1640
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Макарычева И.В.
Современный стратегический анализ
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекционным и семинарским занятиям по
дисциплине «Современный стратегический анализ» для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика; направленность (профиль)
Экономика строительства
Нижний Новгород
2016
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Макарычева И.В.
Современный стратегический анализ
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекционным и семинарским занятиям по
дисциплине «Современный стратегический анализ» для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика; направленность (профиль)
Экономика строительства
Нижний Новгород
2016
1
УДК 339.9
Макарычева И.В. Современный стратегический анализ
[Электронный ресурс]: учеб. - метод. пос. / И.В.Макарычева; Нижегор.
гос. архитектур. - строит. ун - т – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 31 с;
ил. 1 электрон. опт. диск (CD-RW)
В пособии дана проблемно-тематическая структура курса «Современный стратегический анализ», включающая тематику лекций, планы семинарских занятий и вопросы для самостоятельного изучения. Предлагаются методические советы для успешного освоения дисциплины, содержатся рекомендации по изучению конкретных разделов и тем, контрольные вопросы для повторения материала и рекомендуемая литература, как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов, а также темы курсовых работ.
Предназначено обучающимся в ННГАСУ для подготовки к лекциям,
семинарским занятиям, и выполнению самостоятельной работы по дисциплине в рамках направления подготовки 38.04.01 Экономика; направленность (профиль)
Экономика строительства
© И.В.Макарычева
© ННГАСУ, 2016.
2
|
Содержание |
|
|
|
Стр. |
1 |
Введение |
4 |
2 |
Содержание дисциплины |
7 |
3 |
Лекционные занятия |
9 |
4 |
Семинарские занятия |
14 |
5 |
Самостоятельная работа студентов |
18 |
6 |
Курсовая работа |
20 |
7 |
Литература |
24 |
8 |
Вопросы к экзамену |
27 |
3
Введение
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами,
обусловливают возрастание важности стратегического анализа. Разработка и реальное воплощение стратегии способны значительно увеличить капитализацию, рыночную ценность компании. Являясь исходным процессом разработки стратегии, стратегический анализ позволяет выявить возможности предприятия и разработать альтернативы развития.
Цель настоящего курса состоит в формировании у магистрантов комплекса знаний по теоретико-методологическим основам стратегического менеджмента и приобретении практических навыков по проведению современного стратегического анализа в условиях рыночной экономики, что позволит ускорить их профессиональную адаптацию к реалиям работы современных организаций, оптимизировать трудовую деятельность, с учётом последних достижений и передового опыта в области стратегического управления.
Современный стратегический анализ является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы. Как научная дисциплина современный стратегический анализ постоянно развивается. Преподавание данной дисциплины опирается на базовое знание студентами основ менеджмента и экономики.
Основные задачи курса:
-обучить магистрантов методам и инструментам стратегического анализа, подходам и способам разработки стратегий, их сопряжением друг
сдругом и достижением общего синергетического эффекта;
-иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития основополагающих теорий стратегического менеджмента;
4
-изучение гаммы важнейших факторов, влияющих на динамику социально-экономического развития;
-получить представление о сущности, методологических принципах
иосновных методах проведения стратегического анализа деятельности предприятия;
-подготовить специалистов-профессионалов, свободно и легко ориентирующихся в современном мире, способных на основе полученных знаний творчески, оперативно, обоснованно и с минимальным риском принимать решения по вопросам дальнейшего развития современных предприятий, разрабатывать и реализовывать на практике стратегические
итекущие планы, увязывать их с основными управленческими процессами внутри организации, осуществлять постоянный мониторинг за изменениями, происходящими в её внутренней и внешней средах, и в соответствии с ними вносить необходимые коррективы в комплекс мероприятий по реализации стратегий.
Решение указанных задач позволит будущим магистрам менеджмента принимать эффективные управленческие решения.
В рамках дисциплины «Современный стратегический анализ»
используются самые различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий (54 час.) занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора и семинарских занятий
(36 час.) в аудитории или компьютерном классе с использованием новых информационных и коммуникационных технологий, а самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателя
(консультации и помощь в написании докладов, контрольных и курсовых работ и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке (137 час.).
5
Лекции и семинарские занятия проводятся в форме дискуссий и мозговых штурмов по актуальным проблемам современного стратегического менеджмента.
Изучение дисциплины заканчивается подготовкой курсовой работы,
написанной студентами на основе анализа фактических материалов,
которые должны ими быть собраны в ходе анализа деятельности конкретных организаций и обсуждены на семинарских занятиях. Студенты должны определить основные проблемы, возникающие в работе современных отечественных предприятий или зарубежных компаний,
действующих на территории России, и предложить способы их разрешения, основанные на выборе эффективной стратегии, направленной на увеличение продаж и повышение общей конкурентоспособности на рынке.
Курсовая работа по дисциплине позволяет проверить не столько знания студента, сколько его профессиональные компетенции решения практических комплексных задач, а также «подтолкнуть» студента к принятию самостоятельных управленческих решений.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
|
|
|
Трудоемкость дисциплины в часах |
|
||||
|
курс |
семестр |
|
|
|
|
|
|
Форма |
часовВсего |
Аудиторных часов |
Лекции |
Практические (семинарские) занятия |
Самостоятельн работаая |
Форма |
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
итогового |
|
обучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очная |
1 |
1 |
216 |
54 |
18 |
36 |
137 |
Э |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Аудиторные часы |
Самостоя |
||
№ |
Название раздела |
|
|
тельная |
|
Лекции |
Семинары |
||||
|
|
работа |
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
1. |
Место и роль |
|
|
|
|
|
стратегического анализа в |
|
|
|
|
|
деятельности организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Стратегический анализ: общая |
2 |
4 |
16 |
|
|
характеристика |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
2. |
Стратегический анализ |
|
|
|
|
|
внешней среды деятельности |
|
|
|
|
|
организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Составляющие внешнего |
2 |
4 |
16 |
|
|
маркетингового анализа |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
4. |
Стратегический анализ |
2 |
4 |
16 |
|
|
макросреды организации |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
5. |
Стратегический анализ |
2 |
4 |
16 |
|
|
отрасли |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
6. |
Конкурентный стратегический |
2 |
4 |
16 |
|
|
анализ |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
7. |
Стратегический анализ |
|
|
|
|
|
внутренней среды |
|
|
|
|
|
деятельности организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Составляющие внутреннего |
2 |
4 |
10 |
|
|
стратегического анализа |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
9. |
Финансовый стратегический |
2 |
4 |
10 |
|
|
анализ |
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
10. |
Стратегический анализ |
2 |
4 |
10 |
|
«слепых зон» |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Стратегический анализ |
1 |
2 |
10 |
|
ключевых факторов успеха |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
Стратегический анализ |
1 |
2 |
17 |
|
цепочки ценности организации |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
18 |
36 |
137 |
|
|
|
|
|
8
Лекционные занятия
В лекционном формате изучаются темы, имеющие структурообразующий характер по отношению к содержанию учебного курса, обладающие определенными сложностями для восприятия студентами в рамках иных форм освоения материала, а также информационноемкие и имеющие сложную внутреннюю структуру.
Лекционный материал излагается в проблемно-тематическом ключе и сочетает в себе характерные черты лекции-визуализации (комментирования), дискуссионного освещения вопросов, элементы лекции-беседы. Такой подход позволяет преподавателю создать эффект более глубокого погружения студента в изучаемую проблему, сформировать ощущение сопричастности к изучаемым событиям и, как следствие, добиться более основательного и целостного освоения материала.
I. Место и роль стратегического анализа в деятельности организации:
Тема 1. Стратегический анализ: общая характеристика
Цель и основные задачи стратегического анализа. Составные части стратегического анализа. Определение СОБ – стратегических областей бизнеса. Анализ и его взаимосвязь со стратегией и конкурентной информацией Определение понятия «анализ». . Роль стратегии в достижении успеха. Схема анализа бизнес – стратегии. Краткая историческая справка по бизнес-стратегии. Чем отличаются корпоративная и бизнес-стратегии. Различные подходы в стратегии: планирование в противовес процессу. Различные функции стратегии в компании Значение анализа в формировании стратегии Анализ отрасли и конкуренции. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей организации. Процесс сбора информации для проведения стратегического анализа (по-настоящему важные вопросы, основные тактические вопросы, ключевые рабочие вопросы).
9