220
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
К.А. Сафонов
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям, практическим занятиям (включая рекомендации по организации самостоятельной работы) для обучающихся по дисциплине «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия»
по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии,
направленность (профиль) - Технология разработки информационных систем
Нижний Новгород
2016
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
К.А. Сафонов
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям, практическим занятиям (включая рекомендации по организации самостоятельной работы) для обучающихся по дисциплине «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия»
по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии,
направленность (профиль) - Технология разработки информационных систем
Нижний Новгород ННГАСУ
2016
1
УДК 681.3 (075)
Сафонов К.А. / Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия [Электронный ресурс]: учеб. – метод. пос./ К.А. Сафонов; Нижегор. гос. архитектур. – строит. ун-т – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. - 8 с. 1 электрон. опт. диск (CD-R)
Даются тематика лекций, практических занятий, их краткое содержание, а также методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия». Указывается необходимая литература и источники, разъясняется последовательность их изучения, выделяются наиболее сложные вопросы и даются рекомендации по их изучению.
Предназначено для обучающихся в ННГАСУ по дисциплине «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия» по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии, направленность (профиль) - Технология разработки информационных систем.
© К.А. Сафонов © ННГАСУ. 2016.
2
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям, практическим занятиям (включая рекомендации по организации самостоятельной работы) по дисциплине «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия» предназначены для магистрантов первого курса, обучающихся по направлению 09.04.02 Информационные системы и технологии, и содержат программу для проведения лекционных, практических занятий, а также методические рекомендации по самостоятельной работе.
Цель учебно-методического пособия: помочь студентам при изучении учебной программы с использованием лекционных материалов и рекомендуемой учебно-методической литературы при формировании необходимых компетенций дисциплины «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия».
Целями освоения дисциплины «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия» являются: знакомство с основами информационного менеджмента, рассмотрение информационных технологий в контексте жизненного цикла предприятия, определение требований к ИТподразделению; изучение международных и национальных стандартов и руководств в области управления IT (CobiT), подходов к управлению и организации ИТ-услуг (ITSM), информационной библиотеки, описывающей способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий (ITIL).
В лекциях излагается общая характеристика вопросов тем, даются практические примеры применения стандартов, осуществляется групповая работа студентов и преподавателя. Главной целью лекций является привитие студентам интереса к изучаемому материалу, формирование мотивации к последующему самостоятельному анализу рассматриваемой проблематики. На лекциях студентам раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению теории и практики.
На лекциях по дисциплине «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия» широко используются активные формы проведения занятий. Такие формы организации образовательного процесса, способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию студентов и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Материал пропущенных лекций студент восстанавливает самостоятельно и по всем непонятным положениям и вопросам обращается за разъяснением к преподавателю.
Самостоятельная работа направлена на развитие компетенции дисциплины:
−ПК-4 − способность осуществлять авторское сопровождение процессов проектирования, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий.
Виды и формы самостоятельной работы студентов по дисциплине:
3
−систематическая проработка лекций, основной и дополнительной литературы;
−подготовка к экзамену.
Содержание разделов дисциплины «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия» представлено в таблице 1.
Таблица 1 Содержание разделов дисциплины
|
|
|
|
Аудиторные занятия |
|
|
|||
|
|
|
|
|
(в часах) |
|
|
Перечень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самос- |
компетенций, |
|
|
|
|
|
|
|
,семинарПрактика |
||
№ |
Наименование раздела |
Всего |
Лекции |
Лабораторные |
|
тоя- |
формируемых в |
||
п/п |
дисциплины |
часов |
|
тельная |
процессе |
||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
работа |
освоения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
раздела |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Информационный |
12 |
4 |
2 |
|
|
6 |
ПК-4 |
|
менеджмент. |
Основные |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
понятия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Деятельность |
ИТ- |
32 |
4 |
12 |
|
|
16 |
ПК-4 |
подразделения |
в |
|
|
|
|||||
|
организации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Лучшие |
практики, |
12 |
6 |
|
|
|
6 |
ПК-4 |
рекомендации, |
|
|
|
|
|
||||
|
стандарты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Требования бизенеса к |
16 |
4 |
4 |
|
|
8 |
ПК-4 |
|
|
ИТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендуется проработать конспект лекций, затем повторить теоретический материал, пользуясь рекомендованной основной и дополнительной литературой. Если после этого остаются вопросы, рекомендуется выписать их и обратиться к преподавателю на консультациях или через электронную информационно-образовательную среду ННГАСУ (i.nngasu.ru).
Перед зачетом студентам выдаётся список примерных вопросов, по которым можно понять, на что нужно сделать упор при подготовке к аттестации.
Студент допускается к зачету, если он сдал все лабораторные работы. При подготовке к зачету после получения перечня вопросов рекомендуется:
1)внимательно прочитать материал лекций;
2)постараться разобраться с непонятными, в частности, новыми терминами, используя рекомендованную литературу;
3)просмотреть все лабораторные работы;
4)выписать вопросы для подробного обсуждения с преподавателем на консультации.
Перечень примерных вопросов, выносимых на зачет.
4
−Что такое информационный менеджмент?
−Перечислите основные задачи ИТ-подразделения в организации.
−Структура библиотеки ITIL.
−ITIL. Поддержка услуг: служба Service Desk
−ITIL. Поддержка услуг: управление инцидентами
−ITIL. Поддержка услуг: управление проблемами
−ITIL. Поддержка услуг: управление конфигурациями
−ITIL. Поддержка услуг: управление изменениями
−ITIL. Поддержка услуг: управление релизами
−Основные понятия в сфере информационного менеджмента.
