9431
.pdf2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
А.А. Качемцева, Р.А. Соловьев
ИНТЕРЬЕР ГОРОДСКОЙ КВАРТИРЫ
Учебно-методическое пособие
по выполнению курсового проекта для обучающихся по дисциплине Б.1.О.16. «Художественное проектирование»
специальности 54.05.01 Монументально-декоративное искусство со специализацией Монументально-декоративное искусство (интерьеры)
Нижний Новгород
2022
3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
А.А. Качемцева, Р.А. Соловьев
ИНТЕРЬЕР ГОРОДСКОЙ КВАРТИРЫ
Учебно-методическое пособие
по выполнению курсового проекта для обучающихся по дисциплине Б.1.О.16. «Художественное проектирование»
специальности 54.05.01 Монументально-декоративное искусство со специализацией Монументально-декоративное искусство (интерьеры)
Нижний Новгород ННГАСУ
2022
4
УДК 747
Качемцева А. А., Соловьев Р.А. Интерьер городской квартиры [Электронный ресурс]: учеб.- метод. пос. / А.А. Качемцева, Р.А. Соловьев; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун - т – Н. Новгород: ННГАСУ. 2022. – 129 с; ил. – Текст : электронный.
Приведены указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Художественное проектирование», рассмотрены содержание и последовательность выполнения проекта, даны рекомендации по проектированию и требования к итоговой подаче. Указывается необходимая литература и источники.
Материалы пособия обеспечивают комплексный подход в организации курсового проектирования, соблюдение системности и непрерывности в работе студентов над проектом, как в графической его части, так и при составлении пояснительной записки.
Предназначено для подготовки курсового проекта обучающимся в ННГАСУ по специальности 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, со специализацией Монументально-декоративное искусство (интерьеры).
© А. А. Качемцева, Р.А. Соловьев, 2022 © ННГАСУ, 2022.
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... |
5 |
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................................... |
6 |
1.1. Стадии проектирования. ....................................................................................................... |
6 |
1.2. Методики проектирования. ................................................................................................. |
10 |
2. КЛАССИФИКАЦИЯ КВАРТИР....................................................................................... |
11 |
2.1. Классификация квартир вторичного рынка....................................................................... |
12 |
2.2. Классификация квартир первичного рынка....................................................................... |
14 |
2.3. Особые типы квартир........................................................................................................... |
23 |
3. ПЕРЕПЛАНИРОВКА.......................................................................................................... |
26 |
3.1. Нормативные положения .................................................................................................... |
31 |
3.2. Разрешенные элементы перепланировок.......................................................................... |
32 |
3.3. Запрещенные элементы перепланировок........................................................................... |
33 |
4. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ........................................................................ |
34 |
5. ПОМЕЩЕНИЯ КВАРТИРЫ .............................................................................................. |
41 |
5.1. Спальня ................................................................................................................................. |
42 |
5.2. Общая комната, гостиная. ................................................................................................... |
44 |
5.3. Кухня .................................................................................................................................... |
45 |
5.4. Санитарные узлы................................................................................................................. |
51 |
5.5. Передняя............................................................................................................................... |
52 |
5.6. Подсобные помещения и кладовые ................................................................................... |
54 |
5.7. Детские и прочие помещения ............................................................................................. |
55 |
5.8. Дополнительные помещения квартир ............................................................................... |
56 |
6. ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРЬЕРА................................................................................................ |
57 |
6.1. Стены.................................................................................................................................... |
57 |
6.2. Пол ......................................................................................................................................... |
61 |
6.3. Потолок ................................................................................................................................. |
64 |
7. МЕБЕЛЬ И ОБОРУДОВАНИЕ......................................................................................... |
66 |
8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КВАРТИР .................................................................. |
71 |
8.1. Освещение............................................................................................................................ |
72 |
8.2. Электрика............................................................................................................................. |
74 |
8.3. Системы вентиляции и кондиционирования .................................................................... |
83 |
8.4. Отопление и водоснабжение .............................................................................................. |
86 |
9. ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ........................................................................................ |
87 |
9.1. Красочные материалы......................................................................................................... |
90 |
9.2. Природный и искусственный камень................................................................................ |
92 |
9.3. Керамика ............................................................................................................................... |
94 |
9.4. Обои...................................................................................................................................... |
99 |
9.5. Лесные материалы............................................................................................................. |
106 |
9.6. Полимерные материалы..................................................................................................... |
116 |
10. ТЕКСТИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ................................................................................ |
117 |
11. ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ...................................................................................................... |
119 |
11.1. Субъективность восприятия цвета ................................................................................. |
120 |
11.2. Пространственное воздействие цвета ............................................................................ |
120 |
11.3. Цветовая композиция...................................................................................................... |
122 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................................... |
124 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................................ |
125 |
6
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы в отечественной практике дизайна проектирования характеризуются небывалым подъемом проектной деятельности в области организации жилого интерьера. Создание индивидуальных проектов частных квартир для конкретного человека, почти полностью отсутствовавшее в отечественной практике более семидесяти лет, стало в девяностых годах прошлого столетия необычайно актуальной темой, и эта тенденция сохраняется до сих пор.
