Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / Психология / Kriminalnaya_psikhologia

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.66 Mб
Скачать

№ п/п

Вид психоорганического синдрома

Характеристика синдрома

1

Церебрастенический синдром

Повышенная утомляемость, голов-

 

 

ные боли, вегетативные и вестибу-

 

 

лярные нарушения, непереноси-

 

 

мость жары и езды в транспорте

2

Энцефалопатический синдром

Сочетание эмоциональной взрыв-

 

 

чатости, конфликтности и неко-

 

 

торого интеллектуально-мнести-

 

 

ческого снижения, вплоть до вы-

 

 

раженного слабоумия. Ведущими

 

 

могут быть личностные расстрой-

 

 

ства. Иногда возникает травмати-

 

 

ческая эпилепсия

Рис. 9. Характеристика видов психоорганического синдрома

Общим же для лиц, перенесших ЧМТ, являются обстоятельность мышления, затруднение переключения внимания, быстрое нарастание и устойчивость аффектов, взрывчатость, вегетативные нарушения.

Особое значение для юридической психологии имеет также олигофренический синдром, который включает в свою структуру:

низкую способность или отсутствие таковой к обучению

иформированию понятий;

интеллектуальную недостаточность;

недостаток в элементарных общих сведениях и познаний;

примитивность и конкретность мышления;

нарушение способности или полное отсутствие таковой к абстрагированию;

повышенная внушаемость;

нарушение эмоциональных процессов и состояний. Умственная отсталость (олигофрения) — это врожденное или рано

приобретенное (в первые три года жизни) слабоумие. Его основным проявлением является общее недоразвитие психики, а именно преимущественно интеллекта, понятийного мышления. Причинами являются:

поражения головного мозга на ранних этапах его развития (внутриутробно, в первые месяцы и годы жизни) — инфекционное, органическое;

наследственные причины.

Выделяют умственную отсталость легкой, средней, тяжелой и глубокой степени. Распространенность данного синдрома делает его

81

медицинской и криминологической проблемой. Он имеет существенные отличия от деменции как приобретенного слабоумия тотальностью недоразвития психики, наличием во многих случаях нарушений физиологических процессов, что выражается в нарушении строения тела, внешних дефектах, недоразвитии крупной и мелкой моторики, отсутствии прогредиентной динамики.

Таким образом, мы рассмотрели шизофренический, психопатический, органический патопсихологический и олигофренический синдромы.

4.2. Реактивные состояния и их значение для судебной практики

Психогенная дезорганизация психики наблюдается при реактивных состояниях. Ее основными характеристиками являются:

динамичные, преходящие расстройства эмоциональной сферы;

нарушения когнитивных процессов, в их числе, восприятие, память, мышление;

нарушение мотивации.

Достаточно часто у лиц с криминальным поведением выявляются реактивные состояния. Они обратимы, временны; являются реакцией на стимулы окружающей среды (психическую травму). Реактивные состояния отличают по глубине, которая колеблется от острых эмоциональных реакций до тяжелых реактивных психозов.

Острые эмоциональные реакции основаны на физиологическом механизме эмоций. Реактивные психозы в своей основе имеют глубокие патофизиологические нарушения высшей нервной деятельности. В целом для реактивных образований характерны болезненные переживания, которые прекращаются одновременно с устранением психотравмирующего стимула.

В современной клинической психологии выделяют три формы реактивных состояний (рисунок 10).

82

Рис. 10. Формы реактивных состояний

Опыт производства комплексных судебных психолого-психиат- рических экспертиз свидетельствует о достаточной частоте встречаемости реактивных психозов и невротических состояний у обвиняемых. А при отбывании наказания формируются и иные реактивные состояния, связанные в основном с трудностями адаптации индивида к резко изменившимся условиям (исправительное учреждение). В связи с этим подробное изучение реактивных состояний в рамках криминальной психологии представляется необходимым.

Реактивные психозы возникают под воздействием непосильного для личности психотравмирующего стимула. К числу таких стимулов может быть отнесено стихийное бедствие, техногенная авария или катастрофа, угроза жизни, здоровью или собственности. Причиной возникновения реактивного психоза может стать и длительная психотравматизация.

