новая папка 1 / 220678
.pdfВЫБОРНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ*
А. КЫНЕВ
Власти пытаются изобрести избирательную систему, которая поможет заместить падение рейтингов партии власти электоральными ухищрениями.
Постепенно появляются законопроекты в рамках реализации предложений последнего президентского послания Дмитрия Медведева. Однако среди них попрежнему нет самого главного и самого скандального законопроекта – о новой избирательной системе на выборах Государственной думы. Почему его нет до сих пор – в общем-то, понятно: предлагаемая экзотическая т. н. биноминальная система носит откровенно антидемократический и манипулятивный характер.
Причем выбор из различных манипулятивных вариантов именно такого, вероятно, призван максимально запутать граждан, чтобы никто не понял, о чем, собственно, идет речь. А когда участники политического процесса и граждане поняли бы суть новой системы, было бы уже поздно.
Описана новая система в послании была так, что это сразу вызвало разные трактовки того, как это может быть реализовано. Президент заявил: «Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте». Часть представителей его команды тут же откомментировала это как смешанную систему (225 депутатов по округам и 225 по партспи-
25.01.2012 - http://www.gazeta.ru/comments/2012 /01/25_x_3973997.shtml
скам), |
однако |
несколько позднее |
щая даже с 35% партия (именно |
||||||
другие |
представители президент- |
таков примерно был реальный ре- |
|||||||
ской |
команды |
подтвердили, что |
зультат «Единой России» на выбо- |
||||||
речь |
идет о т. н. биноминальной |
рах в декабре 2011-го в регионах с |
|||||||
системе – 225 двухмандатных ок- |
относительно нормальным соблю- |
||||||||
ругов, внутри которых формально |
дением |
процедур голосования |
и |
||||||
конкурируют партийные списки. По |
подсчета) может получить гипер- |
||||||||
такой логике, «пропорциональной» |
большинство, если в каждом из ок- |
||||||||
можно считать любую систему, ес- |
ругов занимает не ниже второго |
||||||||
ли в бюллетене вначале название |
места. А больше половины мест ей |
||||||||
партии, а потом указано, кто в ее |
обеспечат отдельные регионы, где |
||||||||
списке, даже если это список из |
она устойчиво имеет по формаль- |
||||||||
одного человека, а мажоритар- |
ным результатам 65—70%. Если |
||||||||
ной – систему, где все наоборот (в |
брать итоги 4 декабря 2011-го, то |
||||||||
бюллетене указаны в первую оче- |
это такие регионы, как Чечня, Мор- |
||||||||
редь кандидаты, а затем кто ими |
довия, Дагестан, Ингушетия, Кара- |
||||||||
выдвинут). То есть те, кто писал |
чаево-Черкесия, Тува, Кабардино- |
||||||||
послание, очевидно, полагают, что |
Балкария, |
Татарстан, |
Ямало- |
||||||
«пропорциональная система» мо- |
Ненецкий и Чукотский автономный |
||||||||
жет быть даже в одномандатном |
округа, Башкирия, Северная Осе- |
||||||||
округе. Однако с точки зрения |
тия, Калмыкия, Тамбовская, Кеме- |
||||||||
здравого смысла и самого значе- |
ровская, |
|
Саратовская |
области. |
|||||
ния слова «пропорциональность» |
Близки к ним Астраханская, Туль- |
||||||||
такая |
|
двухмандатная система не |
ская, Тюменская области, Адыгея и |
||||||
может быть пропорциональной по |
Коми. Все это можно смело назы- |
||||||||
определению. |
|
вать зоной электоральной анома- |
|||||||
Главное отличие такой «про- |
лии (в одних она устойчивая, в дру- |
||||||||
порциональной системы в двухман- |
гих явная «заслуга» новых губер- |
||||||||
датных округах» от иного варианта |
наторов). В результате даже с па- |
||||||||
пропорциональной системы состоит |
дающим процентом партия-лидер |
||||||||
в том, что внутри двухмандатного |
легко при такой электоральной гео- |
||||||||
округа шанс получить мандат имеет |
графии получает в парламенте две |
||||||||
только партия, которая получает на |
трети мест. |
|
|
|
|||||
его территории примерно 30-35% |
Григорий Голосов, |
одним |
из |
||||||
голосов (формально 100% делить |
первых |
анализируя |
последствия |
||||||
на два – это, |
конечно, примерно |
введения подобной системы, взял |
|||||||
50%. |
|
Однако |
часть бюллетеней |
для анализа итоги ее применения |
|||||
