7581
.pdfМИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
С.Г. Ефимова
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям и семинарским занятиям (включая рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы) по дисциплине «Творческие индустрии в современном мире» для обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 Культурология, профиль Художественная культура
Нижний Новгород
2022
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
С.Г. Ефимова
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Учебно-методическое пособие
по подготовке к лекциям и семинарским занятиям (включая рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы) по дисциплине «Творческие индустрии в современном мире» для обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 Культурология, профиль Художественная культура
Нижний Новгород
ННГАСУ
2022
2
УДК 7.05(075.8)
Ефимова, С.Г. Творческие индустрии в современном мире / С.Г. Ефимова; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Нижний Новгород : ННГАСУ, 2022. – 24 с. – Текст : электронный.
Даются тематика лекций, их краткое содержание, планы семинарских занятий, а также методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Творческие индустрии в современном мире». Указывается необходимая литература и источники, разъясняется последовательность их изучения, выделяются наиболее сложные вопросы и даются рекомендации по их изучению, приводятся темы докладов.
Предназначено обучающимся в ННГАСУ для подготовки к лекциям, семинарским занятиям, и выполнению самостоятельной работы по дисциплине в рамках направления подготовки 51.03.01 Культурология, профиль Художественная культура.
© С.Г. Ефимова, 2022 © ННГАСУ, 2022
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………..5
Методические указания и рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины ………………………………………………………………………….7
Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы …………………………………………………………..10
Раздел 1. Развитие и становление мировой творческой индустрии………. ……17
Раздел 2. Организационные аспекты творческой индустрии…………………....19
Литература ………………………………………………………………………….23
4
Введение
Целями освоения учебной дисциплины «Творческие индустрии в современном мире» являются формирование и развитие комплексного знания о проблемах сохранения культурного наследия на уровне, соответствующем современному состоянию культурологической науки и прогрессивному мировому и отечественному опыту в данной предметной области.
Учебно-методическое пособие «Творческие индустрии в современном мире» предназначено для оказания помощи студентам в освоении данной дисциплины. В нем предлагается целостное видение учебного курса, представляется его логично обоснованная структура, охватывающая ключевые вопросы в сфере культурных индустрий. Содержание курса призвано ознакомить студентов с основными категориями и понятиями сферы культурных индустрий.
Пособие содержит методические указания и рекомендации по освоению дисциплины, тематику лекций и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы и соответствует учебному плану и рабочей программе по дисциплине «Творческие индустрии в современном мире» 51.03.01 Культурология, профиль «Художественная культура». В пособие включены методические указания, список литературы для эффективной проработки учебного материала.
|
|
|
|
Учебных часов |
|
|
Курсовая работа (кр), |
|
|||
|
|
|
|
|
|
курсовой проект (кп), |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Зачётных единиц |
|
Аудиторная работа |
|
Часы |
|
реферат(р), |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
контрольная работа (к), |
|
|||
Семестр № |
|
|
|
|
|
контактной |
|
|
|||
|
|
|
|
Самостоятел |
|
графическая работа |
|
||||
|
|
|
|
работы |
Часы |
Форма |
|||||
|
|
|
|
ьная работа |
(гр), расчётная работа |
||||||
|
|
|
|
обучающего |
практической |
промежуточно |
|||||
Всего |
|
|
Практ. |
и |
ся с |
подготовки |
(рр), расчётно- |
й аттестации |
|||
Лекц. |
Лаб. |
промежуточ |
графическая работа |
||||||||
|
Семин. |
преподавате |
|
|
|||||||
|
|
|
|
ная |
лем |
|
(ргр), тест (т), |
|
|||
|
|
|
|
|
|
аттестация |
|
реферативно- |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практическая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(рпр) |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
5 |
2 |
72 |
17 |
0 |
17 |
38 |
34.48 |
- |
к |
зачет с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оценкой |
|
Итого: |
2 |
72 |
17 |
0 |
17 |
38 |
34.48 |
- |
|
|
5
|
Наименование раздела |
Аудиторная |
Формы текущего |
|||||
|
|
|
|
|||||
п/п |
|
контроля |
||||||
учебной дисциплины |
работа, час. |
|||||||
успеваемости |
||||||||
№ |
(модуля). |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
Тема занятия |
Лекц. |
Лаб. |
Практ. |
Лекц. |
Лаб. |
Практ. |
|
|
семин. |
семин. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЕМЕСТР № 5 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Развитие и становление |
