695
.pdf656.2 Г805
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
О.О.ГРЕНКЕВИЧ,С.В.КАРАСЕВ
ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальности 270204 «Строительство железных дорог,
путь и путевое хозяйство»
2-е издание, переработанное и дополненное
НОВОСИБИРСК 2009
УДК 656.2 Г805
Гренкев ич О.О., Ка расев С.В. Основы эксплуатации железных дорог: Метод. указ. к выполнению лабораторных работ для студентов специальности 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009. – 54 с.
Излагаются цели, задачи и содержание лабораторных работ по дисциплине «Основыэксплуатациижелезныхдорог».Приводятсяисходныеданные,даются методические рекомендации по выполнению работ, форма итогового отчета студентов по каждой выполненной лабораторной работе, варианты индивидуальныхзаданий.
Методическиеуказанияпредназначеныдлястудентовспециальности270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры «Железнодорожные станции и узлы».
О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
канд. техн. наук, доц. А.А. Кузнецова
Р е ц е н з е н т
проф.кафедры«Управлениеэксплуатационнойработой» СГУПСа, д-р техн. наук А.В. Дмитренко
Гренкевич О.О., Карасев С.В., 2009
Сибирский государственный университет путей сообщения, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Для повышения качества подготовки будущих специалистов по специальности 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» необходимо расширение и углубление их знаний в области эксплуатации железнодорожного транспорта. Эффективная и профессиональная организация путевых строительных и ремонтных работ в увязке с технологическим процессом работы подразделений, обеспечивающих непосредственное выполнение перевозочного процесса, требует освоения специа- листами-путейцами основ обеспечения поездной и маневровой работы на перегонах и станциях, принципов и методов управлениядвижением.
Методические указания основаны на положениях действующихнормативныхдокументов,связанныхсорганизациейдвижения, а также проведением строительных и ремонтных работ.
3
Лабораторнаяработа1
ПРОЕКТИРОВАНИЕЭЛЕМЕНТОВПУТЕВОГОРАЗВИТИЯСТАНЦИЙ
Цель работы: изучить нормативные требования к основным элементам путевого развития станций.
Задачи
1.На схеме горловины участковой станции обозначить стрелочные переводы марки крестовины 1/11, входные и выходные светофоры.
2.Рассчитать координаты следующих элементов: центров стрелочных переводов; светофоров; предельных столбиков, которые являются границами полезной длины пути в заданной горловине.
Исходные данные
1.Вариант схемы станции в «рыбках».
2.Скорость движения (до 140 км/ч, от 140 до 200 км/ч).
3.Тип рельсов Р65.
4.Значения длин прямых вставок (приведены в табл. 1).
5.Параметры стрелочных переводов (приведены в табл. 2).
6.Расстояния от центров стрелочных переводов до предельных столбиков (приведены в табл. 3).
7.Расстояния от центров стрелочных переводов до выходных сигналов (приведены в табл. 4).
8.Тангенсы круговых кривых (приведены в табл. 5). Варианты конструкций горловин участковых станций пред-
ставлены на рис. 1–3.
Методические рекомендации квыполнению работы
1. Нормы укладки стрелочных переводов марки 1/11, 1/9
На главных путях станций, где предусмотрен пропуск пассажирских поездов со скоростями 140–200 км/ч, должны укладываться стрелочные переводы типа Р65 марки не круче 1/11, с гибкими остряками и крестовиной с подвижным сердечником, создающим непрерывную поверхность катания.
4
Таблица 1
Значения длин прямых вставок d, м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование пути |
|
||||
Cхемы взаимного расположения смежных |
Главный |
Приемо- |
||||||||||||||
отправочный |
||||||||||||||||
стрелочных переводов, наименование |
|
|
||||||||||||||
Скорости движения, км/ч |
||||||||||||||||
|
|
|
|
укладки |
||||||||||||
|
|
|
|
До 140 |
140– |
До 140 |
|
140– |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
200 |
|||
Встречная укладка с направлением |
|
|
|
|
|
|||||||||||
боковых путей в разные стороны |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12,5 |
25 |
12,5 |
|
12,5 |
|
|
а |
|
||||||||||||||
|
|
|
а |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Встречная укладка с направлением |
|
|
|
|
|
|||||||||||
боковых путей в одну сторону |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12,5 |
25 |
6,25 |
|
6,25 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
||||||
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Укладка «E/sin »1 с расположением торца |
|
|
|
|
|
|||||||||||
крестовины одного стрелочного перевода за |
|
|
|
|
|
|||||||||||
торцом крестовины другого |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определяется расчетом |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Укладка «E/sin » с расположением рамных |
|
|
|
|
|
|||||||||||
рельсов одного стрелочного перевода за |
|
|
|
|
|
|||||||||||
торцом крестовины другого |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Попутная укладка с направлением боковых |
|
|
|
|
|
|||||||||||
путей в разные стороны |
12,5 |
25 |
6,25 |
|
6,25 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 E – расстояние между осями смежных путей, м; – угол крестовины
стрелочного перевода, град.
