Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3 курс / Фармакология / Антикоагулянтная_терапия_при_тромбозе_глубоких_вен_Р_Е_Калинин_2019

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
4.6 Mб
Скачать

Клиническое наблюдение. Больной Т., 69 лет, поступил с ТГВ левой нижней конечности. Давность заболевания - около 5 сут. Предъявлял жалобы на боли в икроножных мышцах, отек левой голени. Объективно: симптомы Хоманса и Мозеса положительные, отек левой голени, увеличена в объеме до 4 см по сравнению с правой голенью.

При УЗДС в ОБВ визуализируется полиэхогенная головка тромба диаметром до 7,6 мм, длиной до 38 мм, выступающая из тромбирован-ной СБВ. Слабо флотирует при нагрузочных пробах (рис. 4.23). ГБВ и сафено-феморальное соустье проходимы. Назначен эноксапарин натрия по 0,8 мл 2 раза в сутки подкожно с последующим переводом на ривароксабан по 15 мг 2 раза в сутки.

Рис. 4.23. Ультразвуковая сканограмма пациента 1-й группы при поступлении. Длина тромба - 38 мм, диаметр - 7,6 мм

На 6-й день при контрольном исследовании диаметр верхушки тромба уменьшился до 5 мм с сохранением флотации. В остальном ультразвуковая картина прежняя. На 9-й день длина и диаметр флотирующей части уменьшились до 18 и 2,5 мм соответственно

(рис. 4.24, 4.25).

На 12-й день при контрольном УЗДС флотирующей части не выявлено. Визуализируется окклюзионный тромбоз СБВ в верхней трети. На фоне лечения больной отмечает улучшение состояния, болевой синдром и отек купированы. Признаков ТЭЛА не выявлено.

Рис. 4.24. Ультразвуковая сканограмма пациента 1-й группы на 6-й день. Отмечается сохранение длины флотирующей части до 38 мм и уменьшение диаметра до 5 мм

Рис. 4.25. Ультразвуковая сканограмма пациента 1-й группы на 9-й день. Отмечается уменьшение длины флотирующей части до 18 мм и диаметра - до 2,5 мм

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по хирургии сайта https://meduniver.com/

Данный клинический пример показывает, что причиной лизиса тромба послужили «работающие» ГБВ и БПВ, которые мешали ему фиксироваться к стенке вены, что при адекватной антикоагуляции способствовали уменьшению его длины и диаметра, трансформировав флотирующий тромб в окклюзионный.

Результаты пациентов 2-й группы. Во 2-й группе с флотирующими тромбами было 33 человека и со стабильными тромбами - 40 пациентов. При поступлении длина и диаметр флотирующей части тромба составили до

32,9 ± 9,2 и 8,3 ± 2,3 мм соответственно (табл. 4.10).

Таблица 4.10. Динамика длины и диаметра (мм) флотирующих

тромбов у пациентов 2-й группы в стационаре

*Значимые отличия от исходных показателей размера флотирующих тромбов (p <0,05).

**Различия недостоверны в сравнении с исходными показателями размера флотирующих тромбов (p> 0,05).

На 4-5-й день длина тромба не изменилась и составила 32,2 ± 7,2 мм

(p >0,05), но диаметр уменьшился до 6,2 ± 2,3 мм (p =0,01). У 4 пациентов на этом сроке произошла стабилизация флотирующей части тромба: у 2 пациентов с проксимальной границей в ОБВ флотирующая часть тромба фиксировалась и еще у 2 пациентов с проксимальной границей в СБВ при «работающих» ГБВ и БПВ флотирующая часть лизировалась до окклюзионной формы тромбоза. На 8-10-й день отрицательной динамики у данных больных не отмечено.

На 8-10-е сутки у 29 (87,8%) пациентов длина и диаметр флотирующих тромбов уменьшились до 24,4 ± 6,2 мм (р= 0,01) и 5,6 ± 2,1 мм (р= 0,001) соответственно. Однако у 5 (12,2%) больных наблюдалась длина флотирующей части без динамики - 30,0 ± 5,2 мм (p >0,05), но с уменьшением диаметра флотирующей части до 3,9 ± 0,6 мм (p <0,05). У этих больных не удавалось достичь терапевтического диапазона МНО.

Им был имплантирован КФ в целях профилактики ТЭЛА, и фиксация тромба у них отмечена только на 25-26-й день. У остальных 29 (87,8%) пациентов на

12-14-е сутки наблюдения флотации тромба не отмечено (см. табл. 4.10; рис.

4.26).

Рис. 4.26. Динамика количества пациентов со стабильными и флотирующими тромбами во 2-й группе на стационарном этапе лечения

Среди пациентов с окклюзионной формой тромбоза наблюдался один, у которого произошла трансформация стабильного тромба в ОБВ во флотирующий.

Клиническое наблюдение. Пациент Д., 47 лет, поступил с 3-суточным ТГВ левой нижней конечности. Клинически: отек голени +5 см, болезненность мышц при пальпации. По данным УЗДС, проксимальная граница заканчивается на 13 мм выше сафено-феморального соустья, диаметр тромба - 8,3 мм, флотации не выявлено, ГБВ и БПВ проходимы. Назначены эноксапарин натрия в дозе 0,8 мл 2 раза в сутки подкожно с последующим подбором дозы варфарина, нимесулид по 100 мг 2 раза в сутки, эластическая компрессия нижней конечности.

При контрольном исследовании на 4-й день: проксимальная граница тромба - на 11,3 мм выше сафено-феморального соустья, флотирующая часть40 мм, диаметр - 6,2 мм (рис. 4.27).

Клинических и инструментальных признаков ТЭЛА не обнаружено, принято решение продолжить АКТ, назначен постельный режим.

На 12-й и 16-й дни длина тромба - 20 мм, диаметр - 4,3 мм. На 26-й день тромб в ОБВ фиксирован своим проксимальным сегментом, имеет омываемую кровотоком часть длиной 7 мм, диаметр

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по хирургии сайта https://meduniver.com/

Рис. 4.27. Ультразвуковая сканограмма пациента 2-й группы на 4-й день. Длина флотирующей части - до 40 мм, диаметр - до 6,2 мм

флотирующей части - до 10 мм. По лабораторным данным, наблюдаются высокие показатели уровня МНО за время нахождения больного в стационаре (рис. 4.28).

В амбулаторном периоде через 1 мес отмечаются средняя степень реканализации тромба в ОБВ, слабая реканализация в СБВ и хорошая реканализация в ПкВ. На 6-й месяц - полная реканализация в ОБВ, в других сегментах - без изменений.

Клиническое наблюдение. Пациент П., 67 лет, поступил с клинической картиной илеофеморального тромбоза правой нижней конечности. Давность заболевания - около 2 нед. Из анамнеза: проходил лечение по данному заболеванию в больнице по месту жительства без значимого улучшения. Объективно: отек голень +5 см, бедра +7 см. Симптомы Хоманса и Мозеса отрицательные, что обусловлено давностью процесса.

При УЗДС вен нижних конечностей окклюзионный тромбоз ОБВ, ГБВ, СБВ в верхней трети, ствола БПВ. Тромботические массы распространяются в подвздошный сегмент до бифуркации НПВ с сохранением пристеночного кровотока. Назначены эноксапарин натрия в дозе 0,8 мл 2 раза в сутки подкожно с подбором дозы варфарина, нимесулид по 100 мг 2 раза в сутки, эластическая компрессия нижней конечности и в целях снижения газообразования в кишечнике - мезим и эспумизан.

Рис. 4.28. Динамика уровня международного нормализованного отношения (МНО) пациента 2-й группы за время нахождения в стационаре

На 4-е сутки при контрольном исследовании - головка тромба выступает в просвет НПВ и флотирует на протяжении 3 см. Объем тромботических масс в подвздошном сегменте значительно уменьшился. Клинических и инструментальных признаков ТЭЛА нет, принято решение продолжить АКТ.

При очередных контрольных исследованиях ультразвуковая картина существенно не изменилась. Длина флотирующей части в НПВ оставалась 3 см, в связи с чем больному на 18-й день выполнена имплантация КФ (рис.

4.29).

Активная хирургическая тактика обусловлена ограничением времени пребывания в стационаре и опасениями лечащего врача в плане развития ТЭЛА. Также целевое значение МНО было достигнуто только на 27-й день

(рис. 4.30).

В отдаленном периоде при УЗДС вен нижних конечностей наблюдалась удовлетворительная реканализация подвздошного сегмента. ОБВ окклюзионно закрыта, БПВ - средняя степень реканализации, ГБВ - слабая реканализация, СБВ - в верхней трети начальная, в средней и нижней трети слабая реканализация, ПкВ - удовлетворительная реканализация.

Данные клинические примеры указывают на необходимость периодического ультразвукового контроля не только за флотирующими,

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по хирургии сайта https://meduniver.com/

Рис. 4.29. Имплантация кава-фильтра у пациента 2-й группы

но и за стабильными тромбами. Применение варфарина в ряде случаев приводит к длительному пребыванию пациентов в стационаре, что обусловлено подбором дозы препарата.

Таким образом, достоверные отличия в динамике лизиса тромба во 2-й группе наблюдались только на 8-10-е сутки в 87,8% случаев. У 12,2% пациентов флотирующие тромбы не лизировались, что потребовало хирургической профилактики ТЭЛА.

Результаты пациентов 3-й группы. В 3-й группе пациентов с флотирующими тромбами было 29 человек, а со стабильными тромбами - 20 пациентов. При поступлении длина флотирующей части тромба составила

32,8 ± 6,1 мм, диаметр - 6,6 ± 3,2 м (табл. 4.11).

