4371
.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
______________________________________________________________
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра физической культуры
В.М.Щукин
Новые правила в бадминтоне и их влияние на модернизацию учебно-тренировочного процесса
Методические указания для проведения учебных занятий и самостоятельной тренировки студентов ННГАСУ
Нижний Новгород ННГАСУ
2009
УДК 796.344 (075)
Новые правила в бадминтоне и их влияние на модернизацию учебно-
тренировочного процесса. Н.Новгород: ННГАСУ, 2009.
Данная работа знакомит студентов с новыми правилами игры в бадминтон, которые потребовали модернизации учебно-тренировочного процесса. В методических указаниях приведены основные упражнения,
направленные на развитие быстроты передвижений, техники выполнения ударов, повышения скоростно-силовых качеств бадминтониста.
Составитель: В.М.Щукин – мастер спорта СССР, неоднократный чемпион
СССР по бадминтону.
© Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009
3
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время во всех без исключения видах спорта наметился курс на повышение скоростных характеристик тренировочных и соревновательных действий. Улучшение мастерства связывается с быстрым приемом, переработкой информации и принятием решения,
повышением скорости передвижения, выполнения технических элементов.
К видам спорта, несомненно, предъявляющим высокие требования к скоростным качествам спортсмена, относится и бадминтон. В настоящее время по скорости полета волана бадминтон является одной из самых быстрых спортивных игр, уступая лишь гольфу.
Естественно, в начале своего возникновения - около 2 тысяч лет назад в Китае и в конце прошлого века в Европе -игра была относительно медленной. В наши дни начальная скорость полета волана при смеше достигла скорости одномоторного самолета - 256 км час. Для сравнения:
рекордная скорость подач теннисного мяча -247 км/час, хоккейной шайбы
-190 км/час, футбольного мяча - 127 км/час, а самая большая скорость у мяча для гольфа - до 500 км/час. Чтобы придать волану наивысшую скорость, нужно иметь соответственно развитые физические (сила),
функциональные (сократительная способность мышц, их способность к значительным взрывным усилиям) возможности. Организация игровых действий при игре на таких скоростях требует высокой точности и быстроты ответных действий, теснейшим образом связанных с функционированием сенсорных сфер; высокого уровня системной обработки зрительной, слуховой, двигательной информации.
В современном бадминтоне уже сформировалось понятие "быстрая игра" - это игра с перехватом волана у сетки, с добиванием после смеша,
игра на опережение. Технические приемы, выполняемые при этом,
отличаются высокой координационной сложностью и требуют точного
4
расчета расстояния до предполагаемой встречи ракетки с воланом,
совершения точного удара по волану, лишь на мгновение находящемуся выше уровня сетки, т.е. эта игра, требующая совершенной ориентации в пространстве и времени, а также высокой точности в условиях лимита времени.
Бадминтон, как и теннис, является консервативным видом спорта в изменениях правил игры. Возрастание нагрузки, быстрота перемещений,
выполнения ударов предъявляют к спортсменам повышенные требования.
Вести игру все три партии в таком темпе не по силам даже игрокам высокого класса. Поэтому игры затягивались на 1,5 – 2 часа и терялся интерес у зрителей. В 2006 году Международная федерация бадминтона пошла на кардинальные меры по изменению в правилах игры. Все изменения в правилах были направлены на повышение зрительского и спортивного интереса, а также на увеличение внимания средств массовой информации (телевидение) и рекламодателей. Игра по новым правилам стала менее продолжительной по времени, но более динамичной и зрелищней.
Проведение 6-7 соревновательных игр в день, каждая продолжительностью в среднем 25 минут у женщин и 40-45 минут у мужчин, требует скоростной и взрывной выносливости, высокого уровня функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
По современным научным исследованиям игра проходит при частоте сердечных сокращений, достигающей в отдельные моменты 200 ударов в минуту. По энергетической стоимости игры бадминтон превосходит волейбол, теннис, плавание, гимнастику, находясь наравне с хоккеем,
гандболом, баскетболом.
Краткий обзор игровых характеристик бадминтона и требований к спортсменам, занимающимся им, дает некоторое представление о бадминтоне как об игре, связанной с многогранной подготовкой. С
5
каждым годом объем и интенсивность тренировочного процесса возрастают. Поэтому, в подготовке бадминтониста (как и представителей всех других видов спорта) должны широко использоваться результаты методических и научных исследований многих областей знаний.
