1367
.pdfМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
М.Л. Левахина Е.И. Новикова
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Утверждено учебно-методическим советом университета в качестве учебного пособия
Воронеж 2017
УДК 61 (075.8) ББК 65.495я7 Л 344
Левахина М.Л. Основы управления персоналом в учреждениях здравоохранения: учеб. пособие / М.Л. Левахина, Е.И. Новикова. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2017. 85 с.
В учебном пособии рассмотрены вопросы по разделам: «Планирование кадров в медицинской организации», «Технология управления персоналом в учреждениях здравоохранения» дисциплины «Управление персоналом в учреждениях здравоохранения».
Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии» (профиль «Менеджмент и управление качеством в здравоохранении»), дисциплине «Управление персоналом в учреждениях здравоохранения».
Табл. 9. Ил. 3. Библиогр.: 3 назв.
Рецензенты: кафедра биомедицинской инженерии Юго-Западного государственного университета (зав. кафедрой д-р техн. наук, проф.
Н.А. Кореневский); д-р техн. наук, проф. Е.Н. Коровин
Левахина М.Л., Новикова Е.И., 2017
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2017
ВВЕДЕНИЕ
Кадровое планирование всегда рассматривалось как одна из ос-
новных задач в системе управления персоналом. Однако в условиях ры-
ночной экономики ее актуальность значительно возросла. Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, учи-
тывающей все аспекты, невозможно реализовать без помощи качест-
венного кадрового планирования, направленного на решение стратеги-
ческих и текущих задач в сфере управления персоналом. Результатом качественного кадрового планирования является не только привлечение в нужном количестве и нужного качества персонала, отсутствие его де-
фицита, снижение текучести кадров, но исущественное повышение эф-
фективности работы организации, а также ее конкурентоспособности.
В учебном пособии рассмотрены вопросы по разделам: «Планиро-
вание кадров в медицинской организации», «Технология управления персоналом в учреждениях здравоохранения» дисциплины «Управление персоналом в учреждениях здравоохранения» направления 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии» профиля «Менеджмент и управление качеством в здравоохранении».
Учебное пособие будет способствовать закреплению теоретиче-
ских знаний, овладению навыками решения практических задач по управлению персоналом медицинской организации.
3
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ПЕРСОНАЛ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Целью занятия является изучение принципов и методов управле-
ния, усвоение лекционного материала.
2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Управление персоналом организации – целенаправленная дея-
тельность руководящего состава организации, руководителей и специа-
листов подразделений системы управления персоналом. Оно включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и ме-
тодов управления персоналом.
Управление персоналом организации заключается:
•в формировании системы управления персоналом;
•в планировании кадровой работы;
•в разработке оперативного плана кадровой работы;
•в проведении маркетинга персонала;
•в определении кадрового потенциала и потребности организации
вперсонале.
Принципы и методы управления персоналом.
В современных условиях накоплен значительный багаж знаний в области управления персоналом – набор правил, принципов и методов.
Под принципами управления персоналом следует понимать прави-
ла и нормы поведения, которыми руководствуются кадровые службы и отдельные менеджеры в различных условиях и обстоятельствах.
Цели и задачи организации достигаются путем применения раз-
личных методов. Методы управления — способы воздействия субъекта на объект управления. В практике управления, как правило, одновре-
менно применяют различные методы и их сочетание. В настоящее вре-
4
мя выделяют три группы общих методов управления персоналом: ад-
министративные (организационно-распорядительные); экономические;
социально-психологические.
Административные методы базируются на властной мотивации,
основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должно-
сти и т. п. Для этих методов характерно прямое централизованное воз-
действие субъекта на о6ъект управления: организационно-
стабилизирующие (законы, уставы, правила, положения и др.), распоря-
дительные (приказы, распоряжения) и дисциплинарные (меры и формы ответственности).
Экономические методы управления опираются на материальные стимулы, т.е. выполнение определенных заданий и экономическое воз-
награждение за результаты работы.
Для достижения максимально эффективного управления необхо-
димы также духовные мотивы, на которые опираются социально-
психологические методы управления. С помощью этих методов осуще-
ствляется воздействие преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей.
Основными методами распорядительного воздействия являются приказы, распоряжения, постановления, указания, предписания.
Приказ – обязательный для исполнения акт управления руководи-
теля в пределах его компетенции и полномочий. Это наиболее жесткая форма распорядительного воздействия, предполагающая юридическую ответственность за неисполнение.
Распоряжение – сообщение, которое передает руководитель под-
чиненному. Распоряжение имеет властный характер и обязательную си-
лу для лиц и организаций (подразделений), которым оно адресовано.
Распоряжение может быть как устным, так и письменным.
Постановление – распорядительный акт, обычно применяется кол-
легиальными органами управления (правительством, советом директо-
ров компании) для решения наиболее значимых для организации вопро-
сов.
5
Указание – форма управленческого решения, обращенного к кон-
кретным исполнителям (или по поводу конкретного дела).
Одним из основных экономических методов управления, приме-
няемых на уровне организации, является внутрифирменное планирова-
ние. Оно состоит в принятии упреждающих решений о том, что следует делать, кто будет делать, кто будет отвечать за результат. Экономиче-
ским методом на уровне предприятия является коммерческий расчет,
предусматривающий поддержание баланса между расходами и дохода-
ми и получение предприятием прибыли.
На уровне отдельного работника экономические методы управле-
ния направлены на мотивацию трудовой деятельности работников. К
этим методам, в частности, можно отнести стимулирование персонала при достижении целей организации, направленное на максимальное удовлетворение его физиологических потребностей, обеспечение ком-
плексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных по-
требностей.