2 |
|
2 |
устный |
|
доклад |
|
|
мировой творческой |
|
|
|
опрос |
|
|
|
|
индустрии. Понятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
творческих индустрий в |
|
|
|
|
|
|
|
|
контексте территориального |
|
|
|
|
|
|
|
|
развития. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Искусство как форма |
2 |
|
2 |
устный |
|
доклад |
|
|
организации творческой |
|
|
|
опрос |
|
|
|
|
деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Мировая и российская |
2 |
|
2 |
устный |
|
доклад |
|
|
творческая индустрия. |
|
|
|
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Организационные аспекты |
3 |
|
3 |
устный |
|
доклад |
|
|
творческой индустрии. |
|
|
|
опрос |
|
|
|
|
Организационные аспекты и |
|
|
|
|
|
|
|
|
мотивация деятельности в |
|
|
|
|
|
|
|
|
творческой индустрии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Механизмы финансирования в |
2 |
|
2 |
устный |
|
доклад |
|
|
творческой индустрии. |
|
|
|
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Креативные кластеры. |
2 |
|
2 |
устный |
|
доклад |
|
|
Общественные пространства. |
|
|
|
опрос |
|
|
|
|
Творческие города. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Творческое |
2 |
|
2 |
устный |
|
доклад |
|
|
предпринимательство. |
|
|
|
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Законодательные акты, |
2 |
|
2 |
устный |
|
доклад |
|
|
регламентирующие |
|
|
|
опрос |
|
|
|
|
творческую и досуговую |
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
17 |
0 |
17 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
6
Методические указания и рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины.
Методические указания призваны сориентировать обучающегося в процессе освоения дисциплины, помочь ему решить основные учебные задачи курса и освоить механизмы их реализации. Для этого студенту предлагается ознакомиться с программой курса, озвучивается основной и дополнительный список рекомендуемой литературы, включающий учебники, учебные пособия по дисциплине, сборники тестов и т.д.
Так как весь часовой объем курса делится на академический (аудиторный)
исамостоятельный, основными формами его реализации являются лекционные
ипрактические занятия, а также формы самостоятельной работы: подготовка к практическим занятиям, написание контрольной работы, подготовка к сдаче зачета.
Лекции позволяют в максимально сжатые сроки представить значительный объем структурированной информации. Лекционные материалы по курсу «Творческие индустрии в современном мире», как правило, имеют проблемно-тематическую структуру и охватывают теоретические и практические аспекты изучения дисциплины.
Как форма текущего контроля успеваемости в рамках лекционных занятий проводится устный фронтальный опрос по теме лекционного занятия. Основное предназначение текущего устного опроса – проверка степени усвоения лекционного материала, закрепление знаний по пройденному материалу, а также проверка готовности к усвоению нового блока знаний.
Семинары представляют собой реализацию текущего контроля работы студентов и направлены на выработку умений и навыков самостоятельной обработки информации, содержащейся в источниках и литературе. Семинары позволяют сформировать у студента умение выбирать векторы исследовательского поиска, проводить критический анализ сведений, формулировать и озвучивать собственные мысли. Выдаваемые обучающимся «Планы семинарских занятий» позволяют сориентировать их в направлении поиска информации по конкретной теме, предлагают по ней литературу с выходными данными. Преподаватели кафедры культурологии при проведении семинаров используют различные методики и формы работы: тестирование, фронтальный опрос, эвристическую беседу, доклады и сообщения, обучающие игры и кейсы. Обязательно используются наглядные пособия с применением мультимедиа.
Темой практического занятия может быть любой вопрос, достаточно значимый и актуальный, обеспеченный источниками и позволяющий отработать те или иные умения и навыки, необходимые для подготовки профессионала в области культуры.
Выбор темы и формы проведения практического занятия определяются
7
приоритетными задачами, которые ставит перед группой преподаватель.
К основным формам (вариантам) проведения практических занятий относятся следующие:
1)схоластический, в котором основной упор делается на чтение и комментирование письменных источников;
2)классический, структуру которого составляют небольшие выступления по предложенным вопросам с последующими дополнениями со стороны остальных участников;
3)дискуссионный, проводимый в форме группового (коллективного) обсуждения предлагаемой для практического занятия темы;
4)дебаты, когда учебная группа делится на две части, каждая из которых получает задачу, альтернативную и противостоящую другой, и должна ее отстаивать;
5)чтение и обсуждение докладов.
Для эффективной работы во время практического занятия обучающемуся необходимо учесть и выполнить следующие требования по его подготовке:
1)грамотный предварительный подбор литературы по теме занятия с помощью электронно-библиотечной системы, электронной информационнообразовательной среды ННГАСУ, сети Интернет для поиска материалов;
2)добросовестная работа с имеющейся научной литературой (просмотр и подбор информации, чтение, выписки (конспектирование узловых проблем), их обработка в соответствии с задачами практического занятия);
3)обдумывание и изложение своих мыслей на основании полученной информации (предварительное осмысление).
Доклад как форма текущего контроля успеваемости позволяет оценить как способность студента к самостоятельной работе с информационными источниками, так и его навыки научной коммуникации.
Порядок проведения семинарского занятия предполагает следующую последовательность:
• выступление с докладом;
• вопросы к выступающему;
• беседа по теме доклада;
• обсуждение достоинств и недостатков доклада;
• заключительное слово докладчика;
• заключение преподавателя.
Семинарские занятия строятся на системе докладов (сообщений), которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме.
Перечень требований к выступлению студента на семинаре:
1. последовательность основных разделов доклада (вводная часть, в которой студент освещает актуальность темы, определяет цель своего доклада и поставленные задачи; основная часть, в которой осуществляется изложение
8
сущности проблемы; методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности; заключение; краткий обзор источников);
2.наличие компьютерной презентации и её качество;
3.самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них;
4.точная формулировка излагаемой проблемы, доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов;
5.грамотные ответы на вопросы аудитории, демонстрирующие способность докладчика ориентироваться в теме, руководствоваться полной и непротиворечивой аргументацией, корректность в использовании специальной терминологии и пр.
Выступления с докладами формируют у студентов навыки свободного ведения дискуссии, стимулируют интерес к самостоятельному поиску новых идей и фактов.
Важной формой проверки знаний по курсу «Творческие индустрии в современном мире» является написание контрольной работы.
Подготовка и написание контрольных работ является способом выявления глубины усвоения теоретического материала и одновременно механизмом решения практических задач. Контрольная работа включает вопрос или задание, на который необходимо дать развёрнутый ответ. Контрольная работа может быть выполнена как в тетради (письменно), так и набрана (распечатана) на компьютере.
Проверка контрольных работ преподавателем – одна из основных форм руководства самостоятельной работой студентов, средство контроля выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала в объеме, установленном программой учебной дисциплины. В процессе проверки выявляются типичные ошибки, а также разделы учебной дисциплины, вызывающие затруднения у студентов. Кроме того, в процессе проверки выявляются: степень глубины понимания проблемы обучающимся, умение пользоваться источниками, развернутость и обоснованность ответа, оформление работы. При оценке качества работы преподаватель выявляет, в какой помощи нуждается студент, и дает рекомендации для подготовки к зачету. При оценке выполнения контрольной работы, помимо вышеперечисленных критериев, основным является – раскрытие сущности взятой для рассмотрения проблемы, глубина её осмысления и степень самостоятельности работы студента.
Результирующая оценка по промежуточному итогу текущего контроля успеваемости обучающихся выводится (ставится) средний балл за работу на семинарских занятиях и по результатам собеседования.
9
Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента (СРС) – это планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов). В ходе самостоятельной работы обучающиеся выполняют различные задания с целью углубления их теоретических знаний, формирования умений и навыков.
В руководстве самостоятельной работой студентов можно выделить следующие этапы
1 этап – постановка перед обучающимися целей, задач, заданий и рекомендаций, разъяснения по выполнению заданий.
2 этап – непосредственная самостоятельная работа обучающихся по выполнению полученных от преподавателя заданий.
3 этап – оценка и подведение итогов выполнения самостоятельной работы.
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они могут включать в себя:
изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
подготовку докладов и рефератов
подготовка к презентациям и дискуссиям;
участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях. Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание реферата;
подготовка докладов и презентаций;
подготовка к семинарам.
Самостоятельная работа обучающихся соответствует трем уровням самостоятельной деятельности:
Первый уровень – репродуктивный (тренировочный), он часто организуется на аудиторных занятиях при непосредственном контроле преподавателя.
10