Особенности быстрого полета волана дают возможности бадминтонисту, правильно и быстро передвигающемуся по площадке и обладающему хорошей реакцией, отразить практически любой удар. И
действительно, в каждой игре, в каждой партии, в каждом отдельном розыгрыше идет борьба за то, чтобы не дать противнику атаковать из легкого положения или результативно сыграть в зоне сетки и сделать успешной собственную атаку или выход к сетке.
Современный мужской бадминтон развивается в направлении все большего и большего ускорения темпа игры. Выдающиеся мастера отличаются феноменальной быстротой выполнения ударов, поистине акробатическими прыжками, отличной ориентировкой на площадке,
высочайшей физической подготовкой.
Под стать мужскому прогрессирует женский бадминтон. Китайские бадминтонистки, доминирующие в последние годы в мировом бадминтоне, сильны своими высокими скоростными качествами,
незаурядной выносливостью, волей к победе. Противостоять им - значит не уступать не только в технике и тактике, но и, прежде всего, в
специальной физической подготовке.
Высокими по накалу и удивительно зрелищными стали парные игры бадминтонистов. В современном дуэте значительно расширены функции игрока, действующего впереди. Разнообразнейшие подачи, перехват волана в передней и средней зонах площадки, смеш в прыжке с двух ног,
хитроумные обводящие удары в сочетании с молниеносным добиванием волана на сетке - таковы тенденции современного парного бадминтона.
6
Быстрыми и тонкими стали действия бадминтонистов в смешанных парных играх. Почти безошибочная игра бадминтонистки в передней зоне,
взаимоподстраховка, ускорение темпа игры - таковы тенденции развития этого вида состязаний.
Играть так, как это делают сильнейшие бадминтонисты, - к этому,
несомненно, стремится каждый, кто посвятил себя спортивному бад-
минтону. Но для этого следует упорно и настойчиво, буквально по крупицам овладевать техникой, не забывая при этом, что она, в конечном счете, подчинена тактике игры.
Настоящее методическое пособие посвящено изложению новых правил игры в бадминтон. Здесь представлены рекомендации по проведению тренировок, где особое внимание уделено развитию скоростно-силовых качеств спортсмена, скорости выполнения ударов и рациональному передвижению бадминтониста по площадке.
7
1. НОВАЯ УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА СЧЕТА
Встреча состоит из трех партий до 21-ого очка ( до 2-х побед в партиях).
Сторона, выигравшая очко, добавляет его к своему счету.
При счете «20-20» сторона, набравшая подряд 2 очка, выигрывает партию.
При счете «29-29», сторона, выигравшая 30-ое очко, выигрывает партию.
Сторона, выигравшая партию, подает первой в следующей.
Интервалы и изменение концовки встречи
Когда счет достигает 11 очков, игрокам предоставляется 60-ти секундный перерыв.
Интервал (2-х минутный перерыв) предоставляется между каждой партией.
В третьей партии, при счете 11, игроки меняются сторонами.
Одиночные встречи.
В начале встречи и при четном счете подача производиться с правого
поля.
При нечетном счете - с левого.
Если подающий игрок выигрывает розыгрыш, то очко добавляется к его счету, его следующая подача производиться с другого поля.
Если принимающий игрок выигрывает розыгрыш, то очко добавляется к его счету, и к нему переходит право выполнить подачу.
8
Парные встречи
Каждая пара имеет право только на одну подачу.
В начале встречи и при четном счете подача производиться с правого поля.
При нечетном счете - с левого.
Если подающая сторона (пара) выигрывает розыгрыш, то очко добавляется к ее счету, далее тот же самый подающий игрок производит подачу с другого поля.
Если принимающая сторона (пара) выигрывает розыгрыш, то очко добавляется к ее счету, и к ней переходит право выполнить подачу.
Игрок, принимающей стороны, на подаче которого были потеряны очко и подача, остается на том же поле корта, с которого он подавал.
Игроки пары меняются полями корта только при выигрыше очка на своей подаче.
Пример ведения счета в парной встрече.
Игроки «А» и «Б» против игроков «С» и «Д».
«А» и «Б» выиграли розыгрыш подачи. «А» подает на «С».
«А» – первоначальный подающий, «С»- первоначальный принимающий.
Объяснение |
Счет |
Сторона |
Подающий |
Пара, |
|
||
|
|
подачи |
Принимающий |
выиграв |
|
||
|
|
|
|
шая |
|
||
|
|
|
|
розыгры |
|
||
|
|
|
|
ш |
|
||
|
0-0 |
Подача |
А подает на С |
А и Б |
|
|
|
|
|
справа, |
А- |
|
|
С |
Д |
|
|
начало |
первоначальный |
|
|
|
|
|
|
встречи |
подающий |
|
|
|
|
|
|
|
С- |
|
|
|
|
|
первоначальный |
|
|
|
|
|
принимающий |
Б |
А |
|
|
|
|
||
А и Б выиграв очко, |
1-0 |
Подача |
А подает на Д |
С и Д |
|
меняются сторонами. |
|
слева, |
|
С |
Д |
А вновь подает с |
|
т.к. счет |
|
|
|
левого квадрата поля. |
|
подающей |
|
|
|
С и Д меняются |
|
пары |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
местами |
|
нечетный |
|
|
|
|
|
|
|
А |
Б |
С и Д выигрывают |
1-1 |
Подача |
Д подает на А |
А и Б |
|
очко и право |
|
слева, |
|
С |
Д |
подавать. |
|
т.к. счет |
|
|
|
Никто из игроков не |
|
подающей |
|
|
|
меняется местами |
|
пары |
|
|
|
|
|
нечетный |
|
|
|
|
|
|
|
А |
Б |
А и Б выигрывают |
2-1 |
Подача |
Б подает на С |
С и Д |
|
очко и право |
|
справа, |
|
С |
Д |
подавать. |
|
т.к. счет |
|
|
|
Никто из игроков не |
|
подающей |
|
|
|
меняется местами |
|
пары четный |
|
|
|
|
|
|
|
А |
Б |
С и Д выигрывают |
2-2 |
Подача |
С подает на Б |
С и Д |
|
очко и право |
|
справа, |
|
С |
Д |
подавать. |
|
т.к. счет |
|
|
|
Никто из игроков не |
|
подающей |
|
|
|
меняется местами |
|
пары четный |
|
|
|
|
|
|
|
А |
Б |
С и Д выигрывают |
3-2 |
Подача |
С подает на А |
А и Б |
|
очко, меняются |
|
слева, |
|
Д |
С |
сторонами. С подает |
|
т.к. счет |
|
|
|
с левого квадрата |
|
подающей |
|
|
|
поля. |
|
пары |
|
|
|
А и Б не меняется |
|
нечетный |
|
|
|
местами |
|
|
|
А |
Б |
А и Б выигрывают |
3-3 |
Подача |
А подает на С |
А и Б |
|
очко и право |
|
слева, |
|
Д |
С |
подавать. |
|
т.к. счет |
|
|
|
Никто из игроков не |
|
подающей |
|
|
|
меняется местами |
|
пары |
|
|
|
|
|
нечетный |
|
|
|
|
|
|
|
А |
Б |
А и Б выигрывают |
4-3 |
Подача |
А подает на Д |
С и Д |
|
очко и меняются |
|
справа, |
|
Д |
С |
местами. А подает |
|
т.к. счет |
|
|
|
справа. С и Д не |
|
подающей |
|
|
|
меняется местами |
|
пары четный |
|
|
|
Б |
А |
10
2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
Одним из важнейших качеств в бадминтоне является быстрота -
способность выполнять движения в минимальный для данных условий отрезок времени. В спортивной практике различают общую и специальную быстроту. Общая быстрота - это способность моментально реагировать на различные раздражители с достаточной скоростью. Специальная быстрота
- это способность выполнять с очень большой скоростью игровые и соревновательные действия, элементы и части движений данного вида спорта.
Скоростные способности бадминтониста проявляются в трех основных формах: в латентном (скрытом) времени двигательной реакции,
вскорости одиночного движения, в частоте движений. Сочетание этих трех форм и определяет все случаи проявления быстроты.
По мнению специалистов, скоростные способности в большей степени являются врожденными и меньше всего подвергаются изменениям
впроцессе тренировки. Установлено, что добиться повышения скорости можно не только использованием специальных методов и средств,
направленных на развитие собственно-скоростных способностей, но и косвенным путем, развивая силовые качества, скоростно-силовые способности, улучшая технику движений и т. д.
Методика развития скоростных способностей - это прежде всего выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что позволяет бадминтонисту сосредоточить все усилия на скорости, а не на способе выполнения упражнений. Упражнения на скорость надо прекращать при первых признаках утомления.