6239
.pdfМИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
А.А. Худин
Архитектурное проектирование жилой среды
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям
для обучающихся по дисциплине «Архитектурное проектирование жилой среды»
Направление подготовки (специальность) - 07.04.03 Дизайн архитектурной среды
Нижний Новгород ННГАСУ
2022
УДК 728
Худин А.А. «Архитектурное проектирование жилой среды»:
учебно-методическое пособие / А.А.Худин; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Нижний Новгород : ННГАСУ, 2022. – 19 с. –
Текст : электронный
Аннотация:
Ключевые слова: архитектура, проектирование, жилая среда
В пособии приводится тематика лекций, их краткое содержание, а также методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Архитектурное проектирование жилой среды". Рассматриваются вопросы формирования жилой среды, обеспечения комфорта и целостности, методы и подходы к формированию гармоничной жилой среды.
Предназначено обучающимся в ННГАСУ для подготовки к лекциям, организации самостоятельной работы по направлению подготовки 07.04.03 Дизайн архитектурной среды
© А.А.Худин, 2022 © ННГАСУ, 2022
1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. |
Целями освоения дисциплины целями освоения учебной дисциплины Б.1.О.06 |
|||
|
Архитектурное проектирование жилой среды являются формирование у |
|||
|
магистров |
системы |
компетенций, направленных |
на получение |
профессиональных знаний и умений в области формирования жилой среды.
2.Дисциплина относится к обязательной части.
a. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЁННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Таблица 2.1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы
|
Результаты освоения |
|
Результаты обучения по |
|
||
|
|
дисциплине |
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код и наименование |
|
|
Код и наименование |
|
|
|
|
|
индикатора достижения |
|
|
|
|
компетенции |
|
|
|
|
|
|
|
|
компетенции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1.
умеет: Проводить комплексные предпроектные исследования Формулировать на основе результатов предпроектных исследований концепцию архитектурного проекта. Осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации для решения поставленных задач, применять системный подход. Осуществлять консультирование заказчика на этапе разработки задания на проектирование; сводный анализ исходных данных, данных заданий на проектирование; учет условий будущей реализации объекта и оказание консультационные услуги заказчику по разработке стратегии его разработки и реализации
УК-1.2.
знает: Взаимосвязь объемнопространственных, конструктивных, инженерных решений и эксплуатационных качеств объектов капитального строительства (в том числе с учетом потребностей лиц с ОВЗ и маломобильных групп граждан). Принципы проектирования средовых качеств объекта капитального строительства, включая акустику, освещение, микроклимат и специфические аспекты, учитывающие потребности лиц с ОВЗ и маломобильных групп граждан. Основные строительные материалы, изделия, конструкции и их технические, технологические, эстетические и эксплуатационные характеристики Основы технологии возведения объектов капитального строительства
УК-2. Способен |
УК-2.1. |
|
|
|
|
|
управлять проектом на |
умеет: |
Участвовать |
в |
|
||
всех этапах его |
обосновании |
|
выбора |
|
||
жизненного цикла |
архитектурных |
решений |
в |
|
||
|
контексте |
|
|
принятого |
|
|
|
архитектурного |
|
|
|
||
|
концептуального проекта и |
|
||||
|
требований, установленных |
|
||||
|
заданием |
|
|
|
на |
|
|
проектирование, |
включая |
|
|||
|
функционально- |
|
|
|
||
|
технологические, |
|
|
|||
|
эргономические, |
|
|
|
||
|
эстетические |
|
|
|
|
|
|
Вносить |
изменения |
в |
|
||
|
архитектурные и объемно- |
|
||||
|
планировочные |
|
решения |
в |
|
|
|
соответствии |
|
|
с |
|
|
|
требованиями |
|
|
и |
|
|
|
рекомендациями заказчика, |
|
||||
|
органов |
государственной |
|
|||
|
экспертизы |
и |
других |
|
||
|
уполномоченных |
|
|
|||
|
организаций. Осуществлять |
|
||||
|
расчеты и проводить анализ |
|
||||
|
технико-экономических |
|
|
|||
|
показателей архитектурных |
|
||||
|
и |
|
|
|
|
|
|
объемно-планировочных |
|
|
|||
|
решений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УК-3. Способен |
|
УК-3.2. |
|
|
организовывать и |
|
знает: Средства и методы |
|
|
руководить работой |
|
архитектурного |
|
|
команды, вырабатывая |
|
проектирования. Нормы и |
|
|
командную стратегию |
|
методики расчета сроков |
|
|
для достижения |
|
выполнения проектных и |
|
|
поставленной цели |
|
научно-исследовательских |
|
|
|
|
работ |
|
|
|
УК-5. Способен |
|
|
УК-5.1. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
анализировать и |
|
|
умеет: Проводить анализ |
|
|
|
учитывать |
|
|
межкультурного |
|
|
|
разнообразие культур в |
|
|
разнообразия общества в |
|
|
|
процессе |
|
|
социально-историческом |
|
|
|
межкультурного |
|
|
контексте. Толерантно |
|
|
|
взаимодействия |
|
|
относиться к |
|
|
|
|
|
|
представителям других |
|
|
|
|
|
|
культур. готовностью |
|
|
|
|
|
|
уважительно и бережно |
|
|
|
|
|
|
относиться к культурным и |
|
|
|
|
|
|
историческим традициям |
|
|
|
|
|
|
общества, природе, |
|
|
|
|
|
|
мировому и российскому |
|
|
|
|
|
|
художественному и |
|
|
|
|
|
|
архитектурно- |
|
|
|
|
|
|
градостроительному |
|
|
|
|
|
|
наследию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УК-5.2. |
|
|
|
|
|
|
знает: Основы |
|
|
|
|
|
|
профессиональной |
|
|
|
|
|
|
культуры, термины и |
|
|
|
|
|
|
основные цели и |
|
|
|
|
|
|
требования к |
|
|
|
|
|
|
профессиональной |
|
|
|
|
|
|
архитектурной |
|
|
|
|
|
|
деятельности, кодекс этики |
|
|
|
|
|
|
архитекторов. Социально- |
|
|
|
|
|
|
культурные, |
|
|
|
|
|
|
демографические, |
|
|
|
|
|
|
психологические, |
|
|
|
|
|
|
функциональные основы |
|
|
|
|
|
|
формирования |
|
|
|
|
|
|
архитектурной среды, в том |
|
|
|
|
|
|
числе с учетом требований |
|
|
|
|
|
|
лиц с ОВЗ и |
|
|
|
|
|
|
маломобильных групп |
|
|
|
|
|
|
граждан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПК-1. Способен |
ОПК-1.1. |
|
осуществлять эстетическую |
умеет: Изучать |
|
оценку среды |
произведения |
|
жизнедеятельности на основе |
художественной культуры |
|
должного уровня |
мира и их эстетически |
|
художественной культуры и |
оценивать. Применять |
|
развитого объемно- |
комплекс знаний и умений |
|
пространственного |
в процессе архитектурно- |
|
мышления) |
художественного |
|
|
творчества, в том числе, |
|
|
создавая комфортную |
|
|
среду жизнедеятельности с |
|
|
учетом потребностей лиц с |
|
|
ОВЗ и маломобильных |
|
|
групп граждан). |
|
|
Использовать методы |
|
|
моделирования и |
|
|
гармонизации |
|
|
искусственной среды |
|
|
обитания при разработке |
|
|
архитектурных решений. |
|
|
Использовать методы |
|
|
наглядного изображения и |
|
|
моделирования |
|
|
архитектурной формы и |
|
|
пространства. |
|
|
|
|
|
|
|
ОПК-1.2.
знает: Средства и методы формирования и преобразования формы и пространства, естественной и искусственной предметнопространственной среды. Законы архитектурной композиции и закономерности визуального восприятия. Региональные и местные архитектурные традиции, их истоки и значение.
|
ОПК-3. Способен |
|
|
ОПК-3.2. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
осуществлять все этапы |
|
|
знает: Виды и методы |
|
|
|
комплексного анализа и |
|
|
проведения комплексных |
|
|
|
обобщать его результаты с |
|
|
предпроектных |
|
|
|
использованием методов |
|
|
исследований, |
|
|
|
научных исследований |
|
|
выполняемых при |
|
|
|
|
|
|
архитектурном |
|
|
|
|
|
|
проектировании, включая |
|
|
|
|
|
|
историографические, |
|
|
|
|
|
|
архивные, |
|
|
|
|
|
|
культурологические |
|
|
|
|
|
|
исследования. Средства и |
|
|
|
|
|
|
методы сбора данных об |
|
|
|
|
|
|
объективных условиях |
|
|
|
|
|
|
района застройки, включая |
|
|
|
|
|
|
обмеры, фотофиксацию. |
|
|
|
|
|
|
Средства и методы работы |
|
|
|
|
|
|
с библиографическими и |
|
|
|
|
|
|
иконографическими |
|
|
|
|
|
|
источниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПК-4. Способен создавать |
|
|
ОПК-4.2. |
|
|
|
концептуальные новаторские |
|
|
знает: историю |
|
|
|
решения, осуществлять |
|
|
отечественной и |
|
|
|
вариантный поиск и выбор |
|
|
зарубежной архитектуры |
|
|
|
оптимального проектного |
|
|
произведения новейшей |
|
|
|
решения на основе научных |
|
|
архитектуры |
|
|
|
исследований |
|
|
отечественного и мирового |
|
|
|
|
|
|
опыта социальные, |
|
|
|
|
|
|
функционально- |
|
|
|
|
|
|
технологические, |
|
|
|
|
|
|
эргономические (в том |
|
|
|
|
|
|
числе, учитывающие |
|
|
|
|
|
|
особенности |
|
|
|
|
|
|
спецконтингента), |
|
|
|
|
|
|
эстетические и |
|
|
|
|
|
|
экономические требования |
|
|
|
|
|
|
к проектируемому объекту. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПК-5. Способен |
|
|
ОПК-5.2. |
|
|
|
организовывать процессы |
|
|
знает: приемы и методы |
|
|
|
проектирования и научных |
|
|
согласования |
|
|
|
исследований, согласовывать |
|
|
архитектурных решений с |
|
|
|
действия смежных структур |
|
|
проектными решениями, |
|
|
|
для создания устойчивой |
|
|
разрабатываемыми по |
|
|
|
среды жизнедеятельности |
|
|
другим разделам проектной |
|
|
|
|
|
|
документации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПК-6. Способен применять |
|
|
ОПК-6.2. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
методики определения |
|
|
знает: Основные виды |
|
|
|
технических параметров |
|
|
требований к различным |
|
|
|
проектируемых объектов, в |
|
|
типам объектов |
|
|
|
том числе с использованием |
|
|
капитального |
|
|
|
специализированных пакетов |
|
|
строительства, включая |
|
|
|
прикладных программ) |
|
|
социальные, |
|
|
|
|
|
|
функционально- |
|
|
|
|
|
|
технологические, |
|
|
|
|
|
|
эргономические (с учетом |
|
|
|
|
|
|
особенностей |
|
|
|
|
|
|
спецконтингента), |
|
|
|
|
|
|
эстетические и |
|
|
|
|
|
|
экономические Основные |
|
|
|
|
|
|
справочные, методические, |
|
|
|
|
|
|
реферативные и другие |
|
|
|
|
|
|
источники получения |
|
|
|
|
|
|
информации в |
|
|
|
|
|
|
архитектурном |
|
|
|
|
|
|
проектировании и методы |
|
|
|
|
|
|
ее анализа, включая |
|
|
|
|
|
|
информацию, касающуюся |
|
|
|
|
|
|
потребностей лиц с ОВЗ и |
|
|
|
|
|
|
маломобильных групп |
|
|
|
|
|
|
граждан.Методы сбора и |
|
|
|
|
|
|
анализа данных о |
|
|
|
|
|
|
социально-культурных |
|
|
|
|
|
|
условиях участка |
|
|
|
|
|
|
застройки, включая |
|
|
|
|
|
|
наблюдение, опрос, |
|
|
|
|
|
|
интервьюирование |
|
|
|
|
|
|
анкетирование (с учетом |
|
|
|
|
|
|
особенностей лиц с ОВЗ). |
|
|
|
|
|
|
Основные методы технико- |
|
|
|
|
|
|
экономической оценки |
|
|
|
|
|
|
проектных решений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 3.1. Объём дисциплины и виды учебных занятий
Се |
За |
|
|
|
|
|
Часы |
|
Курсовая |
Форма |
|
|
|||
мес |
чё |
|
|
|
|
|
|
работа (кр), |
промеж |
|
|
||||
|
|
|
|
|
контактной |
|
|
|
|||||||
тр |
тн |
|
|
|
|
|
|
курсовой |
уточной |
|
|
||||
|
|
|
|
|
работы |
|
|
|
|||||||
№ |
ых |
|
|
Учебных |
|
|
проект (кп), |
аттеста |
|
|
|||||
|
|
|
обучающег |
|
|
|
|||||||||
|
ед |
|
|
часов |
|
|
реферат(р), |
ции |
|
|
|||||
|
|
|
|
ося с |
|
|
|
||||||||
|
ин |
|
|
|
|
|
|
контрольная |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
преподават |
Часы |
|
|
|
|||||
|
иц |
|
|
|
|
|
работа (к), |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
елем |
практич |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
графическая |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
еской |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работа (гр), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подгото |
|
|
|
|
|
|
|
Все |
|
|
Аудиторн |
|
|
Самостояте |
|
расчётная |
|
|
|
|
|
|
|
го |
|
|
ая работа |
|
|
|
вки |
работа (рр), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
льная |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
расчётно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работа и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
графическая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промежуто |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работа (ргр), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тест (т), |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
реферативно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практическая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работа (рпр) |
|
|
|
Лекц. Лаб. Практ. Семин.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
2 |
72 |
17 |
38 |
|
17 |
0 |
0 |
- |
- |
за |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
че |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ит |
2 |
72 |
17 |
|
38 |
17 |
0 |
0 |
- |
- |
за |
ого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
че |
: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
a. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ПО РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ)
4.1. Содержание разделов дисциплины