- •Метафизика – (буквально – «то, что после физики») - группа трактатов Аристотеля о «бытии самом по себе», о «первых родах существа», которые должны были следовать после физики («мета – после»).
- •Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.
- •Основные принципы энгельсовской классификации:
- •Таким образом, предельно общим будет определение диалектики как философского учения о развивающемся быти и метода его познания, основанного на принципах развития и взаимосвязи.
- •Примеры: смена дня и ночи, чередование пор года, горячее и холодное, черное и белое, «инь» и «янь»….
- •Примеры:
- •Вопросы для самопроверки по теме:
Практическое занятие № 2
МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
Для более эффективного изучения темы настоятельно рекомендуется воспользоваться также и соответствующей презентацией (размещена в разделе «Лента»).
Онтология как философское учение о бытии. Классификация бытия.
Понятие материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Структура материи.
Движение и развитие как атрибуты материи. Принципы классификации форм движения.
Пространственно-временная структура бытия. Субстанционный и реляционные подходы к пониманию сущности пространства и времени.
Диалектика как философская концепция развития, ее принципы, законы и категории.
С самого начала философия ориентирована не на исследование конкретных предметов, а на открытие и объяснение фундаментальных условий существования мира, первых принципов всякого бытия. Это стремление к постижению всеобщего, ориентация на познание всеобщих характеристик действительности делает философию “первой философией”, метафизикой. Метафизика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») это раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Пример метафизических вопросов: Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?
Метафизика – (буквально – «то, что после физики») - группа трактатов Аристотеля о «бытии самом по себе», о «первых родах существа», которые должны были следовать после физики («мета – после»).
На различных этапах существования метафизика по-разному решала свою главную задачу: поиск и объяснение причин единства мира. Античная натурфилософия имела целью поиск натуральных элементов, являющихся субстанциальными началами мира – земли, воды, воздуха, огня, атомов, из которых все возникает и в которые все превращается. Мир – это единый космос, имеющий общее основание. Множество явлений и предметов космоса, связанных между собой разнообразными связями, свидетельствует о том, что это не нечто завершенное, а процесс, становление, у него есть прошлое и будущее, ему свойственно развитие.
Средневековая философия основой мира, началом и условием его существования считает Бога – высшее, совершенное, истинное бытие, до и вне которого нет и не может быть чего-то иного. Это вечное и неизменное начало, все же изменяемое сотворено Богом и стремится к небытию.
Метафизика Нового времени переориентирует свое внимание с первооснов мира на исследование механизмов и принципов познания его и становится, таким образом, не столько формой философского постижения мира, сколько методом. Можно сказать, что философия как метафизика, как наука о первых основаниях мира, эволюционировала от натурфилософии к философии духа, что наиболее полно воплотилось в немецкой классической философии.
Ориентация метафизики на обнаружение первых условий существования мира и человека тесно связана с попыткой осмысления бытия. А бытие – это предмет онтологии как части метафизики. Онтология исследует не бытие отдельных предметов, а бытие само по себе, бытие как сущее. Онтология – учение о бытии (онтос+логос – сущее+учение) всего сущего, т.е мира, о его сущности и всеобщих принципах организации.
Философское учение о бытии. Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами, движутся, разъединяются. Но это возможно только тогда, когда имеется определенная причина, которая порождает эти предметы, движет, соединяет и изменяет их. Это и есть бытие. Оно приписывается всему, что есть, и указывает на то, чем и каким оно есть. Понятие бытия, утверждая наличие чего-то (что-то есть), одновременно свидетельствует о том, что оно собою представляет (указывает на сущность предмета) и каким оно бывает (фиксирует его характеристики). Бытие – это философская категория,обозначающая существование разнообразия мира в его единстве и целостности.
Бытие делится на объективное (материя, вещи, явления, люди) и субъективное (разнообразие чувств, мышление, сознание).
Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия:
— бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;
— бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;
— бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.
Проблема субстанции в философии. Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, единой первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субстанции (от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основании). Под субстанцией понимали то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира. Субстанция характеризуется самодетерминацией (несотворимостью, неуничтожимостью), универсальностью (обозначает устойчивую, постоянную, абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальностью (является всеобщей причиной всех явлений).
Разные философские школы по-разному трактуют природу субстанции. Это зависит от того, как представители этих школ решают вопрос о единстве мира и его происхождении.
В решении этой проблемы сформировались три концепции.
1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание (Спиноза)
2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).
3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).
Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.
Материализм — это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.
Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало.
Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм.
Согласно объективному идеализму, основу мироздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).