- •Философия Нового Времени
- •Вопрос 1.
- •Факторы, оказавшие влияние на формирование философии Нового времени
- •Основные черты философии Нового времени
- •ЭМПИРИЗМ
- •Фрэнсис Бэкон (1561-1526 гг.)
- •Бэкон о предназначении науки
- •Индукция -
- •«Призраки» («идолы») – препятствия, стоящие на пути к познанию истины
- •Томас Гоббс (1588-1679 гг.)
- •Теория государства и «общественный договор»
- •Джон Локк (1632-1704 гг)
- •Гносеология Локка
- •Социально-философские идеи Локка
- •РАЦИОНАЛИЗМ
- •Рене Декарт, Картезий (1596-1650 гг)
- •Рационалистическй метод Декарта
- •Рационалистический метод Декарта
- •Правила метода Декарта
- •Врожденные идеи и проблема Бога
- •Дуалистическое ученние о субстанциях
- •Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг)
- •Учение Спинозы о единой субстанции (монизм)
- •Гносеология Спинозы
- •Этика Спинозы
- •Социально-философские взгляды Спинозы
- •Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг)
- •Принципы построения философской системы
- •Онтология Лейбница
- •Монады (от греч monos — «один»).
- •Гносеология Лейбница – попытка примирить рационализм и эмпиризм
- •Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было ощущениях
- •Богооправдание («теодицея»)
- •Вопрос 2.
- •Эпоха Просвещения (18 век)
- •Просвещение
- •Характерные особенности философии эпохи Просвещения:
- •Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778гг)
- •Социально-политические и философские взгляды Вольтера
- •Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.)
- •Социально-политические и философские взгляды Монтескье
- •Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.)
- •Социально-политические и философские взгляды Руссо
- •Французские материалисты
- •Значение французского материализма
- •Представители утопического социализма
- •Представители утопического социализма
Философия Нового Времени
1.Наукоцентризм и гносеологическая направленность новоевропейской философии XVII в.
2.Философские идеи эпохи Просвещения.
Вопрос 1.
Наукоцентризм и гносеологическая направленность новоевропейской философии XVII в.
Факторы, оказавшие влияние на формирование философии Нового времени
Буржуазные революции в ряде стран (Голландия, Англия),
Изменения в сфере экономики - рост мануфактурного производства, перевод предприятий на капиталистическую основу
Увеличение востребованности нового типа знаний, основанных на опыте, знаний достоверных и чисто практических, направленных на улучшение производственной деятельности.
Ослабление влияния церкви, критика схоластической учености.
Основные черты философии Нового времени
Освобождение философии из-под власти религии и церкви (доктрина двойной истины)
Доктрина двойной истины: Божья воля проявляется двояко: в виде Священного Писания и через сотворение мира. Соответственно, есть два пути познания – богословский и научный. Если в средневековье доминировал первый, то в эпоху Нового Времени (17-19 в) начинается преобладание второго.
Смена познавательных ориентиров: выход на первый план наук о природе и приобретение наукой практического статуса.
Формирование двух основных познавательных программ новоевропейской философии: рационализма и эмпиризма.
ЭМПИРИЗМ
Фрэнсис Бэкон (1561-1526 гг.)
Его творчество носит
переходный характер (от философии Ренессанса к философии Нового времени
Главные труды:
«Возрождение наук», «Новая Атлантида», «Опыты, или наставления нравственные и политические» и др.
Бэкон о предназначении науки
Обоснование практической цели науки (познание не с целью познания, как в Античности, а с целью преобразования мира)
Наука должна помочь человеку
управлять природой и приспосабливать её к его потребностям
Главные методы – эксперимент и
индукция.
«Знание
– сила!»
Индукция -
Способ рассуждения, при котором происходит движение
от частных фактов, положений к общим выводам.
Индукция ведёт от чувственного опыта к разумному знанию, как бы поднимаясь по ступеням обобщения
Результатом индукции станет
вывод устойчивых свойств вещей, которые составляют их сущность
Ученый не должен уподобляться ни пауку, ткущему паутину из самого себя, ни муравью, который только собирает и накапливает материал, но должен, подобно пчеле, собирать и перерабатывать собираемый материал, преобразуя его в научную теорию.
«Призраки» («идолы») – препятствия, стоящие на пути к познанию истины
Экспериментально-индуктивный метод, по мнению Бэкона, поможет избежать этих ошибок