3468
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
М.Б. Белинская
ЭКОНОМИКА И организация СТРОИТЕЛЬСТВА
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям и практическим занятиям по дисциплине «Экономика и
организация строительства» для обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, профиль
Теплогазоснабжение, вентиляция, водоснабжение водоотведение.
Нижний Новгород
2016
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
М.Б. Белинская
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям и практическим занятиям по дисциплине «Экономика и
организация строительства» для обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, профиль
Теплогазоснабжение, вентиляция, водоснабжение водоотведение.
Нижний Новгород
2016
УДК 338.5
Белинская М.Б. Экономика и организация строительства [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пос. /М.Б.Белинская ; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т.- Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. – 44 с; ил. 1 электрон. опт. диск (CD-RW)
Содержит методические рекомендации по подготовке к лекциям и практическим занятиям по основным разделам дисциплины «Экономика и организация строительства».
Предназначено для обучающихся в ННГАСУ для подготовки к аудиторным занятиям, включая рекомендации по самостоятельной работе студентов по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, профиль Теплогазоснабжение, вентиляция, водоснабжение и водоотведение зданий, сооружений, населенных пунктов.
© |
М.Б.Белинская, 2016 |
© |
ННГАСУ, 2016 |
4
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
|
1.Методические рекомендации по подготовке к лекциям………… |
|
5 |
|
2. |
Общие рекомендации по организации самостоятельной работы………… |
|
9 |
3. |
План проведения практических занятий…………………………………… |
|
10 |
4. |
Методические указания по проведению практических занятий………… |
… |
12 |
5. |
Тестовые вопросы для подготовки к зачету…………………………… |
.. |
44 |
5
1. Рекомендации обучающимся по подготовке к лекциям
Цель курса – формирование у обучающихся определенного состава компетенций, которые базируются на характеристиках будущей профессиональной деятельности.
1.умение использовать сметно-нормативную базу в своей деятельности 2.способность разрабатывать сметную часть проектной и рабочей документации на
основе стандартных пакетов автоматизированных сметных расчетов 3.способность организовывать работу исполнителей на основе сетевого
планирования 4.способность определять потребность в трудовых и материально-технических
ресурсах.
Методы изучения материала - активная работа на лекциях и практических занятиях, самостоятельная работа студентов с литературными источниками, выполнение расчетно-графической работы.
Основные виды учебных занятий - лекции, практические занятия, расчетнографическая работа, зачет.
Учебные задачи - ознакомление студентов со структурой сметной стоимости СМР, методами определения сметной стоимости объектов строительства, методикой экономической оценки эффективности инвестиций.
Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. Важно понять, что лекция не является копией учебника, а скорее – обобщением многочисленной литературы, авторской разработкой, которая отражает опыт преподавателя его представления о том, что студент должен знать [11].
Правильно законспектированный лекционный материал позволяет студенту создать устойчивый фундамент для самостоятельной подготовки, дает возможность получить и закрепить полезную информацию. Именно на лекции создаются основы для эффективной и плодотворной работы с информацией, которая нужна студенту как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
Восприятие лекции и ее запись – это процесс постоянного сосредоточенного внимания, направленного на понимание рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть, самостоятельная работа студента на лекции заключается в осмыслении новой информации и ее краткой рациональной записи. Правильно записанная лекция позволяет глубже усвоить материал, успешно подготовиться к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
Для выполнения студентом сразу двух видов работы, то есть осмысленного прослушивания лекции и ее правильной записи нужно сосредоточиться на содержании излагаемого материала и овладеть навыком быстрого письма. Процесс конспектирования лекции можно ускорить с помощью некоторых приемов.
Во-первых, слушая лекцию, нужно из всего получаемого материала выбирать и записывать самое главное. Следует знать, что главные положения лекции преподаватель обычно выделяет интонацией или повторяет несколько раз. Именно поэтому предварительная подготовка к лекции позволит студенту уловить тот момент, когда следует перейти к конспектированию, а когда можно просто внимательно слушать лекцию. В связи с этим нелишне перед началом сессии еще раз бегло просмотреть
6
учебную литературу по изучаемому предмету. Это станет первичным знакомством с тем материалом, который прозвучит на лекции, а также создаст необходимый психологический настрой.
Во-вторых, чтобы правильно и быстро конспектировать лекцию важно учитывать, что способы подачи лекционного материала могут быть разными. Преподаватель может диктовать материал, рассказывать его, не давая ничего под запись, либо проводить занятие в форме диалога со студентами. Чаще всего можно наблюдать соединение двух или трех вышеназванных способов.
Так или иначе, независимо от способа прочтения лекции студенту важно найти баланс между активным слушанием и конспектированием. Практика показывает, что удачное решение этой проблемы позволяет студенту длительное время хранить в памяти сведения, полученные им на лекции.