Глубина указанного негативного психического состояния зависит от двух факторов. Во-первых, это характер и сила психотравмирующего стимула, а во-вторых, актуальное психическое состояние индивида (т. н. невротический фон) и наличие у него сопутствующих заболеваний. К числу поведенческих особенностей лиц, переживающих данное состояние, относится суицидальное поведение.

83

Неврозы — психогенные функциональные нарушения. Их основными особенностями являются полиморфность, динамическое развитие и обратимость симптоматики при прекращении действия психотравмирующего стимула.

Факторами, лежащими в основе развития невротических состояний, являются острая или хроническая психотравма, эмоциональное напряжение, эмоциональное истощение, переутомление. Для неврозов не характерно ни интеллектуально-мнестическое снижение, ни потеря критики к своему состоянию.

По динамике протекания невротических нарушений различают несколько их видов (рисунок 11).

Рис. 11. Невротические психические нарушения

Сопровождают невротическое состояние соматические расстройства: головная боль, непереносимость яркого света и громких звуков, неприятные ощущения во внутренних органах.

Наиболее часто встречающаяся форма невроза — неврастения. Для нее характерны такие симптомы:

повышенная утомляемость;

явления раздражительной слабости;

непереносимость яркого света и громкого звука;

изменение аппетита, чаще в сторону его снижения;

нарушения сна в диапазоне от бессонницы до сна с кошмарными сновидениями;

соматовегетативные нарушения (головная боль, повышение потливости, нарушения потенции, нарушения функции сердечно-сосу- дистой системы: тахикардия, быстрая истощаемость и утомляемость).

Таким образом, в определении патопсихологического синдрома особое значение имеет психологический механизм функционирования

84

личности. В связи с этим в криминальной психологии личность занимает ведущее место, выступая системообразующим фактором. Исследование мотивации поведения психопатических личностей свидетельствует, что мотивы психопатической самоактуализации могут реализоваться в зависимости от социальных обстоятельств, как в преступных, так и в социально приемлемых формах.

4.3.Место психических аномалий

вдетерминации преступного поведения

Клинико-психологическая характеристика лиц с психическими аномалиями, безусловно, важна для криминальной психологии. При этом, криминологов и юридических психологов в первую очередь занимают не количественные данные о преступниках с психическими расстройствами. Наибольший интерес представляет соотношение отдельных видов преступлений и отдельных видов психических аномалий.

Безусловно, построение прогноза социально приемлемого или неприемлемого поведения лиц с психическими аномалиями возможно лишь при комплексном исследовании внешних и внутренних факторов, лежащих в основе преступного поведения. В науке существуют различные точки зрения на роль указанных факторов в детерминации преступлений. Так, Ф. В. Кондратьев предложил формулу «синдром- личность-ситуация», в которой отчетливо прослеживается связь между психическим нарушением и преступлением.

Формула «личность-ситуация» давно исследуется в отечественной криминологии и юридической психологии. Ряд авторов утверждают, что главную причинную роль играет само взаимодействие индивида с актуальной ситуацией (Кудрявцев).

Не согласны с указанной точкой зрения Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан. По мнению специалистов, в основе преступления лежат исключительно индивидуально-психологические особенности личности. Они аргументируют свою позицию тем, что далеко не всегда ситуация оказывает какое-либо воздействие на выбор поведения индивида. Он, оценивая окружающий мир через призму индивидуального опыта, в зависимости от характерологических черт, уровня самооценки и притязаний, мотивов и установок, выбирает ту или иную форму взаимодействия со средой, в том числе и преступную.

Дискуссионными остаются вопросы о месте психических аномалий в детерминации преступного поведения. Данные различных авторов указывают, что у лиц с преступным поведением существуют неко-

85

торые сдвиги в сравнении с лицами с социально приемлемым поведением. Но одновременно с этим нельзя утверждать, что наличие психической аномалии является стопроцентной гарантией формирования антисоциального поведения в будущем. Ю. М. Антонян указывает, что в основе преступного поведения лежат не сами психические аномалии, а те индивидуально-психологические особенности, которые формируются на их фоне. В связи с этим недостаточно исключительно психиатрического изучения личности преступника с целью фиксации того или иного психического расстройства. Важно проведение клиникопсихологических исследований с целью описания психологических особенностей лиц с преступным поведением и созданием на этой основе программ, направленных на психологическую коррекцию девиантного, в том числе криминального поведения.