Сейчас проектирование жилого интерьера является одной из наиболее привлекательных тем в популярной литературе и многочисленных периодических изданиях в связи с активным ростом интереса к нему потребителя. «Стильный» интерьер часто становится атрибутом городского образа жизни, своего рода визитной карточкой, говорящей о социальном и общественном положении, а также об увлечениях хозяев.
В сознании вновь формирующегося класса с высоким уровнем доходов произошел поворот к активной индивидуализации собственного жилища.
Жилой интерьер стал своего рода имиджевой характеристикой,
определяющей стиль жизни, на который влияют такие массовые социально-
психологические явления, как общественное мнение и мода. Эти факторы повлияли на возрастание интереса к индивидуальному проектированию и декорированию жилого интерьера, которое проявляется не только в обращении к профессиональным архитекторам, дизайнерам и декораторам,
но и в увеличившемся внимании к публикациям о жилом интерьере и тенденциям его декора в различных популярных изданиях и на телевидении.
Сформировался новый метод работы, подразумевающий возможность выражения творческого видения дизайнера и одновременно участие в этом процессе заказчика на правах «со-творца». Однако, в отличие от проектирования европейских интерьеров, где искусство дизайна – это сложившаяся форма жизни, в России проектирование частных интерьеров
7
возникло практически на пустом месте. Именно поэтому теперь повсеместно развиваются творческие импульсы, далекие от профессиональных. В таких условиях проект квартиры становится похожим на арт-жест, свободный от каких-либо функциональных норм и логики построения пространства.
В связи с этим курсовой проект «Интерьер городской квартиры» рассчитан на студентов пятого курса специальности Монументально-
декоративное искусство, уже обладающих достаточными знаниями по формальной и ассоциативной композиции, истории искусств и стилей,
конструктивным и отделочным материалам, инженерным системам и другим смежным дисциплинам. Такая подготовка вместе с опытом выполнения предыдущих проектов жилых пространств или их составляющих («Коттедж»
– 3 курс, «Интерьер гостиной в коттедже» – 3 курс, «Интерьер ванной комнаты» – 5 курс) должны послужить основой для выполнения проекта интерьера городской квартиры на высоком профессиональном уровне.
1. ОГРАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Стадии проектирования
Процесс студенческого проектирования интерьера городской квартиры начинается с получения технического задания, утвержденного кафедрой. В
этом документе заранее намечаются задачи и цели проектирования. В нем приводятся исходные данные (планировки с размерами и высотами, перечень необходимых помещений, количество жильцов квартиры и т.д.), указываются сроки выполнения проекта, оговаривается состав подачи и рекомендуемые масштабы.
Предпроектная подготовка включает в себя составление психологического портрета семьи, который в дальнейшем будет определять перечень дополнительных зон и элементов квартиры. Подбор и детальный анализ аналогов к разрабатываемому проекту. А также уточнение
8
технического задания. На этапе изучения исходных данных производится анализ схем существующего инженерного оборудования: водоснабжения,
канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования,
электрооборудования, газоснабжения, связи и сигнализации.
