6304
.pdfМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Международный институт технологий бизнеса
Ю.Н. Зверева
Налоговое право
(учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», профиль подготовки «Профессиональная деятельность юриста в сферах экономики и управления)
Нижний Новгород
2019
2
ББК 67.99(2)2 З 81
Зверева Ю.Н. Налоговое право: учебное пособие [текст]. – Н.Новгород: Ни- жегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2019. – 86 с.
ISBN 5-87941-411-6
В учебном пособии рассматриваются основные понятия, принципы, инсти- туты налогового права. Уделено внимание понятию налога и его функциям. Рассмотрены субъекты налогового права, налоговые правоотношения, элемен- ты налогообложения, ответственность за нарушение налогового законодатель- ства, правовой режим взимания отдельных налогов (сборов). Пособие предна- значено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01«Юриспруденция», по профилю «Профессиональная деятельность юриста в сферах экономики и управления»
ББК 67.99(2)2
ISBN 5-87941-411-6
© Зверева Ю.Н., 2019; © ННГАСУ, 2019
3
Глава1. Понятие и функции налогов
Проблема правильного понимания природы налога обусловлена тем, что налог – понятие не только правовое, но и экономическое, социальное, фи- лософское. Налог может быть рассмотрен с различных точек зрения. Так, с точ- ки зрения государства налоги представляют собой основные денежные публич- но-правовые доходы государства. С позиции общества налоги могут быть рас- смотрены как выплаты государству, предназначенные для обеспечения реше- ния государством задач, стоящих перед обществом, а также для содержания са- мого государства. Налогоплательщик может рассматривать налог как юридиче- скую обязанность, как процесс ее исполнения - платеж, как законное ограниче- ние его права собственности и т.д. Универсального определения налога не су- ществует.
С юридической точки зрения, раскрывая понятие налога, необходимо, кроме того, обратить внимание на его соотношение с таким термином, как сбор, предусмотренного налоговым законодательством.
Обычно указывают, что налоги и сборы – это обязательные платежи в бюджет, установленные государством в лице законодательных органов. Общи- ми признаками налогов и сборов можно считать:
-обязательность платежа;
-индивидуальная безвозмездность;
-денежная форма налога;
-отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещ- ном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (гос- ударства);
-публичная цель - финансовое обеспечение деятельности государства и
(или) муниципальных образований.
Основное различие между налогом и сбором состоит в том, что налог является безвозмездным платежом, а сбор - возмездным (например, государ- ственная пошлина, таможенная пошлина и т.д.).
Так, Налоговый Кодекс РФ в п. 1 ст. 8 закрепляет понятие налога как «обязательного и индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с орга- низаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денеж- ных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования».
Сбором признается (п. 2 ст. 8 НК) обязательный взнос, взимаемый с ор- ганизаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий со- вершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, ор- ганами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и долж- ностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сущность и роль налогов проявляется в их функциях. Еще в XVII в. ан- глийский экономист, родоначальник классической буржуазной политэкономии В. Петти, автор теории трудовой стоимости указывал на наличие политической
4
функции налогов, обосновывая преимущества косвенного (особенно акцизного) налогообложения1.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют?
Известно, что функции любой категории выражают ее общественное и государственное назначение. Поэтому представляется, что следует выделить следующие функции налогов: фискальную; регулирующую; контрольную; рас- пределительную или перераспределительную, поощрительная.
1.Исторически первая – фискальная функция – (от лат. fiscus – казна) – обеспечение общества и государства финансовыми ресурсами.
Государство, устанавливая налоги и сборы, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своей де- ятельности. Таким образом, государство защищает интересы своей казны. Эта функция является основной, и с ее помощью производится изъятие части дохо- дов физических и юридических лиц для содержания государственного аппара- та, обороны страны и т.д. Длительное время данная функция считалась самодо- статочной для определения сути налога. Но с развитием товарно-денежных от- ношений появилась потребность сдерживать или развивать производство, сти- мулировать его, оказывать воздействие на платежеспособность населения, что предполагает появление регулирующей функции. Кроме того, именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стои- мости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных сло- ев общества, посредством чего реализуется перераспределительная функция.
2.Регулирующая функция – воздействие на социально-экономическую сферу общества и государства.
Налоги и сборы используются как средство регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. Эта функция наиболее важная, хотя получила признание лишь во второй половине XX в. Основными инстру- ментами налоговой регулирующей политики выступают налоговые льготы, скидки и кредиты. При этом льготы могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных их групп. Налоги могут стимулировать или сдерживать темпы воспроизводства; усиливать или ослаблять процесс накопле- ния капитала; расширять или уменьшать спрос населения. Размер налогов определяет уровень оплаты труда (так как она включает налоговые платежи), от налогов зависит уровень оплаты труда (так как она включает налоговые плате- жи), от налогов зависит соотношение издержек производства и цена товаров и услуг. Воздействие налогов на технический прогресс проявляется, прежде все- го, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и пр. освобождается от налогообложения.
3.Контрольная функция – контроль за финансово-хозяйственной дея- тельностью предприятия, организации, учреждения, за получением доходов
1 См.: Петти В. Трактат о налогах и сборах. Анталогия экономической классики. М., 1993.
5
гражданами, источниками этих доходов, за использованием этого имущества, в том числе земли.
4.Четвертая функция – распределительная, или перераспределительная. Налоги играют решающую роль в процессе распределения валового внутренне- го продукта и национального дохода страны. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфра- структур, на инвестиции и т.д. Перераспределительная функция носит ярко вы- раженный социальный характер. Соответствующим образом построенная нало- говая система позволяет придать рыночной экономике социальную направлен- ность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это дости- гается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направле- ния значительной части бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
5.Поощрительная функция налога и сбора - устанавливает определен- ные налоговые льготы для отдельных категорий граждан (например, для воен- нослужащих, ветеранов труда и т.д.). Таким образом, государство поощряет определенные категории граждан за заслуги перед Родиной или по иным основани- ям.
Указанное разграничение функций носит условный характер, так как все они взаимосвязаны между собой и осуществляются одновременно. Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.
Глава2. Виды налогов
Значительное место в теории налогового права занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки налогов по различным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, состав- ление отчетности и т.д.
Оснований для классификации может быть несколько.
1. В зависимости от вида субъекта (налогоплательщика) налоги разде- ляют на взимаемые:
а) с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
б) с организаций (например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);
в) общие для физических лиц и организаций (например, земельный налог, транспортный налог и др.).
Разделение налогов по этому основанию имеет большое практическое значение, так как позволяет установить правовой статус налогоплательщика, перспективы его деятельности, организовать контроль за уплатой налогов.
6
2.Самая распространенная классификация, существовавшая с глубокой древности, – деление налогов на прямые и косвенные (по способу взимания или изъятия):
а) прямые – это непосредственно обращенные к налогоплательщику налоги на доходы и имущество: налог на доходы и налог на прибыль организа- ций; на социальное страхование (так называемые социальные взносы); поиму- щественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость и др. Эти налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. Прямые налоги характерны тем, что их трудно перене- сти на потребителя. Юридический и фактический налогоплательщик в этом случае совпадают в одном лице.
б) косвенные – имеющие определенную замаскированность. Налог в этом случае устанавливается в виде полной или частичной надбавки к цене реа- лизуемых товаров, работ, услуг, где фактическим плательщиком выступает по- купатель, тогда как закон возлагает юридическую обязанность по уплате на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающие услуги за счет выручки. К ним относятся следующие виды: налог на добавленную стои- мость, акцизы и др.
Между косвенными налогами существуют структурные связи. Так, при начислении налога на добавленную стоимость (например, при пересечении территории РФ импортными подакцизными товарами) налогооблагаемой базой является их стоимость с учетом акциза. Это означает, что величина одного налога непосредственно влияет на величину другого.
Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится то или иное государство. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги (их доля более 50 %). Высо- кий уровень прямого налогообложения присущ налоговым системам Италии, Испании (60 %), Дании (59,9 %), Австралии (55,6 %), Финляндии (41,5 %), США (42,2 %). В ряде стран, таких как Франция, Швеция превалируют косвен- ные налоги.
3.В зависимости от характера использования денежных средств нало-
ги могут быть:
а) общего назначения – денежные средства, зачисляемые в бюджет со- ответствующего уровня в общий денежный фонд и расходуемые без их привяз- ки к конкретным целям (например, налог на доходы);
б) целевые – образуют внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (например, земельный налог, отчисления в фонды социального страхования, медицинского страхования РФ).
4.В зависимости от характера облагаемых доходов и расходов налоги определяются как:
а) личные – характеризуют платежеспособность плательщика; б) реальные – подвергают обложению деятельность или товары (прода-
жу, покупку, собственность) независимо от платежеспособности плательщика.
7
5.В зависимости от формы государственного устройства различают следующие группы налогов:
а) в унитарном государстве – общегосударственные и местные. Напри- мер, подобная налоговая система предусмотрена законодательством Велико- британии, Франции, Италии, Японии, Швеции и Испании;
б) в федеративном государстве – федеральные, региональные и мест- ные. Трехуровневая налоговая система существует в России, США, Германии.
6.В зависимости от периодичности взимания:
а) разовые - уплачиваются один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий;
б) регулярные - взимаются систематически, через определенные проме- жутки времени и в течение всего периода владения или деятельности платель- щика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций).
Глава3. Современная налоговая система России
От того, насколько правильно и гибко построена система налогообло- жения, зависит эффективное функционирование всего хозяйственного ком- плекса страны. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, и, с одной стороны, соот- ветствовала мировому опыту, но, с другой стороны, учитывала бы националь- ные особенности российской экономики на современном этапе.
Современная налоговая система РФ к настоящему времени находится в процессе реформирования. В конце 1991 г. был принят первый блок налогового законодательства в соответствии с основным законом «Об основах налоговой системы». 31 июля 1998 г. была принята Часть первая Налогового кодекса РФ (НК РФ)1, в котором нашли отражение основы налогообложения, а 5 августа 2000 г. – Часть вторая, устанавливающая конкретные налоги.
Вранее действовавшем налоговом законодательстве России (ст. 2 Зако- на «Об основах налоговой системы России») налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. В НК РФ отсутствует легальное определение налого- вой системы России.
Втеории налогового права понятие налоговой системы состоит из сово- купности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это сово- купность налогов, сборов, других платежей, установленных законным спосо- бом в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены нало- гов, платежей, по поводу организации контроля и регламентации ответственно- сти за нарушение налогового законодательства.
Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сбо- ров». Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов,
1 См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824
8
но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения.
Налоговую систему определяют:
∙порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов;
∙порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных
уровней;
∙права и обязанности налогоплательщиков, организация отчетности и налогового контроля;
∙ответственность субъектов налоговых правоотношений.
Глава4. Система налогов и сборов
В соответствии со ст. 12 гл. 2 НК РФ в РФ все налоги и сборы подразде- ляются на федеральные, региональные, местные. Аналогичная система налогов, (состоящая из трех уровней, соответствующим трем уровням власти) преду- смотрена налоговым законодательством США.
1.Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавли- ваются только федеральными законами и обязательны к взиманию на всей тер- ритории всей страны. Сумма платежей может поступать в федеральный бюджет или в бюджеты другого уровня.
К числу федеральных налогов и сборов ст. 13 НК РФ выделяет: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.
2.Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Нало- говым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъек- тов РФ, и налоги, устанавливаемые органами представительной власти региона по собственному усмотрению, но в соответствии с налоговым законодатель- ством. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, т.к. органы представительной власти самостоя- тельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
Ст. 14 НК РФ к региональным налогам относит: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
3.Местные налоги – это налоги, которые устанавливаются и вводятся в
действие в соответствии с НК РФ как законодательными актами РФ и взимае- мые на всей территории РФ, так и нормативно-правовыми актами представи- тельных органов субъектов федерации и местного самоуправления, и обяза-
9
тельные к уплате на территории соответствующих муниципальных образова- ний. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
Ст. 15 НК РФ к местным налогам относит:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц;
3)торговый сбор
Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить допол- нительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законода- тельством, равно как и повышать их ставки.
В то же время органы государственной власти того или иного уровня в соответствии с законодательством решают вопросы о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправ- ления могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, по- мимо установленных в соответствии с законодательством РФ, только в преде- лах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.
НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые мо- гут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, опре- деляются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в
действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение
от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 – 15 НК РФ.
К специальным налоговым режимам относятся:
1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизво- дителей (единый сельскохозяйственный налог);
2)упрощенная система налогообложения;
3)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5)патентная система налогообложения.
Глава5. Понятие, предмет и метод налогового права
Налоговое право можно определить как подотрасль финансового права, которая представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регули- рующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды обязательных денеж- ных платежей
Предмет налогового права – это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязан- ными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля и ответственности за нарушения
10
налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов нало- гоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.
Предмет налогового права не следует путать с предметом налогообло- жения. Предмет налогообложения – это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Каждый налог имеет самостоятельный предмет налогообложения. Таковыми могут быть:
-доход (прибыль) на данный момент;
-имущество (земля, недвижимость, автомобили, накопленный доход и другое имущество);
-права на получение дохода (долговые обязательства в форме облига- ций, векселей и т.п.) и другие блага.
Под методом правового регулирования понимаются совокупность и со- четание приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
В налоговом праве выделяют два метода:
1) императивный метод - это публично-правовой метод (или метод вла- сти и подчинения, авторитарный метод). Основной чертой этого метода регу- лирования налоговых отношений выступают государственно-властные предпи- сания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступаю- щих от имени государства;
2) диспозитивный метод - это частноправовой метод (гражданско- правовой метод, или метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласо- ваний и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации).
Императивный метод в налоговом праве применяется гораздо чаще, чем диспозитивный, так как отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права.
Подводя итог, необходимо выделить следующие основные характери- стики налогового права:
1)это подотрасль финансового права со своей системой финансово- правовых норм (институтов), т.е. общеобязательных правил поведения обязан- ных субъектов, а также управомоченных положений для государственных ор- ганов и должностных лиц;
2)это предметная подотрасль, т.е. она посвящена определенному пред- мету – разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения;
3)налоговое право прежде всего регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распреде- ление и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отно- шений, как и вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных государственных изъятий;