В-третьих, эффективность конспектирования зависит от умения владеть правильной методикой записи лекции. Конечно, способы конспектирования у каждого человека индивидуальны. Однако существуют некоторые наиболее употребляемые и целесообразные способы записи лекционного материала.
1.Запись лекции можно вести в виде тезисов – коротких, простых предложений, фиксирующих только основное содержание материала. Количество и краткость тезисов может определяться как преподавателем, так и студентом. Естественно, что такая запись лекции требует впоследствии обращения к дополнительной литературе.
2.Кроме тезисов важно записывать примеры, доказательства, даты и цифры, имена. Значительно облегчают понимание лекции те схемы и графики, которые вычерчивает на доске преподаватель. По мере возможности студенты должны переносить их в тетрадь рядом с тем текстом, к которому эти схемы и графики относятся. Следует помнить, что яркий запоминающийся пример является добавочным элементом к основному материалу лекции и не может его полностью заменить.
3.Конспект лекции целесообразно дополнить собственными мыслями, суждениями, вопросами, возникающими в ходе прослушивания содержания лекции. Те вопросы, которые возникают у студента при конспектировании лекции, не всегда следует задавать сразу при их возникновении, чтобы не нарушить ход рассуждений преподавателя. Студент может попытаться ответить на них сам в процессе подготовки к практическим занятиям либо обсудить их с преподавателем на консультации.
4.При составлении конспектов важно выработать индивидуальную систему записи материала, научиться рационально сокращать слова и отдельные словосочетания.
Качественно записанные лекции оказывают существенную помощь в овладении материалом, однако студентам для получения всесторонних и глубоких знаний обязательно требуется изучить рекомендованную учебную и научную литературу по предмету.
В целом, состояние конспекта лекции позволяет преподавателю оценить уровень информированности студента. Важно помнить, что преподаватель может проверить, как записана лекция, а также требовать использовать ее при подготовке к практическим занятиям, зачету и экзамену. Таким образом, правильно составленный конспект лекции это демонстрация компетентности и интеллектуальной зрелости студента.
По дисциплине «Экономика и организация строительства»
7
Таблица 1
Тематический план лекций
|
|
|
|
Кол-во |
Форма |
|
|
Наименование темы |
часов |
отчетности |
|
|
|
|
(контроля) |
||
|
|
|
|
|
|
1. |
Технико-экономические |
особенности |
8 |
конспект |
|
строительства. |
Виды |
инвестиций. |
|
|
|
Капитальные вложения и их структура. |
|
|
|||
Структура сметной стоимости СМР. Методы |
|
|
|||
определения |
сметной стоимости объектов |
|
|
||
строительства. |
|
|
|
|
|
2. |
Определение |
эффективности |
4 |
конспект |
|
инвестиционных проектов |
|
|
|
||
3. |
Текущее и |
стратегическое |
планирование, |
4 |
конспект |
наладка испытание и сдача инженерных |
|
|
|||
систем в эксплуатацию |
|
|
|
||
|
|
Итого: |
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Технико-экономические особенности строительства. Виды инвестиций. Капитальные вложения и их структура. Структура сметной стоимости СМР. Методы
определения сметной стоимости объектов строительства
Технико-экономические особенности строительства: отсутствие стационарности в строительстве, значительная продолжительности строительного цикла, зависимость строительства от местных условий (климатические и грунтовые условия, рельеф местности, расстояния и способы доставки материалов, толщина ограждающих конструкций, глубина заложения фундаментов и т.п.),большое количество участников процесса, работа на определенного заказчика.
Инвестиционный цикл в строительстве. Виды инвестиций в строительстве: интеллектуальные, финансовые (портфельные), капиталообразующие. Виды капитальных вложений. Технологическая и воспроизводственная структура капитальных вложений.
Структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ. Прямые затраты и их состав. Единичная расценка.
Методы определения стоимости строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, метод расчета стоимости на основе укрупненных сметных нормативов в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов. Виды сметной документации. Составление локальных смет на отдельные виды работ. Порядок определения накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных затрат. Перевод сметы в текущие цены. Автоматизированная разработка сметной документации
8
ТЕМА 2. Определение эффективности инвестиционных проектов
Понятие инвестиционного проекта (ИП), этапы его подготовки. Определяемые показатели: коммерческой и бюджетной эффективности, дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности. Продолжительность жизненного цикла (горизонт расчета). Базисные и прогнозные цены. Определение нормы дисконта.
Система показателей для оценки эффективности ИП: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости инвестиций. Правила выбора эффективного варианта проектного решения на основе данных показателей.
ТЕМА 3. Текущее и стратегическое планирование, наладка испытание и сдача инженерных систем в эксплуатацию
Управленческие решения по направления: распределение ресурсов; адаптация к внешним факторам; координирование финансовой и производственной деятельности; организационное стратегическое предвидение. Временные периоды постановки и реализации целей. Планирование маркетинга и разработка текущих финансовых планов. Качество строительствакак основа технического прогресса. Лабораторный, геодезический и производственный контроль; контроль документации и материалов; производственных процессов и этапов завершения работ. Прием и ввод в эксплуатацию законченных объектов.
