32. Гистофизиологическое строение и развитие зрительного анализатора, анализаторов слуха, равновесия, вкуса и обоняния
..docГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гистологии, эмбриология и цитология
Методические указания для студентов I курса
Специальности Медицинская биохимия
к практическому занятию
по дисциплине Морфология: анатомия человека,гистология,цитология.
Составитель: доцент Коледаева Е.В.
Тема: Гистофизиологическое строение и развитие зрительного анализатора, анализаторов слуха, равновесия, вкуса и обоняния.
Цель изучения темы: способствовать формированию умений по диагностике препаратов органа слуха и равновесия, составных частей глазного яблока.
Задачи:
Определять под микроскопом периферические отделы анализаторов, их рецепторные и вспомогательные отделы.
Идентифицировать рецепторные клетки органов чувств на ультрамикроскопическом уровне.
Объяснять гистогенетические и структурные особенности первично- и вторично-чувствующих рецепторов. Объяснять структурные и цитохимические основы рецепции.
Студент должен знать:
До изучения темы:
общий план строения органов чувств
2. После изучения темы:
1) строение наружного и среднего уха
2)строение и развитие внутреннего уха (улиткового канала)
3) клеточный состав и функции кортиева органа
4) строение, функции, расположение органа равновесия (нейронный состав)
5)классификационное положение органа слуха и равновесия.
6) Гистогенетическую классификацию органов чувств.
7)Источники развития структур органа зрения.
8) Общий план строения глазного яблока.
9)Диоптрический аппарат глаза.
Студент должен уметь:
Распознавать на гистологических препаратах поперечного среза височной кости Кортиев орган, среза роговицы, желтое пятно сетчатки, слепое пятно, задняя стенка глаза, радужная оболочка, проводить сравнительный анализ электронограмм наружных и внутренних волосковых клеток кортиева органа, уметь записать цепь нейронов вестибулярного аппарата,отличать слуховое пятно от слухового гребешка, палочконесущей и колбочконесущей фоторецепторных клеток.
Студент должен владеть:
а) гистологической терминологией по теме.
б) методикой систематизации материала по теме и составлением таблиц.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля
Эмбриогенез внутреннего уха.
Строение улиткового канала.
Микроструктура и функции кортиева органа и ультраструктурная. организация волосковых клеток.
Микроструктура и функции макулы.
Микроструктура и функции кристы.
Какими ультрамикроскопическими особенностями характеризуется фоторецепторные клетки сетчатки?
Назовите ассоциативные нейроциты сетчатки и укажите их функциональное значение.
Какими структурно - функциональными особенностями характеризуется центральная ямка и диск зрительного нерва?
Какие изменения происходят в рецепторном и аккомодационном аппаратах глаза при световой и темновой адаптации?
Назовите структурно - функциональные особенности склеры и роговицы. Какие факторы обуславливают прозрачность роговицы?
Какими структурно- функциональными особенностями характеризуется сосудистая оболочка?
Какие изменения происходят в диоптрическом и аккомодационном аппаратах глаза при рассмотрении объектов на близком и дальнем расстояниях?
Какие структуры входят в состав обонятельного анализатора?
Какими морфофункциональными особенностями характеризуются клетки, входящие в состав обонятельной выстилки?
Геронтологические особенности органа слуха и равновесия новорожденных и детей разного возраста.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля «Тестовые задания для освоения частной гистологии (составители: Е.В.Коледаева, В.Б.Зайцев, И.Н.Гамулинская., 2013Г,15 0 стр.) »
4). Выполнить задания и решить ситуационные задачи из методического пособия по внеаудиторной работе «Частная гистология» ,2010 г.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Кузнецов С.Л.; Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для студентов мед. вузов, МИА , 2005, 2007, 2012; 600с., ил., Табл. (стр. 455-471)
Дополнительная:
Гистология, эмбриология, цитология: учебник для вузов / Под ред. Э.Г. Улумбекова., Ю.А. Челышева – 3-е изд., - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009, 2012. – 480 с.
Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие. Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. – М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008.
Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток тканей и органов: учеб. пособие / В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский, А.Н. Яцковский. – М.: «Медицина», 2004.-448 с.: ил. – (Учеб. лит. для студентов мед. вузов).
Частная гистология: Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов / Сост.: Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н.Гамулинская.– Киров: Кировская ГМА. - 2010. — 80 с.
Тестовые задания для освоения частной гистологии/Сост.: Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н.Гамулинская.– Киров: Кировская ГМА. - 2013. — 150 с.
Гистология: атлас: учеб. пособие/ Л.К.Жункейра, Ж.Карнейро; пер. с англ. под ред. В.Л.Быкова.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009.(с. 14-36)
Методические рекомендации подготовлены: ____________________________________
__________________________________________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры 11 сентября 2013г,протокол №1
Зав. кафедрой:______________________________________________________________