1555
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
С.В. Анисимова, А.В. Веселов
СОВРЕМЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям и лабораторным занятиям по дисциплине
«Современные строительные материалы» для обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство,
профиль Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций
Нижний Новгород
2016
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
С.В. Анисимова, А.В. Веселов
СОВРЕМЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям и лабораторным занятиям по дисциплине
«Современные строительные материалы» для обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство,
профиль Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций
Нижний Новгород ННГАСУ
2016
УДК 691:693.6
Анисимова С.В. / Новые строительные материалы [Электронный ресурс]: учеб.- метод. пос. / С.В. Анисимова, А.В. Веселов\; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун - т – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 26 с.– 1 электрон. опт. диск (CD-RW)
В учебно-методическом пособии представлена программа дисциплины «Современные строительные материалы» и рассматриваются основные приемы, рекомендуемые студентам для использования при подготовке к лекциям и лабораторным занятиям в ходе самостоятельной учебной работы. Предлагаются методические советы для успешного освоения дисциплины, содержатся рекомендации по изучению конкретных разделов и тем, приводятся контрольные вопросы для повторения материала и рекомендуемая литература. Даны примеры проверочных заданий.
Рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Современные строительные материалы».
Пособие предназначено для обучающихся в ННГАСУ по дисциплине Современные строительные материалы, направление подготовки 08.03.01 Строительство профиль Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций.
©С.В.Анисимова, А.В. Веселов, 2016
©ННГАСУ, 2016
3
Содержание |
|
|
Введение....................................................................................................................... |
4 |
|
1.1 |
Цели изучения дисциплины и результаты обучения................................... |
5 |
1.2. Содержание дисциплины .............................................................................. |
6 |
|
1.3 |
Порядок освоения разделов дисциплины..................................................... |
7 |
2. Методические указания по подготовке к лекциям.............................................. |
8 |
|
2.1 |
Общие рекомендации по работе на лекциях................................................ |
8 |
2.2 |
Общие рекомендации при работе с конспектом лекций............................. |
9 |
2.3 |
Общие рекомендации по изучению материала лекций............................. |
10 |
3 Методические указания по организации самостоятельной работы студентов с
использованием дистанционных образовательных технологий.......................... |
10 |
4 Методические указания по самостоятельной подготовке студентов к |
|
лабораторным работам ............................................................................................. |
12 |
4.1 Требования к прохождению лабораторного практикума ......................... |
12 |
4.2 График выполнения лабораторных работ .................................................. |
13 |
4.3 Требования безопасности при работе в лабораториях кафедры |
|
строительных материалов и технологий ННГАСУ......................................... |
13 |
4.4 Порядок выполнения лабораторных работ ................................................ |
15 |
5 Порядок прохождения промежуточной аттестации........................................... |
16 |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО – |
|
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» (ДАЛЕЕ - СЕТЬ |
|
«ИНТЕРНЕТ»), НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ........... |
18 |
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................... |
19 |
Приложение 1. ........................................................................................................... |
20 |
Приложение 2. ........................................................................................................... |
21 |
Приложение 3. ........................................................................................................... |
22 |
Приложение 4. ........................................................................................................... |
23 |
4
Введение
Область профессиональной деятельности подготовленных выпускников - бакалавр производства строительных материалов, изделий и конструкций - распространяется на проектирование, организацию, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций, технологии производства, сертификацию и контроль качества строительных материалов, изделий и конструкций. Приобретенные при обучении знания о состоянии науки и практики по получению современных композиционных материалов, их основных технологических и эксплуатационных свойствах, позволяют решать задачи по созданию новых и совершенствованию существующих технологий производства и строительства. Техническое обеспечение разрабатываемых технологических процессов и новейшие методы и средства контроля показателей качества продукции требуют высокого профессионализма и постоянного пополнения знаний, в том числе и о требованиях актуализируемых действующих нормативных документов.
Программа курса предполагает процесс обучения в течение одного семестра на кафедре строительных материалов и технологий ННГАСУ, включающий аудиторные занятия - 32 ч лекций и 16 ч лабораторных работ. Самостоятельная работа студентов при подготовке к лекциям и лабораторным занятиям по дисциплине «Современные строительные материалы» должна составлять 60 ч, т.е. более половины времени обучения. в том числе 24 ч отводиться на текущую работу в течение семестра и 36 ч на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену.
Данное учебно-методическое пособие разработано для оптимизации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Современные строительные материалы» с целью основательного получения и закрепления необходимых знаний и навыков.
5
1. Общие положения.
1.1 Цели изучения дисциплины и результаты обучения
Целями освоения учебной дисциплины «Современные строительные материалы» являются:
рациональное использование современных материалов в строительных конструкциях для решения конкретных задач в профессиональной деятельности, представление о технологиях производства новых строительных материалов
из природного и техногенного сырья, знание основных свойств новых строительных материалов и методов их
контроля с учетом их структуры, состава и области применения, способность анализировать проблемы, возникающие при применении и
эксплуатации новых строительных материалов, с оценкой их долговечности и влияния на окружающую среду.
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
-знать систематически пополняемые источники информации о новых строительных материалах и их свойствах, приемы достижения максимальной производительности при производстве современных строительных материалов;
-уметь выбрать и использовать нужную информацию при решении конкретных задач, постоянно обновлять и углублять знания, а также решать проблемы оптимизации технологических процессов получения новых строительных материалов с использованием простейших моделей;
-владеть постановкой познавательных задач и обобщением данных при оценке результатов исследований, приемами обсуждения и решения конкретных вопросов по производству и применению новых строительных материалов, обоснованными расчетами при подборе оборудования, используемого при производстве современных строительных материалов.
