.
Обеспечение быстрого и безопасного движения в современных городах требует применения комплекса мероприятий архитектурно планировочного и организационного характера.
Кчислу архитектурно-планировочных мероприятий относятся строительство новых и реконструкция существующих улиц, проездов и магистралей (например, расширение проезжей части, строительство надземных
иподземных пешеходных переходов), строительство транспортных пересечений в разных уровнях (так называемых «развязок»), объездных дорог вокруг городов (КАД) для отвода транзитных транспортных потоков и т.д.
Организационные мероприятия способствуют упорядочению движения на уже существующей (сложившейся) улично-дорожной сети.
Кчислу таких мероприятий относятся введение одностороннего движения и кругового движения на перекрестках, организация пешеходных
10
переходов и пешеходных зон, автомобильных стоянок, остановок общественного транспорта и др.
Вто время как реализация мероприятий архитектурно-планировочного характера требует, помимо значительных капиталовложений, довольно большого периода времени, организационные мероприятия способны привести хотя и к временному, но сравнительно быстрому эффекту. В ряде случаев организационные мероприятия выступают в роли единственного средства для решения транспортной проблемы. Речь идет об организации движения в исторически сложившихся кварталах старых городов, которые часто являются памятниками архитектуры и не подлежат реконструкции. Кроме того, развитие улично-дорожной сети нередко связано с ликвидацией зеленых насаждений, что не всегда является целесообразным.
При реализации мероприятий по организации дорожного движения (ОДД) особая роль принадлежит внедрению технических средств: дорожных знаков и дорожной разметки, средств светофорного регулирования, дорожных ограждений и направляющих устройств. При этом светофорное регулирование является одним из основных средств обеспечения безопасности движения на перекрестках. Количество перекрестков, оборудованных светофорами, в крупнейших городах мира с высоким уровнем автомобилизации непрерывно возрастает и достигает в некоторых случаях соотношения: один светофорный объект на 1,5-2 тыс. жителей города. За последние годы в нашей стране и за рубежом интенсивно ведутся работы по созданию сложных автоматизированных систем с применением управляющих ЭВМ, средств автоматики, телемеханики, диспетчерской связи и телевидения для управления движением в масштабах крупного района или целого города. Опыт эксплуатации таких систем убедительно свидетельствует об их эффективности
врешении транспортной проблемы.
Всвязи с ростом интенсивности и связанными с этими изменениями условий движения, а также непрерывным развитием технических средств организации дорожного движения в последние годы в Российской Федерации выполнена большая работа по совершенствованию соответствующих нормативных положений. Переработаны действующие ранее и выпущены новые государственные стандарты: ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические