3438
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Ю.С. Тарасова
ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Учебно-методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для обучающихся
по дисциплине Б.1.В.10. Технический рисунок и графические техники направления подготовки 54.04.01. Дизайн,
направленность (профиль) Дизайн
Нижний Новгород
2023
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Ю.С. Тарасова
ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Учебно-методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для обучающихся
по дисциплине Б.1.В.10. Технический рисунок и графические техники направления подготовки 54.04.01. Дизайн,
направленность (профиль) Дизайн
Нижний Новгород ННГАСУ
2023
УДК 74
Тарасова Ю.С. Технический рисунок и графические техники [Электронный ресурс]: учеб.- метод. пос. / Н.В.Гущина; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун - т – Н. Новгород: ННГАСУ. 2023. – 35 с; ил. – Текст : электронный.
Методические указания предназначены для помощи студентам при выпол- нении заданий по «Техническому рисунку и графическим техникам».
Предназначено для обучающихся в ННГАСУ по направлению подготовки 54.04.01. Дизайн, направленность (профиль) Дизайн.
© Ю.С.Тарасова, 2023 © ННГАСУ, 2023.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………5
2.ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ………………………………..5
3.ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………….....10
4.СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ …………………...…………..…..10
5.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….………..12
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………….…………………...12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………….…………………...….....13
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..…...32
4
1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Целями освоения дисциплины Б.1.В.10. Технический рисунок и графические техни- ки являются формирование у студентов профессиональных знаний основ художе- ственно-графического изображения; развитие практических умений и навыков в об- ласти профессионального технического рисунка, пространственного мышления и ху- дожественного вкуса; ознакомление с принципами и методикой выполнения различ- ных видов и жанров художественных графических работ; освоение композиционных
иструктурных закономерностей, графических техник, методов и приёмов моделиро- вания трёхмерной формы в пространстве в процессе изображения с натуры и по представлению.
1.2.Дисциплина относится к части, формируемой участниками образовательных отно-
шений.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЁННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Таблица 2.1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесён- ных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Результаты освоения |
|
|
|
|
Результаты обучения по дисциплине |
Код и наименование |
Код и наименование инди- |
|
катора достижения компе- |
|
|
компетенции |
|
|
тенции |
|
|
|
|
|
ПК-1. Способен |
ПК-1.1. Умеет: опре- |
Умеет: аргументировано представлять ва- |
руководить разра- |
делять цели и задачи |
рианты конструкционно-отделочного и |
боткой и защитой |
проекта; анализировать |
инженерно-технологического решения, |
концептуального |
техническое задание и |
планировать процесс проектирования в |
дизайнерского про- |
намечать возможные |
соответствии с очередностью этапов и |
екта |
пути выполнения про- |
сроками исполнения работ, отслеживать и |
|
екта; выполнять ком- |
адаптировать современные мировые тен- |
|
поновку продукта; раз- |
денции в области промышленного дизай- |
|
рабатывать поисковый |
на, учитывать требования эргономики и |
|
макет продукта (объек- |
антропометрии в процессе разработки и |
|
та); осуществлять по- |
реализации дизайн-концепции |
|
иск наиболее рацио- |
Применяет: коммуникационные навыки в |
|
нальных вариантов |
процессе поиска рационального кон- |
|
решений; разрабаты- |
струкционно-отделочного и инженерно- |
|
вать основу концепт- |
технологического решения, планирования |
|
проекта с применением |
работ, адаптации мировых тенденций в |
|
приёмов гармонизации |
области промышленного дизайна, знания |
|
форм, структур, функ- |
в области эргономики и антропометрии |
|
циональных и компо- |
Имеет навыки: аргументированного веде- |
|
зиционных решений. |
ния дискуссии и использования профес- |
|
|
сиональных терминов, планирования ра- |
|
|
боты в соответствии со сроками исполне- |
|
|
ния, анализа и адаптации современных |
|
|
тенденций мирового дизайна, эскизирова- |
5
|
|
ния с учетом эргономики и антропомет- |
|
|
рии |
|
|
Владеет: навыками делового общения, |
|
|
эскизированием с учетом эргономики и |
|
|
антропометрии, навыками планирования |
|
|
понимания очередности заданных этапов |
|
|
работ |
|
ПК-1.2. Знает: совре- |
Знает: состав и структуру проектной до- |
|
менную стилистику |
кументации, этапы и строки проектирова- |
|
технических изделий; |
ния изделия, графические средства и ин- |
|
российский и зарубеж- |
струменты презентации и визуализации |
|
ный опыт в дизайне |
проектируемого объекта или модельного |
|
транспорта; современ- |
ряда |
|
ные технологии и виды |
Понимает: принципы составления про- |
|
оборудования; потре- |
ектной документации, очередность этапов |
|
бительские требования |
проектирования, области применения ин- |
|
к современной про- |
струментов графической визуализации |
|
дукции; основы трех- |
проектируемого объекта |
|
мерного моделирова- |
|
|
ния. |
|
ПК-2. Способен |
ПК-2.1. Умеет: руко- |
Умеет: учитывать требования организа- |
участвовать в раз- |
водить поиском раци- |
ции к оформлению дизайн-проекта, фор- |
работке и защите |
ональных вариантов |
мулировать техническое задание на про- |
эскизного дизай- |
конструкционно- |
ектирование, работать с конструкторской, |
нерского проекта |
отделочных материа- |
производственно-технологической и нор- |
|
лов и деталей внешне- |
мативной документацией в процессе про- |
|
го оформления; плани- |
ектирования, выполнять компоновку де- |
|
ровать свою работу в |
талей, узлов и элементов, работать со |
|
соответствии с указан- |
специализированными компьютерными |
|
ными сроками и объё- |
программами трехмерного моделирования |
|
мами; отслеживать |
и черчения |
|
тенденции мирового |
Применяет: знания о требованиях органи- |
|
дизайна и адаптиро- |
зации к оформлению дизайн-проекта, |
|
вать их в новых разра- |
конструкторской, производственно- |
|
ботках; осуществлять |
технологической и нормативной докумен- |
|
системный анализ ана- |
тации, навыки компоновки деталей, узлов |
|
логов и прототипов; |
и элементов, навыки работы со специали- |
|
применять требования |
зированными компьютерными програм- |
|
эргономики при созда- |
мами трехмерного моделирования и чер- |
|
нии эскизного дизайн- |
чения |
|
проекта; создавать эс- |
Имеет навыки: компьютерного моделиро- |
|
кизный дизайн-проект |
вания и черчения, составления и чтения |
|
с соблюдением сроков |
технического задания, работы со специа- |
|
и требований к каче- |
лизированной литературой, технической, |
|
ству работ. |
производственно-технологической и нор- |
|
|
мативной документацией |
|
|
Владеет: специализированными компью- |
|
|
терными программами трехмерного мо- |
|
|
делирования и черчения, навыками ком- |
|
|
поновки узлов, деталей и элементов, |
|
|
навыками работы со специализированной |
6
|
|
литературой, технической, производ- |
|
|
ственно-технологической и нормативной |
|
|
документацией |
|
ПК-2.2. Знает: стан- |
Знает: технические требования, предъяв- |
|
дарты организации; |
ляемые к технической документации про- |
|
единую систему кон- |
ектируемого изделия, основы инженерной |
|
структорской докумен- |
графики и конструирования, специализи- |
|
тации; этапы и проце- |
рованные компьютерные программы и |
|
дуру прохождения эс- |
информационные ресурсы, нормы этики |
|
кизного дизайн- |
делового общения |
|
проекта; программные |
Понимает: требования к проектной доку- |
|
продукты для трех- |
ментации, предъявляемые конкретной ор- |
|
мерной визуализации |
ганизацией, области применения инже- |
|
промышленных изде- |
нерной графики, правила ведения дискус- |
|
лий и их составных ча- |
сии в конкретных условиях проектирова- |
|
стей. |
ния и производства |
УК-1. Способен |
УК-1.1. Умеет: осу- |
Умеет: учитывать исторические, культу- |
осуществлять кри- |
ществлять системный |
рологические и социологические аспекты |
тический анализ |
анализ аналогов и про- |
в процессе ведения предпроектных иссле- |
проблемных ситуа- |
тотипа при создании |
дований, работать со специализированной |
ций на основе си- |
дизайн-проекта; про- |
литературой и информационными ресур- |
стемного подхода, |
водить комплексные |
сами, оформлять результаты работ по |
вырабатывать стра- |
предпроектные иссле- |
сбору информации и анализу полученных |
тегию действий |
дования; изучать тен- |
данных |
|
денции мирового ди- |
Применяет: навыки работы со специали- |
|
зайна; формулировать |
зированной литературой, информацион- |
|
на основе результатов |
ными ресурсами и программным обеспе- |
|
предпроектных иссле- |
чением для оформления результатов ра- |
|
дований концепцию |
бот по сбору информации и анализу по- |
|
дизайн-проекта; осу- |
лученных данных |
|
ществлять консульти- |
Имеет навыки: поиска и анализа истори- |
|
рование заказчика на |
ческих, культурологических и социологи- |
|
этапе разработки зада- |
ческих данных, подготовки соответству- |
|
ния на проектирова- |
ющей документации посредством специа- |
|
ние; оказывать кон- |
лизированных компьютерных программ |
|
сультационные услуги |
Владеет: навыками анализа и синтеза по- |
|
заказчику по разработ- |
лученной информации, оформления ре- |
|
ке стратегии и реали- |
зультатов исследования |
|
зации дизайн-проекта. |
|
|
УК-1.2. Знает: основы |
Знает: основные информационные ресур- |
|
системного анализа; |
сы (в том числе и электронные), норма- |
|
основы видеоэкологии |
тивные и справочные материалы, виды и |
|
и эргономики; основы |
методы ведения предпроектных исследо- |
|
технической эстетики |
ваний и их оформления, средства и мето- |
|
и эргономики; номен- |
ды работы с библиографическими источ- |
|
клатуру потребитель- |
никами и требования к их оформлению |
|
ских требований к |
Понимает: требования к оформлению ре- |
|
проектируемой про- |
зультатов предпроектных работ и различ- |
|
дукции; методические |
ных информационных ресурсов |
|
материалы в области |
|
|
дизайн-процесса; рос- |
|
7
|
сийский и зарубежный |
|
|
опыт в области дизай- |
|
|
на. |
|
УК-2. Способен |
УК-2.1. Умеет: анали- |
Умеет: анализировать проектные задачи, |
управлять проек- |
зировать техническое |
выбирать методы и средства их решения, |
том на всех этапах |
задание и оптимизиро- |
соблюдать правовые нормы и реализовы- |
его жизненного |
вать пути решения при |
вать антикоррупционные мероприятия, |
цикла |
проектировании ново- |
осуществлять планирование проектных |
|
го продукта; разраба- |
задач, выбирая наиболее оптимальные |
|
тывать концепт- |
методы и средства разработки раздела |
|
проект; выбирать ди- |
проектной документации, посвященного |
|
зайн-решения в кон- |
дизайну и эстетике |
|
тексте принятой ди- |
Применяет: методы анализа проектных |
|
зайн-концепции и тре- |
задач, знания в правовой и антикоррупци- |
|
бований, установлен- |
онной областях, навыки планирования и |
|
ных заданием на про- |
подбора оптимальных решений в процес- |
|
ектирование, включая |
се проектирования |
|
эстетические, эргоно- |
Имеет навыки: анализа ситуации и приня- |
|
мические, экологиче- |
тия решения, работы с правовой докумен- |
|
ские, экономические, |
тацией, организации антикоррупционных |
|
конструктивные и |
мероприятий, разработки раздела проект- |
|
функционально- |
ной документации, посвященного дизайну |
|
технологические; со- |
и эстетике |
|
ставлять алгоритм ре- |
Владеет: коммуникационными навыками, |
|
шения проектных за- |
приемами и методами работы с докумен- |
|
дач; |
тацией |
|
применять методоло- |
|
|
гию и методы разра- |
|
|
ботки дизайн- |
|
|
процессов; |
|
|
применять в проекти- |
|
|
ровании и контролиро- |
|
|
вать качество проект- |
|
|
ной документации. |
|
УК-5. Способен |
УК-5.1. Умеет: прово- |
Умеет: использовать знания и понятия о |
анализировать и |
дить анализ межкуль- |
профессиональной этике, актуализировать |
учитывать разно- |
турного разнообразия |
исторические, философские и культуро- |
образие культур в |
общества в социально- |
логические знания, уважительно и береж- |
процессе межкуль- |
историческом контек- |
но относиться к культуре и традициям, |
турного взаимодей- |
сте; толерантно отно- |
воспринимать и принимать культурные |
ствия |
сится к представите- |
различия в процессе диалога и совмест- |
|
лям других культур; |
ной работы, нести ответственность за |
|
уважительно и береж- |
свои действия по отношению к обществу, |
|
но относиться к куль- |
культуре, природе |
|
турным и историче- |
Применяет: знания в области современно- |
|
ским традициям обще- |
го состояния мировой культуры, филосо- |
|
ства, природе, миро- |
фии, социологии, этики, межличностного |
|
вому и российскому |
общения |
|
художественному |
Имеет навыки: межличностного общения, |
|
наследию. |
работы с информационными ресурсами, |
|
|
посвященными культуре, истории, социо- |
8
|
|
логии, этики, поведения в обществе |
|
|
Владеет: навыками межличностного об- |
|
|
щения с учетом культурного, этнического |
|
|
и социально-исторического разнообразия |
|
УК-5.2. Знает: основы |
Знает: законы профессиональной этики, |
|
профессиональной |
основы профессиональной культуры, ос- |
|
культуры, термины, |
новные термины, применяемые в про- |
|
основные цели и тре- |
мышленном дизайне, цели дизайнерской |
|
бования к профессио- |
деятельности |
|
нальной дизайнерской |
Понимает: роль гуманистических ценно- |
|
деятельности; соци- |
стей в развитии и сохранении цивилиза- |
|
ально-культурные, де- |
ции, основы исторических, философских |
|
мографические, психо- |
и культурных дисциплин, их влияние на |
|
логические, функцио- |
деятельность дизайнера, общемировые |
|
нальные основы фор- |
тенденции в области истории, философии |
|
мообразования среды в |
и культуры |
|
различных странах, в |
|
|
том числе с учетом |
|
|
требований лиц с ОВЗ |
|
|
и маломобильных |
|
|
групп граждан. |
|
УК-6. Способен |
УК-6.2. знает: роль ди- |
Знает: основы психологии личности и |
определять и реа- |
зайнера в развитии |
творчества, основы культуры, пути и ме- |
лизовывать прио- |
общества, культуры, |
тоды саморазвития и повышения профес- |
ритеты собствен- |
науки; о необходимо- |
сиональной классификации |
ной деятельности и |
сти повышать свою |
Понимает: важность роли творческой |
способы ее совер- |
квалификацию и про- |
личности в проектировании и обеспече- |
шенствования на |
должать образование |
нии среды жизнедеятельности и напол- |
основе самооценки |
|
няющих ее объектов |
9
3.ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 3.1. Объём дисциплины и виды учебных занятий
|
|
|
|
Учебных часов |
|
|
Курсовая работа (кр), |
|
||
|
|
|
|
|
|
курсовой проект (кп), |
|
|||
|
Зачётныхединиц |
|
|
|
|
|
Часы кон- |
|
|
|
|
|
Аудиторная работа |
|
|
реферат(р), контрольная |
|
||||
Семестр№ |
|
|
тактной |
|
|
|||||
|
|
|
|
Самостоя- |
|
работа (к), графическая |
Форма |
|||
|
|
|
|
работы |
Часы практи- |
|||||
|
|
|
|
тельная |
работа (гр), расчётная |
промежу- |
||||
Всего |
|
|
Практ. |
работа и |
обучающе- |
ческой подго- |
работа (рр), расчётно- |
точной |
||
|
|
Лекц. |
Лаб. |
промежу- |
гося с |
товки |
графическая работа (ргр), |
аттестации |
||
|
|
|
Семин. |
преподава- |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
точная |
телем |
|
тест (т), реферативно- |
|
|
|
|
|
|
|
аттестация |
|
практическая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(рпр) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
2 |
72 |
0 |
0 |
48 |
24 |
48.3 |
- |
|
зачет |
2 |
3 |
108 |
0 |
0 |
48 |
60 |
49.3 |
- |
|
экза- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мен |
Ито |
5 |
180 |
0 |
0 |
96 |
84 |
97.6 |
- |
|
|
го: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ПО РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ)
4.1. Содержание разделов дисциплины
Таблица 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ |
Наименование раздела дисциплины |
|
Содержание раздела |
|
||
п/п |
|
|
|
дисциплины |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
3 |
|
СЕМЕСТР № 1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Построение |
простейших техниче- |
Упражнения по изображению отражений в по- |
|||
|
ских объектов в различных ракур- |
верхностях простейших геометрических фигур. |
||||
|
сах |
|
Выполняется построение цветных эскизов про- |
|||
|
|
|
стейших промышленных изделий. |
|
||
|
|
|
Студенты |
анализируют |
примеры |
выполненных |
|
|
|
заданий, а также изучают иностранный опыт вы- |
|||
|
|
|
полнения и преподавания технического рисунка. |
|||
СЕМЕСТР № 2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Построение |
сложных технических |
Построение цветного эскиза сложных промыш- |
|||
|
объектов в различных ракурсах |
ленных изделий (вид спереди, вид сбоку, вид |
||||
|
|
|
сверху). |
|
|
|
|
|
|
Задания по изображению спец. приборов, частей |
|||
|
|
|
автомобиля. |
|
|
|
|
|
|
Студенты |
анализируют |
примеры |
выполненных |
|
|
|
заданий, а также изучают иностранный опыт вы- |
|||
|
|
|
полнения и преподавания технического рисунка. |
4.2. Тематический план дисциплины
Таблица 4.2.1. Разделы (темы) дисциплины, виды учебных занятий и формы контроля
10