На 4-й день у 24 пациентов длина тромба уменьшилась до 28,1 ± ± 7,3 мм (р= 0,03), диаметр - до 3,5 ± 1,9 мм (p= 0,04), верхушка тромба фиксировалась у 5 пациентов.

На 8-е сутки наблюдались фиксация тромба еще у 7 пациентов и лизис тромба - у 10 пациентов. Флотация тромба отмечалась

Рис. 4.30. Динамика уровня международного нормализованного отношения (МНО) пациента 2-й группы за время нахождения в стационаре

Таблица 4.11. Динамика длины и диаметра (мм) флотирующих

тромбов у пациентов 3-й группы в стационаре

* Значимые отличия от исходных показателей размера флотирующих тромбов

(p <0,05).

** Различия недостоверны в сравнении с исходными показателями размера флотирующих тромбов (p >0,05).

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по хирургии сайта https://meduniver.com/

у 7 человек, среди которых наблюдалось преимущественно уменьшение длины (18,9 ± 11,4 мм; р = 0,004) без статистически значимых изменений диаметра флотирующей части (3,04 ± 0,7 мм; р >0,05).

На 12-й день все тромбы были без признаков флотации. Среди стабильных тромбов отрицательной динамики нет (рис. 4.31). При выписке

из стационара пациентам назначен ривароксабан по 15 мг 2 раза в сутки до 3 нед с последующим переходом на 20 мг 1 раз в сутки.

Рис. 4.31. Динамика количества пациентов со стабильными и флотирующими тромбами в 3-й группе на стационарном этапе лечения

Полученные данные указывают, что у пациентов 1-й и 3-й групп стабильных тромбов на 8-10-й день больше, чем во 2-й группе (85,4 и 85,7 против 76,7% соответственно). Более того, на 12-14-е сутки в 1-й и 3-й группах достигнута полная стабилизация тромбов (100%), а во 2-й группе - в 93,2% случаев (см. рис. 4.25, 4.26, 4.31). Отрицательная динамика имела место в 1-й группе у 16% пациентов и потребовала отмены ривароксабана и назначение НМГ, тогда как во 2-й группе у 12,2% пациентов не было динамики уменьшения длины тромба, и им пришлось выполнить хирургическую профилактику ТЭЛА.

Стабилизация флотирующих тромбов определяет время нахождения больных в стационаре. Как видно из рис. 4.32, меньшее количество дней у пациентов 1-й и 3-й групп (8,6 ± 2,6 и 9,7 ± 3,3 дня соответственно; р >0,05) в сравнении со 2-й группой (12,8 ± 4,1 дня; р <0,05).

Следовательно, применение ривароксабана сопряжено с уменьшением койко-дней, что напрямую обусловлено стабилизацией флотирующих тромбов и отсутствием подбора дозы, который необходим при использовании варфарина.

На стационарном этапе у всех пациентов оценивались лабораторные показатели коагулограммы и биохимический анализ крови

для выявления пациентов с почечной или печеночной недостаточностью. Представленные данные биохимического анализа крови свидетельствуют об отсутствии противопоказаний и безопасности применения ривароксабана как при поступлении, так и в динамике.

Рис. 4.32. Количество койко-дней у пациентов различных групп. Примечание. Статистически значимые отличия в межгрупповом сравнении (p <0,05) (Pt1-2 <0,05; Pt1-3 >0,05; Pt3-2 <0,05)

Также отмечено, что антикоагулянт не влияет на показатели МНО и АЧТВ, которые на начальном этапе лечения изменяются достаточно хаотично и не являются показателями контроля антикоагуляции. Однако отмечено увеличение уровня ТВ с 15,8 ± 1,6 до 17,6 ± 1,01 с (p >0,05) на 8-10-й день, что свидетельствует о тенденции к гипокоа-гуляции (табл. 4.12).

Во 2-й группе отмечено статистически значимое увеличение уровня МНО с 1-го дня и достижение терапевтического диапазона на 8-10-й день (с 1,4 ± 0,5 до 2,51 ± 0,6 соответственно; р <0,05) (табл. 4.13).

На 8-10-й день наблюдался 21 (28,8%) пациент с низким или высоким уровнем МНО, число пациентов с терапевтическим значением МНО составило 52 (71,3%) (рис. 4.33). МНО <2,0 отмечено у 9 (12,3%) пациентов, среди них 5 (6,8%) были с флотирующими тромбами. Стабилизации головки тромба на данном этапе не произошло, после чего им был имплантирован КФ. Уровень МНО >3,0 отмечен у 12 (16,4%) больных; у них наблюдались только малые кровотечения (десневые, носовые).

Уровень АЧТВ увеличился к 8-10-м суткам (с 37,9 ± 8,7 до 50,2 ± 6,5 с; р <0,05), что указывает на эффективность применения на начальном

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по хирургии сайта https://meduniver.com/