неизбежно будет недействитель- |
при «позднем Пиночете» в Чили |
||||||||
ной, часть отдана за другие «пар- |
при переходе к демократии в 1989 |
||||||||
тийные списки», поэтому реальная |
году. Тогда ее целью тоже было |
||||||||
цена мандата в любом случае бу- |
сохранение любой ценой поддер- |
||||||||
дет менее 50%). Если партия полу- |
живавших |
Пиночета |
партий |
на |
|||||
чает в округе более 65-70% голо- |
важных |
политических |
ролях – |
им |
|||||
сов, то она получает в округе оба |
нужно было обеспечить как мини- |
||||||||
мандата. В результате такой схемы |
мум твердое второе место. Григо- |
||||||||
даже партия, которая по всей стра- |
рий Голосов дает прогноз, что за |
||||||||
не имеет поддержку 10-15%, мо- |
счет растаскивания голосов боль- |
||||||||
жет остаться вообще без единого |
шим числом новых «малых партий» |
||||||||
мандата. А формально лидирую- |
эта система может сохранить мес- |
|
А. Кынев. ВЫБОРНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ |
83 |
|
та в парламенте и иным нынешним парламентским партиям (КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР). Я позволю не согласиться с этим выводом Голосова, так как последствия применения той или иной избирательной системы в конкретной стране всегда нужно рассчитывать с оглядкой на конкретную электоральную географию.
Так, известно, к примеру, что мажоритарная система относительного большинства далеко не всегда ведет к двухпартийности, если в разных частях страны доминируют разные наборы партий.
При нашей отечественной электоральной географии при такой «биноминальной» системе относительно значимое помимо партии власти представительство в состоянии сохранить лишь КПРФ.
Все иные партии получат лишь отдельных представителей: при такой системе мы, скорее всего, вообще не увидим в парламенте ЛДПР (Жириновскому даже будет сложно найти регион, где он сможет как кандидат партии занять место не ниже второго), как не увидим в значимом объеме «Справедливую Россию» (лишь ее отдельные представители из числа местных харизматиков смогут стать депутатами). Вообще при такой системе, во-первых, резко возрастают риски «обезглавливания партий» – возникновения ситуации, когда лидеры партии не могут стать депутатами, а вместо них избираются люди внутри партии из второго эшелона, то есть с малой федеральной, но с хорошей локальной известностью. Вовторых, при такой системе проигрывают почти все партии, ярко идеологически окрашенные, у которых устойчивый процент общероссийской поддержки, но его сложно хотя бы в одном регионе локализовать до уровня пусть и второго места по популярности. Скорее всего, при такой системе мы не увидим в парламенте многих людей, потому что им будет сложно выиграть конкретные округа. Это может быть парламент без Явлинского, Немцова и т. д. и т. п. То есть при нынешнем (сегодняшнем) электорально-геогра- фическом раскладе это будет ситуация одной большой фракции, одной маленькой и взвеси из отдельных представителей иных партий.
Однако сомнительно, что поставленные инициаторами задачи будут решены такой ценой. Уж больно «пирровой» окажется победа. Несомненно, что проведение выборов по таким правилам и явное несоответствие общественных настроений и полученного результата создаст у граждан ощущение очередного обмана и еще больше дискредитирует политическую систему.
O МИФОЛОГИЧЕСКАЯ
ДВУХПАРТИЙНОСТЬ
Почему из всех иных вариантов, позволяющих партии власти в условиях падения рейтингов сохранять формальное большинство по результатам выборов (к примеру, смешанной несвязанной системы, которая тоже помогает партиилидеру, которая плюсует к мандатам по спискам львиную долю выигранных мажоритарных округов), выбрали, судя по всему, именно «биноминальную» систему? Помимо названной цели запутать (обмануть) граждан экзотическим вариантом есть и еще одна вероятная цель: целый ряд технологов
власти искренне верят, что стране нужна двухпартийная система. И действительно, биноминальная система сегодня сработала бы именно на вариант «Единая Россия» против КПРФ. Фактически бы страну толкали к «развилке-96»: или мы, или коммунисты. Однако рискну предположить, что вывод граждан в новой ситуации был бы другим: уж лучше коммунисты.
Сфабриковать «искусственную двухпартийность» не получится: при бесправных представительных органах власти (а полноценных партийных систем без парламентаризма не бывает) это будет такая же партийная показуха, как и в прежние годы «суверенной демократии». Кроме того, фактическое принуждение граждан к вступлению в партии, взгляды которых они не разделяют, исключительно с целью избраться (ведь право на самовыдвижение гражданам никто возвращать, судя по всему, не собирается) любой ценой и дальше будет вести к их обезличиванию. Просто поток «кандидатов-попут- чиков» самых разных взглядов хлынет в КПРФ в новых условиях с невиданной силой. И вместо полноценных партий получится окон-
чательное превращение того, что есть, в партийную имитацию.
На самом деле «чистых двухпартийных» систем, за исключением некоторых островных карибских стран, практически нигде в мире нет. Почти всегда есть и иные сильные фракции кроме двух основных, а в США уникальная и не воспроизводимая нигде больше система, где каждая общеамериканская партия юридически конфедерация 50 партий 50 штатов (чтобы такую систему создать, нужно воспроизвести и американский федерализм, и американскую избирательную систему, и американскую политическую культуру). Так что мечтания отдельных более
или менее политически образованных чиновников иметь «двухпартийную систему как в США» – признак ограниченной компетентности и политической адекватности.
Выше уже упоминалось, что даже «классическая» мажоритарная система далеко не всегда ведет к двухпартийности.
O ЛОЖНЫЕ ДИЛЕММЫ МАЖОРИТАРНОГО И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО
Важно напомнить еще об одном факте. Вроде бы это и известно, и эксперты постоянно стараются об этом говорить, но примитивизирующие реальность штампы массового сознания и массового образования очень сильны. Известная дилемма «мажоритарная» или «пропорциональная» система во многом является ложной. На практике существует огромное количество избирательных систем в рамках этой условной дихотомии, а также множество иных систем, комбинирующих те или иные элементы мажоритарных и пропорциональных выборов. Есть целый ряд конкретных электоральных механизмов (число избираемых лиц; способ голосования и форма бюллетеня; способ определения победителя и т. д.), которые в разных комбинациях могут создавать самые различные системы с различными свойствами. Причем закономерности их применения во многом связаны именно со стимулами, которые создает каждый электоральный механизм по отдельности.
Предлагаемая «биноминальная» система – явный пример того, что, формально именуясь «пропор-
|
|
Методы игры |
84 ЛОББИСТ ♦ 2012 ♦ №1 |
||
|
|
|
циональной в двухмандатных окру- |
не изменят концепцию в процессе), |
правам человека рассматривалось |
|||||||||||||||||
гах», на практике она вообще не |
остается целый ряд загадок. Так, |
дело «Юмак и Садак против Тур- |
|||||||||||||||||
является пропорциональной. |
непонятно, что будет с общерос- |
ции». Заявители жаловались на то, |
|||||||||||||||||
Есть |
множество |
вариантов – |
сийским заградительным барьером |
что в 2002 году не были избраны в |
|||||||||||||||
например, |
система |
«открытых» |
для партсписков (сейчас 7%, со |
парламент Турции от Демократи- |
|||||||||||||||
списков, |
панашаж (когда |
можно |
следующих выборов по принятому |
ческой народной партии (ДНП) в |
|||||||||||||||
отмечать |
кандидатов |
в |
списках |
в 2001 году закону должно быть |
регионе Ширнак через установле- |
||||||||||||||
разных партий), преференциаль- |
5%) при такой системе. По нор- |
ние общегосударственного 10 про- |
|||||||||||||||||
ные системы (когда можно ранжи- |
мальной логике в таких условиях |
центного избирательного барьера. |
|||||||||||||||||
ровать кандидатов или партии в |
заградительного барьера в каждом |
Хотя в результате голосования |
|||||||||||||||||
зависимости от симпатий избира- |
из округов вообще быть не должно. |
ДНП получила в этом округе около |
|||||||||||||||||
теля – такая система может быть и |
Но проблема в том, что создатели |
46% голосов избирателей, на об- |
|||||||||||||||||
при партсписках, и в мажоритар- |
российского закона о партиях увя- |
щегосударственном уровне она не |
|||||||||||||||||
ных округах) и т. д. Смешанные |
зали с голосованием по «партий- |
достигла 10%. В итоге из трех пар- |
|||||||||||||||||
системы бывают связанные и не- |
ному |
бюллетеню» |
в |
масштабе |
ламентских |
мест, |
предназначен- |
||||||||||||
связанные. Но самое главное – из- |
страны вопрос |
государственного |
ных для региона Ширнак, два мес- |
||||||||||||||||
бирательное |
законодательство в |
финансирования |
партий |
(сейчас |
та получили кандидаты от Партии |
||||||||||||||
узком смысле, то есть собственно |
голоса, поданные за партию, на- |
справедливости и развития, кото- |
|||||||||||||||||
законы о выборах, является лишь |
бравшую более 3% голосов, умно- |
рая в этом регионе получила |
|||||||||||||||||
частью избирательного законода- |
жаются на |
20 |
рублей – |
именно |
14,05% голосов, а третье место |
||||||||||||||
тельства |
в |
широком |
понимании, |
столько эти организации ежегодно |
досталось независимому кандида- |
||||||||||||||
которое включает в себя законода- |
получают из госбюджета). |
|
ту Татару, набравшему здесь лишь |
||||||||||||||||
тельство о политических партиях. А |
Есть риск, что может выплыть |
9,69% голосов избирателей. В ито- |
|||||||||||||||||
более широкий контекст |
создает |
«турецкий» вариант – исключение |
ге суд высказал мнение, что 10- |
||||||||||||||||
заложенная в конституции страны |
из итоговых результатов по много- |
процентный избирательный барьер |
|||||||||||||||||
система норм и стимулов в виде |
мандатным |
округам |
представите- |
является слишком высоким, и по- |
|||||||||||||||
той или иной конфигурации госу- |
лей партий, не преодолевших об- |
советовал его снизить в будущем. |
|||||||||||||||||
дарственных институтов. И все это |
щенациональный |
заградительный |
Подобная ситуация в провинциях |
||||||||||||||||
можно оценивать только в ком- |
барьер. Великое национальное со- |
Турции возникала неоднократно. |
|||||||||||||||||
плексе. |
|
|
|
|
брание Турции состоит из 550 чле- |
Но даже такая не самая демо- |
|||||||||||||
В каждой стране пытаются най- |
нов и избирается на четырехлет- |
кратическая по причине 10- |
|||||||||||||||||
ти свой баланс, который бы отве- |
ний |
срок |
по |
пропорциональной |
процентного барьера и исключения |
||||||||||||||
чал местным особенностям и тра- |
системе представительства с ре- |
кандидатов от непрошедших пар- |
|||||||||||||||||
дициям и позволял бы обеспечи- |
гиональными списками кандидатов |
тий в округах турецкая система при |
|||||||||||||||||
вать представительно как локали- |
и 10-процентным национальным |
этом защищает права независи- |
|||||||||||||||||
зованных географически, так и не |
порогом. Вся страна разделена на |
мых кандидатов. И для партий, и |
|||||||||||||||||
локализованных групп избирате- |
85 привязанных к границам про- |
для них реальная цена мандата в |
|||||||||||||||||
лей. Поэтому важно не то, за кого |
винций территорий, каждая из ко- |
многомандатном округе есть число |
|||||||||||||||||
формально голосуют избиратели – |
торых является |
многомандатным |
голосов, позволяющее |
получить |
|||||||||||||||
что первым идет в бюллетене, имя |
округом, где конкурируют партспи- |
хотя бы один мандат. В результате |
|||||||||||||||||
кандидата или название партии, а |
ски, |
выдвинутые общетурецкими |
многие представители не имеющих |
||||||||||||||||
то, насколько правила выборов по- |
партиями. При этом три крупней- |
шанс пройти общенациональный |
|||||||||||||||||
зволяют получать адекватный об- |
ших города разделены на несколь- |
барьер партий изначально балло- |
|||||||||||||||||
щественным |
настроениям |
резуль- |
ко округов: Стамбул – на три (от |
тируются как независимые канди- |
|||||||||||||||
тат. |
|
|
|
|
них избираются 30, 27 и 28 депута- |
даты. |
|
|
|
||||||||||
Так, в условиях мажоритарной |
тов соответственно), |
|
Измир (два |
Как сохранить госфинансирова- |
|||||||||||||||
системы можно создать такую сис- |
13-местных округа) и Анкара – на |
ние партий, если не вводить вооб- |
|||||||||||||||||
тему регистрации кандидатов, что |
два (один на 15, другой на 16 мест). |
ще |
общенационального |
загради- |
|||||||||||||||
граждане фактически будут лише- |
В целом по стране в подобных мно- |
тельного барьера, чтобы не попасть |
|||||||||||||||||
ны права свободно баллотиро- |
гомандатных |
округах |
избирается |
в «турецкую ловушку»? Потребует- |
|||||||||||||||
ваться, а |
при пропорциональной |
от двух депутатов (таких округов |
ся изменить решение вопроса о |
||||||||||||||||
избирательной системы многое за- |
всего 13) до 30 (один из трех стам- |
барьерах (критериях) доступа пар- |
|||||||||||||||||
висит от того, до какой степени за- |
бульских округов). Есть единствен- |
тий к получению государственной |
|||||||||||||||||
кон позволяет гражданам свободно |
ный одномандатный округ. |
|
поддержки и принципах ее выделе- |
||||||||||||||||
создавать партии и насколько ре- |
Для участия в выборах партия |
ния. |
|
|
|
|
|||||||||||||
зультаты |
искажаются |
правилами |
должна представить полный спи- |
Здесь возможны, в частности, |
|||||||||||||||
определения победителей. |
|
сок кандидатов в более чем поло- |
следующие варианты: суммирова- |
||||||||||||||||
|
вине провинций. То есть партия, |
ние голосов партии в разных окру- |
|||||||||||||||||
O ЗАГАДКИ И ЛОВУШКИ НОВОЙ |
|||||||||||||||||||
набравшая на выборах менее 10% |
гах, |
оказание равной поддержки |
|||||||||||||||||
СИСТЕМЫ |
|
|
всех |
действительных |
голосов по |
всем зарегистрированным партиям |
|||||||||||||
|
|
всей Турции, не получает депутат- |
или всем попавшим в парламент |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
На самом деле в том, как в Рос- |
ских мандатов, даже если она |
партиям (т. н. эгалитарный принцип |
|||||||||||||||||
сии будет реализована т. н. бино- |
одержала победу в одном или не- |
финансирования); |
есть |
вариант |
|||||||||||||||
минальная система (если ее ини- |
скольких округах. В результате в |
учета при выделении финансиро- |
|||||||||||||||||
циаторы не дадут заднего хода и |
2008 году в Европейском суде по |
вания также |
результатов регио- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
А. Кынев. ВЫБОРНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ |
|
|
|
85 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
нальных и местных выборов через синтетические формулы и т. д.
Выбор варианта барьера доступа к государственным ресурсам является принципиальным вопросом с точки зрения того, что законодатели конкретной страны сочли основной целью создания своей системы государственной поддержки. Либо это максимально широкие возможности для появления новых проектов, облегчение процесса «входа в систему» и предоставление проигравшим «второго шанса», либо, наоборот, стремление к консервации системы и ее самовоспроизводству.
Наконец, исходя из отечественного опыта, где концепция менялась много раз, не исключено, что в законе мы увидим совсем не уже формально объявленную биноминальную систему, а лишь деление партсписков при прежнем варианте пропорциональной системы на 225 территориальных групп.
O ЧТО ВЗАМЕН?
Завершая эту довольно сложную для неподготовленного читателя тему, важно ответить на ключевой вопрос: а что можно предложить взамен различных вариантов политических манипуляций?
За последние годы среди экспертов по выборам доминируют два варианта решения проблемы избирательной системы, каждый из которых имеет свои достоинства.
Вариант первый – разделение страны на ряд довольно крупных по размерам многомандатных округов, внутри которых конкурируют партсписки и независимые кандидаты. В каждом таком округе партия преодолевает барьер по отдельности. Подобная система есть в Бразилии, где каждый штат – это отдельный пропорциональный округ и никаких общенациональных заградительных барьеров здесь нет (на один штат приходится в результате от 8 до 70 членов палаты депутатов). И никто не говорит, что это умаляет национальный суверенитет Бразилии. Число распределяемых мандатов в округе – важнейшее условие пропорциональности распределения.
Вариант второй излагается в проекте Избирательного кодекса, который разработала ассоциация
«Голос». Это вариант смешанной связанной системы. От существовавшей в России до 2003 смешанной несвязанной системы (при несвязанной системе победители по партспискам и округам определяются независимо друг от друга) он отличается тем, что мандаты по спискам делятся с учетом голосования в округах. Это схема отдаленно напоминает германскую. В Германии каждый избиратель имеет два голоса. Первый голос отдается кандидату в округе по мажоритарной системе относительного большинства (на выборах 2009 года округов было 299), второй голос влияет на прохождение в бундестаг так называемых 16 земельных списков партий, исходя из установленной законом численности бундестага, которая в два раза больше, чем число мажоритарных округов. Эта доля определяется от общей названной численности бундестага. Если по второму бюллетеню выясняется, что доля мест партии в бундестаге должна быть выше, чем получено мест в округах, то «недостающие» мандаты получают кандидаты из партийного списка. Однако если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по доле «партийных» голосов, то она сохраняет за собой эти «сверхмандаты». В таком случае общая численность бундестага становится большей, чем предусмотрено законом (как правило, эти «сверхмандаты» обычно получает баварская ХСС). Так, в 2009 году вместо положенных 598 депутатов в Бундестаг было избрано 622 депутата. Такая система возможна, так как число депутатов бундестага является «плавающим».
В России в отличие от Германии число депутатов парламента является фиксированным – 450. Поэтому методику распределения «Голос» предлагает несколько другую. Вначале определяется, сколько в округах избрано независимых кандидатов и представителей не прошедших общенациональный заградительный барьер партий. Затем это число вычитается из 450, остаются мандаты, распределение которых идет с учетом «партийного бюллетеня». Если некая партия по «партийному бюллетеню» должна иметь, допустим, 100 мест, а в округах у нее
избрано 80 депутатов, то из партсписка она получает дополнительно 20 мест. Если же возникает ситуация, когда в округах от партии избрано больше депутатов, чем данной партии положено по определяемой «партийным бюллетенем» квоте (например, 120 вместо 100), то тогда она из получения дополнительных мест по партспискам исключается и дополнительные мандаты между остальными прошедшими барьер партиями распределяются заново уже без ее участия.
Какой вариант выбрать – условно бразильский или модифицированный немецкий – на самом деле не так уж и важно. Важно, чтобы избирательная система одновременно обеспечивала равномерное представительство как территориальных, так и идеологических интересов.
Кроме того, в любом случае важно, чтобы система защищала права и беспартийных избирателей. Не стоит забывать, что это часть международных обязательств России, о чем деликатно стараются не вспоминать. Статья 20 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, однозначно гласит: «Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию». Статья 7.5 документа Копенгагенского совещания Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, принятого в 1990 году (т. н. Копенгагенский документ), гласит, что «государства-участники… уважают право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации».
Не стоит забывать: избирательная система существует не ради партий, а ради создания эффективной системы представительства интересов общества и граждан.
Так как сами политические партии в данном вопросе, как правило, оценивают те или иные решения и конкретные избирательные механизмы, преимущественно исходя из своего корпоративного интереса, решая, выгодны им сегодня те или иные избирательные механизмы или невыгодны.
|
|
Методы игры |
86 ЛОББИСТ ♦ 2012 ♦ №1 |
||
|
|
|