9
2. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы
Для эффективного освоения дисциплины «Экономика и организация строительства» предлагается следующий «сценарий» ее изучения:
-подробное ознакомление с рабочей программой учебной дисциплины с целью уточнения ее структуры, а также определения объема учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку;
-изучение лекционного материала, учебной литературы и действующего законодательства для подготовки к практическим занятиям;
-подготовка расчетной работы;
-выполнение домашних заданий;
-подготовка к зачету.
При подготовке к практическим занятиям на основании лекционного материала и учебной литературы прорабатывается теоретическая часть дисциплины к наиболее важным темам, которые выносятся на эти практические занятия. Кроме этого в процессе подготовки к практическому занятию могут выполняться домашние задания в форме решения конкретных задач, которые могут быть рекомендованы к некоторым темам курса.
План самостоятельной работы обучающихся представлен в таблице 2.
Таблица 2
План самостоятельной работы обучающихся
|
|
Наименование темы |
|
Кол-во |
Форма отчетности |
|
|
|
|
часов |
(контроля) |
1. |
Технико-экономические |
особенности |
22 |
конспект, |
|
строительства. Виды инвестиций. |
Капитальные |
|
проверка расчета |
||
вложения и их структура. Структура сметной |
|
транспортных |
|||
стоимости СМР. Методы определения сметной |
|
расходов и |
|||
стоимости создания объектов строительства. |
|
стоимости |
|||
|
|
|
|
|
материалов, |
|
|
|
|
|
локальной сметы |
2.Определение |
эффективности |
инвестиционных |
6 |
конспект, |
|
проектов. |
|
|
|
проверка расчета |
|
|
|
|
|
|
показателей |
|
|
|
|
|
экономической |
|
|
|
|
|
эффективности |
|
|
|
|
|
проектных |
|
|
|
|
|
решений |
3. |
Текущее и |
стратегическое |
планирование, |
12 |
конспект, |
наладка испытание и сдача инженерных |
|
проверка |
|||
|
|
||||
систем в эксплуатацию |
|
|
|
||
|
|
Итого: |
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Технико-экономические особенности строительства. Виды инвестиций. Капитальные вложения и их структура. Структура сметной стоимости СМР. Методы
определения сметной стоимости Рекомендации по изучению. При изучении данной темы необходимо уяснить, как
технико-экономические особенности строительной отрасли влияют на формирование
10
цены объектов ландшафтной архитектуры. Следует обратить внимание на различие понятий «капитальные вложения», «сметная стоимость строительства», «сметная стоимость строительно-монтажных работ», «прямые затраты».
Необходимо изучить все методы определения сметной стоимости объектов строительства, в том числе, основные из них – базисно-индексный и ресурсный методы.
Вопросы для проверки:
1.Назовите технико-экономические особенности строительства.
2.Приведите классификацию инвестиций.
3.Охарактеризуйте технологическую и воспроизводственную структуру капитальных вложений.
4.Что входит в состав прямых затрат ?
5.Дайте характеристику структуры сметной стоимости строительства.
6.Охарактеризуйте структуру сметной стоимости СМР.
7.Дайте понятие единичной расценки. Что входит в ее состав ?
8.В чем сущность базисно-индексного и ресурсного способов определения сметной стоимости и в чем их отличия ?
Рекомендуемая литература:
1.Опарина, Л.А. Экономика и организация архитектурного проектирования и строительства [Электронный ресурс]/ Опарина Л.А., Опарин Р.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Иваново: Ивановский государственный архитектурностроительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 268 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17760.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2.Экономика строительства : учеб. для студентов строит. вузов и фак. по спец. "Экономика и упр. на предприятиях (стр-во)" / под ред. И.С.Степанова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2007. - 619 с. : ил.
3.Белинская М.Б. Определение сметной стоимости ./ Текст/учебно-метод. пос./М.Б.Белинская, А.Н.Крестьянинов, А.Е.Куделин ; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т- Н.Новгород: ННГАСУ,2015 -
Тема 2. Определение эффективности инвестиционных проектов.
Рекомендации по изучению. При изучении данной темы особое внимание следует уделить основным положениям существующей методики оценки эффективности инвестиционных проектов, включая принципы проводимых расчетов и применяемые оценочные показатели.
Вопросы для проверки:
1.Перечислите основные показатели, применяемые при оценке эффективности инвестиций в объекты ландшафтного строительства.
2.Дайте определение чистого дисконтированного дохода.
3.Что такое индекс доходности?
4.Охарактеризуйте показатель внутренней нормы доходности.
5.Приведите определение срока окупаемости инвестиций.
Рекомендуемая литература: