7160
.pdfМИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Ю.М. Ковалева Н.А. Дубровина
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ. ЧАСТЬ I.
Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии в ландшафтном проектировании»
для обучающихся по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура
Нижний Новгород
2022
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Ю.М. Ковалева Н.А. Дубровина
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ. ЧАСТЬ I.
Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии в ландшафтном проектировании»
для обучающихся по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура
Нижний Новгород
2022
УДК
Ковалева Ю.М., Дубровина Н. А.,Информационные технологии в ландшафтном проектировании. Часть I.: учебно-методическое пособие / Ю.М. Ковалева, Н. А. Дубровина ;Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2022. – 18с.:Текст : электронный.
Описаны цели и задачи дисциплины «Информационные технологии в ландшафтном проектировании» для первого блока, относящегося к 3 семестру обучения. Указаны основные требования к выполнению лабораторных работ, даны компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины. Даны рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося.
Предназначено обучающимся в ННГАСУ по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура.
© Ю.М. Ковалева, Н. А. Дубровина, 2022
© ННГАСУ, 2022
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................ |
4 |
1.Цели и задачи дисциплины………...................................................... 5
2. |
Компетенции, формируемые дисциплиной........................................ |
5 |
|
3. |
Состав, порядок, содержание и оформление лабораторных работ |
6 |
|
|
3.1 |
Лабораторная работа №1. Построение 2D-примитивов.............. |
7 |
|
3.2 |
Лабораторная работа №2. Основы черчения…………………… |
7 |
3.3Лабораторная работа №3. Поиск собственной графической подачи. Работа с макетами…………………………………………. 8
3.4Лабораторная работа №4. Инструменты конструирования.
Фасад, создание 3D-модели………………………………………. 9
4 Вопросы для самоконтроля при подготовке к устному опросу….. 10
5.Правила оформления итогового отчета….......................................... 11
6.Рекомендуемая литература и интернет-источники для освоения дисциплины ……………………………..……………........................ 12
7.Промежуточная аттестация по дисциплине «Информационные
технологии в ландшафтном проектировании» .…………………… |
12 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………… |
14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………… |
15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………… |
16 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………… |
17 |
4
Введение
Дисциплина «Информационные технологии в ландшафтном проектировании» относится к обязательной части ОПОП.
В учебно-методическом пособии дается представление о современных компьютерных программах, предназначенных для работы с текстом,
таблицами и графикой, в особенности векторной.
Студенты должны знать: принципы работы современных CAD
программ (ArchiCad), BIM проектирования и методы создания чертежей и моделей в них.
Уметь: использовать информационно-коммуникационные технологии при изучении и при проектировании объектов ландшафтной архитектуры.
Владеть: основными инструментами документирования программы
Archicad 22, навыками вывода чертежей на печать.
Знания, умения и навыки, формируемые дисциплиной
«Информационные технологии в ландшафтном проектировании»,
необходимы в дальнейшем для изучения архитектурно-ландшафтного проектирования, строительства и содержания объектов ландшафтной архитектуры, основ лесопаркового хозяйства, сохранения объектов садово-
паркового наследия, инженерной защите территории, вертикальной планировки объектов ландшафтной архитектуры, фитодизайна интерьера,
градостроительства с основами архитектуры, информационных технологий в ландшафтном проектировании 4 семестра обучения, ландшафтного дизайна,
ландшафтного проектирования, дизайна парковой среды, учебных практик, и
подготовки, защиты ВКР.
5
1. Цели и задачи дисциплины
Целями |
освоения |
первой |
части |
учебной |
дисциплины |
Б.1.О.14.Информационные технологии в ландшафтном проектировании
являются:
-составление представления о современных компьютерных программах, предназначенных для ландшафтного проектирования, в
частности программах CAD (программный комплекс Archicad 22);
-формирование навыков работы с программным обеспечением для создания проекта: чертежей марки ПЗУ, основ 2D-визуализации, компоновки
иоформления всех составных частей проекта;
2. Компетенции, формируемые дисциплиной
Изучение первой части учебной дисциплины «Информационные технологии в ландшафтном проектировании» направлено на формирование у обучающихся следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
- знать принципиальное содержание документации градостроительных и ландшафтных проектов, базовые правила оформления документации градостроительных и ландшафтных проектов с применением современных CAD программ (ОПК 7.1);
-уметь применять информационные технологии в архитектурно-
ландшафтном анализе и в ландшафтном проектировании, разрабатывать аналитическую, проектную и техническую документацию с использованием программного комплекса Archicad 22 в соответствии с нормативными требованиями (ОПК-2.2, ОПК-1.3);
-владеть основами черчения и оформления проектной документации
сиспользованием информационных технологий (ПК-2.2, ПК-2.4).
6
3. Состав, порядок, содержание и оформление лабораторных работ
Освоение первой части дисциплины Б.1.О.14. Информационные технологии в ландшафтном проектировании осуществляется в форме лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов, что позволяет сформировать у обучающихся соответствующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
На вводном занятии студенты знакомятся с программой курса,
разделами дисциплины, получают список основной и дополнительной литературы, имеющейся в библиотеке ННГАСУ и рекомендованной для изучения данной дисциплины.
На занятиях информация и инструкция выводится преподавателемна общий экран, что позволяет студентам сразу сориентироваться и выполнить аналогичное действие на своих компьютерах. Занятия направлены на закрепление полученных знаний и выработку умений и навыков их практического применения.
Содержание дисциплины:
1. Введение в дисциплину.
Информационные технологии, используемые в ландшафтной архитектуре для различных этапов проектирования и защиты проектов.
Защита интеллектуальной собственности и авторских прав. Векторная и растровая графика.
2. Основы черчения. Построение 2-Д примитивов.
Основы черчения в GrafisoftArchiCAD. Использование ПО CAD для построения планов марки ПЗУ.
3. Конструирование.Работа в 3D окнах, окнах разрезов, фасадов и внутренних видов. Основы конструирования в GrafisoftArchiCAD. Создание
3D-проекта.
Самостоятельная работа по дисциплине включает подготовку к устному опросу, оформление лабораторных работ и итогового отчета.
7
3.1 Лабораторная работа №1.
Построение 2D-примитивов
Является отчетом для первых ознакомительных занятий. Работа ведется в программе Archicad 22 в компьютерном классе. Студент повторяет действия за преподавателем, фиксирует термины и понятия, а также алгоритм действий. После занятия студент самостоятельно оформляет результаты работы в программе MicrosoftWord, который содержит в себе текстовую часть, графическую часть и выводы.
Включает в себя изучение и апробацию таких инструментов и методов
как:
-изучение интерфейса программы Archicad 22, ее возможностей;
-настройка рабочей среды проекта;
-знакомство со Слоями (Модельными видами), создание новых пользовательских настроек среды Archicad 22;
-знакомство с инструментами «Документирования». Работа с инструментом «Линия», «Штриховка», «Сплайн», «Окружность»,
«Линейный размер», «Угловой размер», «Радиальный размер»; - варианты операции «Тиражирование»;
Пример итогового графического результата студенталабораторной работы №1 размещен в Приложении 1.
3.2 Лабораторная работа №2.
Основы черчения
Работа ведется в программе Archicad 22 в компьютерном классе на протяжении 6 занятий, и дополнительно в качестве самостоятельной работы.
Студент повторяет действия за преподавателем, фиксирует термины и понятия, а также алгоритм действий. Отчет оформляется студентом самостоятельно в программе MicrosoftWord, который содержит в себе
8
текстовую часть, графическую часть и выводы. Также обучающемуся рекомендуется установить на собственный компьютер учебную версию
Archicad 22 для самостоятельного закрепления пройденного материала. Освоение методов черчения ведется студентом в собственном
настроенном шаблоне проекта Archicad(.tpl).
Первым этапом работы является импорт в рабочее поле среды Archicad,
через внешние данные, подосновыспутникового снимка, на котором будет вестись работа.
Лабораторная работа №2 включает в себя изучение и апробацию таких инструментов и методов как:
-создание индивидуального шаблона проекта Archicad;
-работа со Слоями, поиск начала координат, импорт внешних данных, функция «Пропорционирование»;
-работа с инструментами «Документирования», закрепление студентом методов построения дорожек и площадок, пересечения, скругления,
перемещения, смещения и тиражирования;
-освоение инструмента «Объект»;
-использование функции быстрой выборки элементов - «Найти и выбрать» для быстрого редактирования;
Пример итогового графического результата студента лабораторной
работы №2 размещен в Приложении 2.
3.3 Лабораторная работа №3.
Поиск собственной графической подачи. Работа с макетами
Цель лабораторной работы №3 - помочь студенту выбирать и применять оптимальные формы и методы изображения пространства объектов ландшафтной архитектуры в плане, освоить вывод и оформление чертежей на макет и на печать в векторном формате .pdf. Аналогично предыдущим лабораторным работа ведется в программе Archicad 22 в
9
компьютерном классе на протяжении 2 занятий, и дополнительно в качестве самостоятельной работы.
Лабораторная работа №3 включает в себя изучение и апробацию таких инструментов и методов как:
- редактирование, создание и замена типов линий, штриховок.
Создание пользовательской палитры цветов;
-знакомство скомбинациями слоев и с графической заменой;
-создание новых графических 2Dобъектов в библиотеке Archicad 22
(символы деревьев и кустарников);
-создание новых и основных макетов, размещение чертежей, внутренние виды, вывод на печать;
-оформление ситуационного плана в М 1:100, в М 1:200 или в М 1:500. Пример итогового графического результата студента лабораторной
работы №3 размещен в Приложении 3.
3.4 Лабораторная работа №4.
Инструменты конструирования. Фасад, создание 3D-модели
После освоения студентом инструментов панели «Документирование»
Archicad 22, следующим этапом является знакомство с работой в 3D, чему посвящаются оставшиеся занятия, кроме последнего.
Лабораторная работа №3 включает в себя изучение и апробацию таких инструментов и методов как:
-знакомство с инструментами «Конструирование» (перекрытие, стена, 3d-сетка, фасад, разрез, объект, окна, двери, колонны, балки, крыши, оболочки);
-поэтажное построение, редактирование элементов в 3d-окне;
-создание 3d-модели, миграция библиотек;
-параметры визуализации, механизм «sketch» (Рис.1).