Психические аномалии выступают «неизбежными» факторами криминального поведения лишь на статистическом уровне, но не на индивидуальном уровне. Рассмотрим факторы, усугубляющие преступное поведение:

во-первых, психические аномалии препятствуют усвоению социальных норм, регулирующих поведение человека. Они затрудняют получение высокой квалификации и образования, а также выполнение определенных социальных ролей. «Аномальные» преступники находятся в еще большей социальной и психологической изоляции от общества, микросреды, небольших социальных групп из-за психических расстройств, чем обычные преступники. Эти расстройства не позволяют им устанавливать дружеские отношения, отношения с представителями противоположного пола. Другими словами, это наиболее дезадаптированная, отчужденная часть преступников;

во-вторых, наличие психических отклонений определяет особенности реагирования на конкретные жизненные ситуации. Реакции людей с такими отклонениями более остры и быстры, чем у здоровых людей, и им «легче» заниматься преступной деятельностью, в том числе групповой. Намного чаще, чем у здоровых людей, мотивация преступного поведения у таких людей бессознательна, а само поведение менее опосредовано. Они плохо понимают юридические и моральные требования и правила. Большинство из них не испытывают чувства вины в том, что они сделали, и часто злоупотребляют наличием

уних психических расстройств.

Все это затрудняет психокоррекцию, перевоспитание, а иногда и исключает их. Выбор поведения, преступного или социально прием-

86

лемого, зависит от возможности выбора определенных средств, ведущих к достижению цели. Выбор средств и способов достижения цели у лиц с психическими аномалиями более ограничен из-за недостаточного усвоения нормативных ценностей, а также в результате нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления и умственной работоспособности. У таких людей слабые аналитические способности. Установлено, что «аномальные» преступники чаще всего совершают насильственные преступления, т. е. активно деструктивно реагируют на окружающую среду. Реже наблюдаются дезадаптивные преступления (бродяжничество) — дезадаптивные реакции на окружающую среду. Личный смысл всего этого — неприятие окружением людей

сопределенными психическими отклонениями.

Вцелом, психические аномалии выступают в роли «неизбежных» криминогенных факторов лишь на статистическом, а не на индивидуальном уровне. Прогнозирование социально приемлемого или антисоциального поведения лиц с психическими нарушениями может осуществляться только на основе комплексного изучения факторов, детерминирующих преступные действия.

Психические расстройства больше всего отражаются на адаптивных механизмах человека. Не случайно они не встречаются среди расхитителей и взяточников. Поэтому познание того, как и почему разрушаются адаптационные механизмы и возможности человека при психических отклонениях, позволяет разработать рекомендации по их предотвращению и компенсации.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте характеристику шизофренического симптомокомплекса.

2.Дайте характеристику психопатического симптомокомплекса.

3.Дайте характеристику органического симптомокомплекса.

4.Дайте характеристику олигофренического симптомокомплекса.

5.Дайте характеристику синдрому психогенной дезорганизации психической деятельности.

6.Назовите реактивные состояния, имеющие значения для судопроизводства.

87

ГЛАВА 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Учебные вопросы:

5.1.Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

5.2.Психологические особенности преступных групп несовершеннолетних.

5.3.Профилактика преступности среди несовершеннолетних.

Преступления, совершаемые несовершеннолетними, являются одной из самых существенных социально-правовых проблем общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, статистические данные свидетельствуют о том, что подростки ежегодно совершают свыше 300 тыс. преступлений, из них около 100 тыс. — дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. Помимо этого, регистрируется ежегодно более 1 млн административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Актуальными являются вопросы детерминант преступного поведения несовершеннолетних; специфики групповой преступности несовершеннолетних; разработка и внедрение программ, направленных на профилактику преступности несовершеннолетних.

5.1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Преступность несовершеннолетних в любое время является актуальной проблемой юридических, социологических, педагогических, психологических и иного рода исследований. Это связано с тем, что несовершеннолетние, в связи со своими возрастными характеристиками, являются наиболее уязвимыми членами социума. Кроме этого новое поколение — резерв для общественного развития, а показатели противоправного поведения несовершеннолетних позволяют прогнозировать развитие преступности в будущем.