Выделяются следующие формы экономического стимулирования:
• система заработной платы в зависимости от количества и качест-
ва труда;
• бонусы в виде дополнительных вознаграждений: премий, надба-
вок к основной заработной плате;
•участие работника в распределении прибыли организации;
•льготы и привилегии: формирование пенсионного фонда; обеспе-
чение безопасности работника; льготы по оплате транспортных услуг,
на обучение, повышение квалификации, на приобретение продукции,
выпускаемой предприятием, льготных кредитов; организации лечения и отдыха членов семьи работников.
Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов или полного снятия предоставляемых льгот.
Социально-психологические методы управления включают арсе-
нал разнообразных способов и приемов, разрабатываемых социологией,
6
социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.
Социально-психологические методы управления персоналом осно-
ваны на исследовании психофизиологического портрета личности, мо-
тивации всех ее потребностей. Чтобы умело побудить работника каче-
ственно выполнить задание, в срок и с наименьшими затратами, субъек-
ту управления следует знать психологические установки личности как объекта управления.
Мониторинг социально-психологических процессов заключается в постоянном и непрерывном наблюдении за коллективом и его членами с целью установления параметров психологического портрета личности,
ее мотивов и ценностей; выявления путей удовлетворения физиологиче-
ских, социальных и других потребностей личности; изыскания методов и средств убеждения личности и коллектива.
3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выполните тестовые задания по изучаемой теме:
1. Функциональными подсистемами управления являются:
1)делопроизводственное обеспечение управления;
2)управление развитием организации;
3)управление учетом и отчетностью;
4)управление маркетинговой деятельностью;
5)управление финансовой деятельностью.
2. К обеспечивающим подсистемам управления относятся:
1)управление материально-техническим снабжением;
2)обеспечение регламентирующей документацией;
3)оперативное регулирование и диспетчирование производства;
4)делопроизводственное обеспечение управления;
5)правовое обеспечение управления.
3. В функциональном блоке управления персоналом решаются
следующие задачи:
7
1)учет и статистика персонала;
2)производственная социализация;
3)упорядочение рабочих мест;
4)оценка деловых качеств персонала;
5)определения содержания и результатов труда на рабочих местах.
4.Основными задачами управления персоналом являются:
1)определение потребности в персонале;
2)охрана труда и техника безопасности;
3)мотивация результатов труда и поведение персонала;
4)расчет и выплата заработной платы.
5. Методы формирования системы управления персоналом:
1)моментные наблюдения;
2)опытный;
3)главных компонент;
4)системный подход;
5)матричный.
6. Методы обоснования системы управления персоналом:
1)материальное моральное стимулирование;
2)нормативный;
3)расчет количественных и качественных показателей оценки эко-
номической эффективности; 4) обучение, переподготовка и повышение квалификации работни-
ков аппарата управления; 5) функционально-стоимостной анализ.
7. Прозрачность системы управления персоналом означает:
1) своевременные решения по анализу и совершенствованию сис-
темы управления персоналом;
2)концептуальное единство, доступную терминологию;
3)простоту системы управления персоналом;
4)наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом.
8. К социально-экономическим особенностям труда в сфере
8
управления можно отнести:
1)особые условия труда – оргтехника и вычислительная техника;
2)возможность оценки труда с помощью натуральных показате-
лей;
3)специфический предмет труда – информация;
4)использование систем оплаты труда;
5)организация рабочих мест.
9.Управление персоналом организации заключается: 1) в планировании кадровой работы; 2) в разработке плана оргтехмероприятий;
3) в разработке оперативного плана кадровой работы;
4) в определении издержек производства и персонала;
5) в проведении маркетинга персонала.
10.Основными задачами управления персоналом организации являются:
1)разработка стратегии развития организации;
2)выработка путей формирования и развития трудового потенциа-
ла;
3) разработка организационно-управленческой структуры органи-
зации; 4) мониторинг трудового поведения коллектива и трудовых отно-
шений.
11. Трудовые ресурсы состоят:
1) из экономически активного и экономически неактивного насе-
ления;
2)из занятых и безработных;
3)из населения в трудоспособном возрасте;
4)из трудоспособной части населения, обладающей физически и интеллектуальными способностями к труду.
12. Трудовой потенциал работника представляет собой:
1) совокупность физических и духовных свойств работника и его
способность достигать определенных результатов в соответствующих
9
условиях;
2)совокупность физических и духовных свойств;
3)совокупность свойств работника, его способность достигать оп-
ределенных результатов в заданных условиях и совершенствовать на-
выки для выполнения новых производственных задач.
13. Трудовой потенциал организации представляет собой:
1)совокупность работников и материальных ресурсов;
2)совокупность работников, обладающих определенной квалифи-
кацией, опытом работы и профессией; 3) совокупность работников, обладающих определенными знания-
ми, опытом и организационно-технические условия производства.
4.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Что входит в социотехническую систему организации?
2.Назовите элементы, характерные для любой организации.
3.Какие функциональные подсистемы управления отражают об-
щую цель организации?
4.Назовите основные организационные структуры организации.
5.В чем состоят особенности управленческой деятельности?
6.В чем сущность управления персоналом организации?
7.Кто является участником процесса управления персоналом ор-
ганизации?
8. По каким квалификационным признакам делят работников орга-
низации?
9. Дайте характеристику объекта и субъекта управления персона-
лом.
10.Что собой представляет система целей управления персоналом?
11.Назовите основные задачи управления персоналом организации
иаспекты, направленные на их решение.
12.Охарактеризуйте основные группы принципов и методов управления персоналом организации.
10