5
Таблица 2
Параметры a и b стрелочных переводов из рельсов типа Р65
Марка |
|
|
|
|
|
|
Расстояние, м |
|
tg |
||||||||
|
От оси передних стыков рамных |
|
От центра перевода до |
||||||||||||||
крестовины |
|
|
|||||||||||||||
|
|
рельсов до центра перевода, a |
|
торца крестовины, b |
|
|
|||||||||||
1/11 |
|
|
|
|
14,063 |
|
|
|
|
19,309 |
|
0,0909 |
|
||||
1/9 |
|
|
|
|
15,227 |
|
|
|
|
15,812 |
|
0,1111 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 |
||
Расстояния lп.с от центров стрелочных переводов до предельных |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
столбиков, м |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Марка |
|
|
|
Расстояние между осями смежных путей E, м |
|||||||||||||
крестовины |
|
|
|
5,3 |
|
6,5 |
|
|
|
|
более или равно 7,5 |
|
|||||
1/11 |
|
|
|
|
46,81 |
|
46,81 |
|
|
|
|
46,81 |
|
|
|||
1/9 |
|
|
|
|
43,36 |
|
43,36 |
|
|
|
|
37,10 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
||
Расстояния lс.в от центров стрелочных переводов до выходных |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
сигналов, м |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Марка |
|
|
|
Расстояние между осями смежных путей Е, м |
|||||||||||||
крестовины |
|
|
|
5,3 |
|
6,5 |
|
|
|
более или равно 7,5 |
|
||||||
1/11 |
|
|
|
|
56 |
|
47 |
|
|
|
|
|
46 |
|
|
||
1/9 |
|
|
|
|
65 |
|
57 |
|
|
|
|
|
56 |
|
|
||
|
|
|
|
|
Тангенсы круговых кривых, м |
Таблица 5 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Марка |
|
|
|
Радиусы круговых кривых, м |
|
|
|
||||||||||
крестовины |
|
200 |
|
|
|
|
300 |
|
|
|
400 |
|
|
||||
1/11 |
|
|
|
|
– |
|
13,6 |
|
|
|
18,14 |
|
|
||||
1/9 |
|
|
|
|
|
11,08 |
|
|
|
16,62 |
|
|
|
– |
|
Примечание. Радиус 400 м применяется на пассажирских путях, 300 м – на приемоотправочных, 200 м – на прочих станционных.
6
Четная |
Центральная |
Нечетная |
Четное
Рис. 1. Деление на горловины схемы участковой станции, вариант 1
7
8
Б
Четное
Рис. 2. Деление на горловины схемы участковой станции, вариант 2
Четное
Рис. 3. Деление на горловины схемы участковой станции, вариант 3
9
Стрелочные переводы, укладываемые в путь, должны иметь крестовины следующих марок:
–на главных и приемоотправочных пассажирских путях – не
круче 1/11, а перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных, – не круче 1/91 ; стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому направлению, могут иметь крестовины марки 1/9;
–наприемоотправочныхпутяхгрузовогодвижения–некруче 1/9, а симметричные – не круче 1/6;
–на прочих путях –некруче1/8, асимметричные –некруче1/4. Диспетчерские съезды, как правило, следует проектировать
со стрелочными переводами марки крестовины не круче 1/11. 2. Координирование основных элементов плана горловины
Координирование выполняется с точностью до 0,01 м.
За ось абсцисс рекомендуется принимать ось I главного пути станции. За ось ординат в данной работе (в учебных целях) принимаетсялиния,проходящаячерезточкуустановкивходного светофора2 .
3. Порядок установки входных светофоров
Входные светофоры устанавливаются от первого входного стрелочного перевода на расстоянии не ближе 50 м от остряка противошерстногоилипредельногостолбика пошерстногострелочного перевода. Схемы расположения входных светофоров показаны на рис. 4.
4. Порядок установки выходных светофоров
Расстановка выходных светофоров (рис. 5) производится следующим образом:
–если светофор и предельный столбик находятся в одном
междупутье, то светофор устанавливается на расстоянии lсв от центра стрелочного перевода (см. значения табл. 4) – рис. 5, a;
–если светофор и предельный столбик находятся в разных междупутьях, то светофор устанавливается на расстоянии 3,5 м отпредельногостолбикавсторонуполезнойдлиныпути– рис. 5,б;
1Применениевновьперекрестныхстрелочныхпереводовиглухихпересечений допускается только с разрешения Департамента пути и сооружений ОАО
«РЖД» [11].
2 Заось ординат на планахстанций общепринятопринимать ось пассажирского
здания.
10