ДОТ / Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / Государственный экзамен / Т1 Общая характеристика педагогической деятельности
.docx1. Общая характеристика педагогической деятельности.
В самом широком понимании, педагог - это человек сведущий в воспитании.
Педагог осуществляет деятельность по обучению и воспитанию детей или педагогическую деятельность.
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования
По определению российского ученого В.А. Сластенина, « … педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. …».
Педагогическая деятельность бывает:
|
Профессиональная |
Непрофессиональная |
Кем |
Педагогические работники:
|
|
Требования к ним |
Высшее или СП образование |
Образования не требуется |
Где |
Образовательные учреждения:
|
Все сферы жизни человека:
|
Особенности осуществления |
|
Деятельность не регламентируется |
Результаты |
Результаты и сроки достижения регламентированы |
Сроки достижения регламентируются самостоятельно |
Профессиональная педагогическая деятельность.
Профессиональная педагогическая деятельность определяется как один из видов профессионально-трудовой деятельности, в которой реализуются функции обучения, воспитания и развития обучающихся. Понятие «педагог» используется для обозначения ряда профессий, самыми известными их которых являются профессии учителя и воспитателя. Каждая профессия имеет свои специфические характеристики. Они раскрываются в профессиональных стандартах. Профессиональный стандарт – это документ, который содержит характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
4 профстандарта:
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Педагогов, которые работают в образовательных организациях и выполняют обязанности по обучению и воспитанию обучающихся, а также организуют их деятельность называют педагогическими работниками. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен особый статус педагогических работников, который определят не только их обязанности и степень ответственности, но и правовые гарантии и льготы (273-ФЗ)
Педагогическая деятельность основана на интеграции двух ее основных видов – преподавания и воспитательной работы.
Воспитательная работа |
Преподавание |
Направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности |
Вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью обучающихся |
Предполагает последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель, так как цель воспитания недостижима в короткие временные сроки. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. |
Жестко ограничено по времени, имеет строго определенную цель и варианты способов ее достижения, ведется в соответствии с установленной программой |
Очень индивидуальна |
Ведётся для группы детей |
Субъект – педагог. Объект – ученик.
3 компонента профессиональной педагогической деятельности:
Постановка целей и задач обучения
Выбор средств воздействия на обучающихся (и применение)
Педагогический самоанализ
Общей целью педагогической деятельности является развитие личности в гармонии с самим собой и с социумом. На основе этого определяется цель педагогической деятельности самим педагогом. Задачи определяются учителем на основе анализа педагогической ситуации (совокупность условий и обстоятельств, сложившихся случайно или специально заданных учителем, в которых он ставит цели и задачи).
При выборе средств воздействия на учеников учитель должен последовательно ответить на три основных вопроса: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». Отвечая на эти вопросы, учитель должен изучить имеющиеся возможности учеников и особенности их психического развития; отобрать и переработать учебный материал; выбрать те педагогические средства, которые обеспечат активность учеников при изучении материала
В ходе педагогического самоанализа учитель сопоставляет цель и полученный результат деятельности и на этой основе, выделяет сильные и слабые ее стороны, ищет пути ее совершенствования. При этом следует учитывать, что результаты педагогической деятельности отдалены во времени, поэтому их объективная оценка вызывает затруднения.