- •1.Место истории в системе наук
- •2.Теория и методология исторической науки
- •3. Отечественная историография и источники по отечественной истории.
- •4. