- •Тема 9 Образование как целостный педагогический процесс
- •1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- •2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- •3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- •4. Закономерности педагогического процесса
- •5. Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- •Метапринципы педагогического процесса
- •Принципы педагогического процесса
Тема 9 Образование как целостный педагогический процесс
Обучение и воспитание взаимосвязаны.
Обучая, воспитывать. Воспитывая, обучать —
в этом целостность учебно-воспитательного процесса.
В. А. Караковский
Требования к компетентности по теме
знать и уметь раскрывать сущность понятий «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие»;
знать и уметь характеризовать функции, движущие силы, структуру целостного педагогического процесса;
уметь характеризовать педагогический процесс как целостное явление;
знать и уметь обосновывать закономерности и принципы педагогического процесса, уметь устанавливать взаимосвязь этих понятий;
уметь анализировать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе с точки зрения закономерностей и принципов педагогического процесса.
Основные вопросы
1. Понятие о целостном педагогическом процессе.
2. Структура и основные характеристики педагогического процесса.
3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса.
4. Закономерности педагогического процесса.
5. Принципы педагогического процесса и правила их реализации.
1. Понятие о целостном педагогическом процессе
С момента своего возникновения воспитание и обучение осуществлялись как целостный процесс трансляции знаний, опыта деятельности и норм поведения от старшего поколения младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Дальнейшее разделение труда в обществе постепенно привело к разграничению обучения и воспитания. Эти объективные процессы находили свое отражение и в развитии педагогической мысли. В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в ХIХ в.
Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П. Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «“Обучение”, “образование”, “приучение”, “воспитание”, “наставление”, “увещание”, “взыскания” и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса”». В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и другие. Вместе с тем, начиная с 1930-х годов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине 70-х годов XX века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики.
Авторы современных концепций (Ю. К. Бабанский, Ю. П. Сокольников, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и другие) сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода. Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система — «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике.
Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В. А. Сластенин и другие) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике.
Наиболее общая педагогическая система — это система воспитания (образования), построенная обществом и выполняющая его социальный заказ. Ее подсистемами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреждение образования.
Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат. processus — движение вперед, изменение) — 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата.
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:
1) обучающую — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;
2) воспитательную — формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;
3) развивающую — развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:
между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития;
между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;
между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности;
между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;
между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и т. д.