Согласно статистике, за 2018 год на территории Российской Федерации несовершеннолетними было совершено 40,8 тыс. преступлений. Расследование преступлений, которые совершаются несовершен-

88

нолетними и в отношении несовершеннолетних, обладает специфическими особенностями, которые обусловлены возрастными и индиви- дуально-психологическими особенностями указанных лиц1. Производство процессуальных действий с малолетними участниками уголовного и гражданского судопроизводства требует особых организационных действий и тактических подходов. Например, в ст. 191 УПК РФ указано, что проведение процессуальных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших 16 лет, а также достигших, но страдающих психическими расстройствами или отстающих в развитии, предполагает привлечение педагога или психолога2. Совместная деятельность следователя и психолога в процессе осуществления процессуальных действий видится весьма конструктивной.

Выбор тактических приемов при расследовании преступлений также следует осуществлять с учетом недостаточного уровня психического развития несовершеннолетнего, который проявляется в недостаточном развитии коммуникативных и когнитивных умений. Следует учитывать и недостаточность жизненного опыта, знаний, повышенную внушаемость и склонность к фантазированию.

Обратимся к рассмотрению психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Преступность несовершеннолетних — составная часть преступности, однако, она обладает специфическими особенностями, которые позволяют выделить ее в отдельный предмет исследования. Преступность несовершеннолетних обусловлена действием как внешних, так и внутренних факторов. К числу внешних факторов относят:

кризис родительской семьи, что в корне изменило традиционное отношение к воспитанию детей и значительно увеличило разрыв между системами ценностей несовершеннолетних и старшего поколения;

яркое социальное разделение несовершеннолетних по уровню материальной обеспеченности, по национальному признаку, религиозным убеждениям;

недостаточная социально-педагогическая подготовка взрослых: педагогов, сотрудников правоохранительных органов, представи-

1Состояние преступности в России за январь – декабрь 2018 года [Электронный ресурс] // URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/be9/sbornik_12_2018.pdf (дата обращения: 15.01.2019).

2Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект,

2019. — 384 с.

89

телей органов опеки, применяющих в практической деятельности непедагогичные формы и методы воздействия (авторитаризм, наказания и т. п.), игнорирующих возрастные, индивидуально-психологические, физиологические особенности несовершеннолетних;

отсутствие или значительное ограничение возможностей для удовлетворения минимальных потребностей в пище, одежде, жилье;

ориентация на деятельность, которая не предполагает приложения усилий, больших временных затрат, специального образования и, одновременно, приносит значительный доход (легальный/ нелегальный);

привлечение или отказ от привлечения несовершеннолетних к ответственности без наличия на то оснований либо прекращение дела без наличия на то оснований;

явления формализма и бюрократизма в органах внутренних дел,

всистеме профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, специальных учреждениях образования и воспитания;

неготовность микросреды к перевоспитывающему влиянию на несовершеннолетних с девиантным поведением из-за приоритетного влияния в ней лиц, ранее судимых, существенно деморализованных, утративших позитивные социальные позиции, совершающих аморальные, противоправные проступки1.

К числу внутренних факторов относятся соматические, психофизиологические, психологические и социально-психологические особенности несовершеннолетнего. Так, ряд исследований показывает, что у несовершеннолетних правонарушителей присутствуют нарушения изменения деятельности организма, которые являются следствием нарушений во внутриутробном развитии (обусловлены заболеваниями матери в период беременности, ее пристрастием к никотину, алкоголю или наркотическим средствам), во время родов, в младенческом или раннем возрасте (ЧМТ, инфекционные заболевания). Наличие невропатологических и патопсихологических симптомов (нарушение сна, речи, аффективность, повышенная тревожность), отставание в физическом развитии, дефекты внешнего вида, сниженный уровень интеллектуального развития детерминируют сложности в процессе обучения, взаимодействия со сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, затрудняет приобретение социального опыта2.

1Гаврилов С. Т., Бородкина Т. А. Факторы, влияющие на преступность несовершеннолетних в России // Территория науки. 2015. № 5. С. 156–158.

2Королев Ю. А. Семья как субъект права // Журнал Российского права. 2004. № 10. С. 22–29.

90