Данная дисциплина позволит студентам приобрести и укрепить навыки при проведении испытаний современных строительных материалов и даст возможность решать разнообразные профессиональные задачи на новом уровне.
6
1.2. Содержание дисциплины
Материал дисциплины сгруппирован по следующим разделам: 1. Введение.
Классификация современных строительных материалов по назначению. Общие и специфичные требования к материалам. Развитие технологий производства.
2. Новые конструкционные материалы Легкие бетоны. Эффективная керамика. Клееная древесина.
3.Современные фасадные материалы и конструкции Сэндвич-панели. Навесные фасады.
4.Современные виды остекления.
Стеклопакеты. Оконные конструкции (алюминиевые, деревянные, окна ПВХ).
5. Сухие строительные смеси.
Состав сухих строительных смесей. Технология подготовки компонентов сухих строительных смесей и смесей на различных видах вяжущих веществ. Декоративные штукатурки.
6. Полимерные строительные материалы.
Основные компоненты полимерных строительных материалов. Основные физико-механические свойства пластмасс и эластомеров, использующихся в строительстве. Виды полимерных строительных материалов. Технологические операции производства и переработки полимерных материалов. Методы нанесения полимерных покрытий. Клеевые полимерные композиции. Использование в строительстве и в производстве строительных материалов. Виды лакокрасочных материалов. Основные компоненты. Основные эксплуатационные свойства. Погонажные изделия. Натяжные потолки. Наливные полы. Геосинтетические материалы.
7. Материалы и системы огнезащиты.
7
Огнезащитные материалы для древесины и металла. Материалы для комплексных систем огнезащиты.
1.3 Порядок освоения разделов дисциплины
Материал дисциплины изучается в соответствии с порядком, определённым в следующей таблице:
|
|
Таблица 1 |
|
Порядок освоения дисциплины |
|
|
|
|
№ |
|
№№ |
|
Раздел дисциплины |
предшествующих |
|
|
разделов |
1 |
Введение |
- |
|
|
|
2 |
Новые конструкционные материалы |
1 |
|
|
|
3 |
Современные фасадные материалы и конструкции |
1,2 |
|
|
|
4 |
Современные виды остекления |
1,2,3 |
|
|
|
5 |
Сухие строительные смеси |
1,2,3 |
|
|
|
6 |
Полимерные строительные материалы |
1,2,3,4 |
|
|
|
7 |
Материалы и системы огнезащиты |
1,2,3,5,6 |
|
|
|
8
2. Методические указания по подготовке к лекциям
2.1 Общие рекомендации по работе на лекциях
Основной формой обучения для освоения дисциплины является лекция, отличительными качествами которой является целостное и логичное рассмотрение теоретических основ производства современных композиционных материалов и вопросов их практического использования. В ходе лекции преподаватель в устной форме, а также с помощью презентаций передает обучаемым знания по основным, фундаментальным положениям.
Такая форма занятия за небольшой промежуток времени дает возможность студентам познакомиться с широким спектром свойств и областей применения новых строительных материалов, с учетом современных требований. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к освещаемым и обсуждаемым темам. При этом формируются основы для последующего усвоения всего учебного материала. Лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет ее успех.
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях
– внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, фиксировать (записывать) важнейшие понятия, определения, классификации, примеры, дополнительные сведения. Личное общение на лекции преподавателя со студентами предоставляет большие возможности для реализации образовательных и воспитательных целей.
При подготовке к лекционным занятиям студенты должны заранее ознакомиться с обсуждаемой темой и рекомендуемыми ресурсами (например, с обучающими фильмами, сведениями сайтов производителей строительных материалов и т.п.), отметить непонятные термины и положения, подготовить вопросы с целью уточнения правильности понимания. Рекомендуется приходить
9
на лекцию подготовленным, так как в этом случае лекция проводится в интерактивном режиме, что повышает эффективность лекционных занятий.
2.2 Общие рекомендации при работе с конспектом лекций
В ходе лекционных занятий студентам необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных знаний при подготовке к темам лабораторных занятий и к экзамену.
Задача студента на лекции – одновременно слушать преподавателя, анализировать и конспектировать информацию. Как свидетельствует практика, не нужно стремиться вести дословную запись. Средняя скорость речи лектора –125 слов в минуту. Среднестатистическая скорость письма человека 50–70 слов в минуту. Таким образом, лекцию преподавателя можно конспектировать, при этом важно не только внимательно слушать лектора, но и выделять наиболее важную информацию и сокращенно записывать ее. В любом учебном материале содержится главная и второстепенная информация. Наиболее важную информацию необходимо записывать обязательно. В лекциях ее повторяют или даже диктуют. Для быстрой записи теста можно придумать и использовать условные знаки, сокращения, символы. Полезно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и слайдов презентации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Самостоятельная работа студента с конспектом после лекции результативна при добавлении уточняющей информации или примеров.
Значимость конспектирования на лекционных занятиях несомненна. Проверено, что составление эффективного конспекта лекций может сократить в четыре раза время, необходимое для полного восстановления нужной информации, а правильно написанный конспект помогает усвоить 80 % нужной информации.