−Основных требования бизнеса к ИТ-подразделению компании: предоставление ИТ-услуг
−Основных требования бизнеса к ИТ-подразделению компании: улучшение бизнес-результатов
−Основных требования бизнеса к ИТ-подразделению компании: внедрение ИТ-лидерство
−Основы подхода ITSM.
−Основные разделы COBIT.
−Подходы к управлению временем руководителя ИТ-подразделения.
−Основные понятия Time management
−Составление стратегии развития информационных технологий в организации.
−Основные документы ИТ-подразделения.
Показатели оценки по зачету представлены в таблице 2.
Таблица 2 Показатели оценки по зачету
Показатели |
Бал- |
|
|
|
|
|
оценивания |
Оценка |
Критерий оценки |
||||
лы |
||||||
компетенций |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
Результаты |
4,5 - |
«зачтено» |
ставится |
обучающемуся, |
||
освоения |
5,0 |
|
показавшему |
глубокие |
||
дисциплины |
|
|
систематизированные |
знания |
||
соответствует |
|
|
учебного |
материала, |
||
требованиям |
|
|
владеющему |
навыками |
||
ФГОС |
|
|
применения |
|
лучших |
|
|
|
|
подходов и практик в области |
|||
|
|
|
ИТ-менеджмента, умеющему |
|||
|
|
|
обобщать |
информацию, |
||
|
|
|
аргументировано |
и |
||
|
|
|
практически |
без |
ошибок |
|
|
|
|
ответившему на все вопросы. |
5
|
Показатели |
|
Бал- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оценивания |
|
|
Оценка |
Критерий оценки |
|
|
|||||
|
|
лы |
|
|
|
|||||||
|
компетенций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Результаты |
|
3,5 |
- |
«зачтено» |
ставится |
|
обучающемуся, |
|
|||
|
освоения |
|
4,4 |
|
|
продемонстрировавшему |
|
|
||||
|
дисциплины |
|
|
|
|
достаточно |
полное |
знание |
|
|||
|
соответствует |
|
|
|
|
учебного |
|
материала, |
|
|||
|
требованиям |
|
|
|
|
понимание лучших подходов |
|
|||||
|
ФГОС |
|
|
|
|
и практики в области ИТ- |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
менеджмента |
и умение |
их |
|
|||
|
|
|
|
|
|
систематизировать, |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
допустившему |
негрубые |
|
||||
|
|
|
|
|
|
ошибки и недочеты. |
|
|
|
|
||
|
Результаты |
|
2,5 |
- |
«зачтено» |
ставится |
|
обучающемуся, |
|
|||
|
освоения |
|
3,4 |
|
|
показавшему |
минимально |
|
||||
|
дисциплины |
|
|
|
|
необходимый уровень знаний |
|
|||||
|
соответствует |
|
|
|
|
учебного |
материала, |
знание |
|
|||
|
требованиям |
|
|
|
|
основ |
ИТ-менеджмента, |
|
||||
|
ФГОС |
|
|
|
|
владеющего |
|
навыками |
|
|||
|
|
|
|
|
|
логического |
мышления |
и |
|
|||
|
|
|
|
|
|
допустившего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
непринципиальные |
|
ошибки |
|
|||
|
|
|
|
|
|
при ответе на вопросы. |
|
|
||||
|
Результаты |
|
0,0 |
- |
«не зачтено» |
ставится |
|
обучающемуся, |
|
|||
|
освоения |
|
2,4 |
|
|
продемонстрировавшему |
|
|
||||
|
дисциплины |
НЕ |
|
|
|
существенные |
пробелы |
в |
|
|||
|
соответствует |
|
|
|
|
знании основного |
учебного |
|
||||
|
требованиям |
|
|
|
|
материала, |
|
допустившему |
|
|||
|
ФГОС |
|
|
|
|
принципиальные ошибки при |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
изложении |
|
основ |
|
ИТ- |
|
|
|
|
|
|
|
|
менеджмента, |
|
|
|
не |
|
|
|
|
|
|
|
|
владеющему |
|
навыками |
|
|||
|
|
|
|
|
|
применения |
|
|
лучших |
|
||
|
|
|
|
|
|
подходов и практик в области |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
ИТ-менеджмента. |
|
|
|
|
||
|
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой |
|||||||||||
для освоения дисциплины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Основная литература: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Архангельский Г. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений / Г.А. Архангельский. – М.: Альпина Паблишер, 2013 - 160 с.
2.Скрипник, Д. А. ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1: учебное
пособие. [Электронный ресурс] – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2012
6
3.Гринберг, А. С. Информационный менеджмент: учеб. пособие. / И.А. Король, А.С. Гринберг. -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –416 с.
Дополнительная литература:
1.Александров, Д. В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы: учеб. пособие. – М: Финансы и статистика, 2013. –224 с.
Перечень ресурсов информационно – телекоммуникационной сети «интернет» (далее - сеть «интернет»), необходимых для освоения дисциплины:
1.http://www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
2.http://www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России.
3.http://elibrary.ru/ Научная электронная библиотека.
4.http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
5.http://window.edu.ru. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
7
Сафонов Константин Анатольевич
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям, практическим занятиям (включая рекомендации по организации самостоятельной работы) для обучающихся по дисциплине «Информационный менеджмент в жизненном цикле предприятия»
по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии, направленность (профиль) - Технология разработки информационных систем
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65. http://www.nngasu.ru, srec@nngasu.ru
8