Необходимо помнить, что в квартире протекает жизнь семьи,
являющейся хотя и единым организмом, живущим общей жизнью и общими интересами, но одновременно и коллективом людей с различными, зачастую противоречивыми, вкусами и распорядком жизни, что естественно для людей хотя и близких, но различных по возрасту и роду занятий. Поэтому проектируя городскую квартиру вне зависимости от ее величины, студентам следует учитывать все протекающие в ней жизненные процессы – отдых и личные занятия членов семьи, ведение домашнего хозяйства, приготовление и принятие пищи, общение членов семьи между собой и с другими людьми,
поддержание личной гигиены и т.д.
Исходя из этого, определяются состав и размеры помещений в квартире, отвечающие потребностям проживающей в ней семьи и формируется схема функционального зонирования.
На ее основе формируются варианты схем перепланировки (обычно 3-
4 различных варианта). Это чертежи помещений с указанием размеров и площадей, с расстановкой мебели и инженерного оборудования. К чертежам могут прилагаться объемно-пространственные изображения (3D графика).
Это вид на все помещения в целом, без детальной и фотореалистичной проработки. Изображение помещений в нескольких ракурсах дает более полное представление о будущем интерьере.
9
Рис. 1,2,3. Пример работы над различными схемами перепланировки квартиры
1
Из представленных студентом вариантов выбирается один, наиболее
близкий к поставленной цели. |
Руководствуясь замечаниями |
и |
|||
предложениями |
руководителей, |
студент |
вносит |
корректировки. |
Окончательный вариант перепланировки, утвержденный педагогами,
ложится в основу следующих этапов проектирования.
Эскизный проект – промежуточная стадия проектирования любого интерьера. Он представляет собой концепцию выбранного решения и содержит достаточную для представления об объекте информацию. Для более точного определения предпочтений в цвете и декоре на стадии
эскизного проектирования выполняется визуализация проектных предложений.
Студент создает не менее трех вариантов цветового решения интерьера и его декоративного оформления. Основная проекция – это объемно-
пространственное изображение помещения в ракурсе, который полностью воспроизводит интерьер (фронтальная перспектива). Для представления одного помещения может потребоваться несколько дополнительных видовых точек. Перечень помещений и количество перспектив для каждого из них оговаривается в задании кафедры или после согласования варианта
перепланировки.
На этом этапе, принимая окончательный вариант интерьера, студент выбирает отделочные и декоративные материалы для помещений. На основе
его выбора будет составлена документация студенческого рабочего проекта.
Рабочий проект включает в себя:
Планы помещений. Чертежи с указанием размеров помещений, их
площади, привязкой окон и дверей, раскладкой напольных материалов. При использовании элементов для подогрева пола, указывается их расположение.
Планы помещений с расстановкой мебели и
оборудования. Чертежи помещений с изображением мебели и оборудования,
которые при необходимости сопровождаются поясняющими надписями.
10
Развертки стен. Чертежи стен с размерами, привязками светильников, розеток, выключателей, декоративных элементов, с указанием границ различных отделок. При необходимости сопровождаются поясняющими надписями.
Чертежи декоративных элементов (узлов). Чертежи для монтажных работ по выполнению декоративных элементов. Проекции и разрезы с указанием размеров и материалов.
Планы потолков. Чертежи для монтажных работ. Проекции и разрезы с указанием размеров и материалов, а также границ, в пределах которых эти материалы используются.
Схемы расположения потолочных светильников. (Могут совмещаться с планами потолка). Чертежи потолков с указанием расстояния от места расположения центра светильника до базовой линии (осевой линии помещения, линии стены, линии уровня потолка), с указанием типа светильника (подвесной, накладной, встраиваемый).
Кроме этого, в состав дизайн-проекта входят окончательные световое и цветовое решения, представленные в виде трехмерных перспективных изображений полного интерьера, необходимые фрагменты, узлы и детали,
сечения полов, потолков, тип дверей, окон, лестниц.
При необходимости разрабатывается электротехнический и сантехнический проект, а также ведомости и спецификации объемов отделочных материалов и изделий. Ведомости мебели, сантехники и оборудования и эргономические схемы.
1.2 Методики проектирования
Часть практикующих дизайнеров, занимающихся проектированием жилого интерьера, разделяет мнение, что главное в процессе проектирования не решение проблемы функциональной организации и взаимосвязи с