Занятие 3 Промежуточный, конечный мозг
.docГосударственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кировская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения России
Кафедра анатомии
Методические указания для студентов
1 курса специальности «»
к практическому занятию по дисциплине «Анатомия человека».
Занятие №3
Тема: Неврология. Промежуточный мозг. Конечный мозг. Цито- и миелоархитектоника коры.
Цель занятия: сформировать представления о строении промежуточного мозга, конечного мозга, их полостей, рельефа больших полушарий головного мозга, о локализации функций в коре больших полушарий для использования полученных знаний при изучении других разделов анатомии и клинических дисциплин, таких как неврология, нейрохирургия.
Задачи: изучить строение промежуточного мозга, третьего желудочка, строение базальных ядер, внутренней капсулы, мозолистого тела, свода, боковых желудочков, белого вещества, оболочек головного мозга, борозды и извилины больших полушарий, локализацию функций в коре больших полушарий.
Препараты и учебные пособия:
Череп.
Головной мозг.
Сагиттальный разрез головного мозга.
Горизонтальный разрез головного мозга на уровне базальных ядер и боковых желудочков.
Таблицы, схемы, муляжи.
Атлас, учебник.
Студент должен знать:
до изучения темы (базисные знания): раздела «остеологии» анатомические образования на основании черепа; развитие нервной системы; внешнее строение головного мозга; строение спинного, продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга.
после изучения темы:
отделы промежуточного мозга и структуры к ним относящиеся;
чем образованы стенки третьего желудочка и его сообщения;
какие структуры относятся к базальным ядрам;
топографию базальных ядер;
строение внутренней капсулы и ход проводящих путей в ней;
строение и функцию мозолистого тела и свода;
чем образованы стенки отделов боковых желудочков;
с чем сообщаются боковые желудочки;
расположение борозд, извилин и долей полушарий большого мозга;
строение коры больших полушарий;
локализацию функций в коре больших полушарий.
Студент должен уметь:
называть и показывать на препаратах изучаемые структуры промежуточного мозга и анатомические детали их строения;
называть и показывать на препаратах мозга базальные ядра, мозолистое тело, свод, боковые желудочки и их структуры;
показывать на препаратах места расположения в коре ядер анализаторов.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль.
по тестовым заданиям;
на препаратах по теме занятия.
2. Беседа по теме занятия.
Границы промежуточного мозга.
Отделы промежуточного мозга.
Строение и функции таламуса.
Строение метаталамуса.
Строение эпиталамуса.
Структуры и функции гипоталамуса.
Стенки третьего желудочка.
Базальные ядра полушарий, общий обзор.
Ядра, составляющие полосатое тело.
Строение внутренней капсулы, проводящие пути, проходящие в ней.
Строение мозолистого тела.
Строение свода.
Функции ассоциативных, комиссуральных и проекционных нервных волокон.
Стенки переднего рога бокового желудочка.
Стенки центральной части бокового желудочка.
Стенки заднего рога бокового желудочка.
Стенки нижнего рога бокового желудочка.
Доли полушарий мозга, их границы.
Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности лобной доли.
Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности теменной и затылочной долей.
Борозды и извилины височной доли и островка.
Борозды и извилины медиальной поверхности полушарий мозга.
Борозды и извилины нижней поверхности полушарий мозга.
Понятие миелоархитектоники.
Понятие цитоархитектоники.
Понятие о ядрах анализаторов.
Ядра анализаторов в лобной доле.
Ядра анализаторов в теменной доле.
Ядра анализаторов в затылочной доле.
Ядра каких анализаторов расположены в височной доле?
Структуры лимбической системы, ее функции.
3. Практическая работа.
Преподаватель консультирует студентов по наиболее сложным вопросам темы. Далее студенты с помощью учебника и атласа самостоятельно, под руководством и при консультации преподавателя на влажных препаратах, муляжах и планшетах головного мозга закрепляют знания, полученные при выполнении самостоятельной (внеаудиторной) работе по топографии и строению промежуточного, конечного мозга отвечая на вопросы преподавателя. Студенты на занятии рисуют в тетради схемы топографии базальных ядер и проводящих путей во внутренней капсуле большого мозга, описывают состав стенок полостей конечного и промежуточного мозга, решают ситуационные задачи.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Анатомия человека. Под редакцией акад. РАМН, проф. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 2008г.
Анатомия человека. Краев А.В., Резцов О.В. - М.: Медкнига, 2007 г.
Дополнительная литература:
Атлас анатомии человека.; Под редакцией проф. Р.Д. Синельникова -«Медицина», Москва, 2006 г.
Атлас анатомия человека в трех томах. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: издат. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010 г.
Нормальная анатомия человека: учебник для мед. вузов в 2-х т. Гайворонский И.В. - СПб: Спецлит, 2004 г.
Анатомия человека. Под редакцией проф. М.Г. Привеса - Издательство Медицина, 2006 г.
ЭБС «консультант студента», сайт: www.studmedlib.ru
Методические указания подготовлены доцентом кафедры анатомии Н.Л. Мальцевой.
Методические указания утверждены на заседании кафедры №7 от 11 января 2013 г.
Зав. кафедрой:_______________ (А.Е. Колосов).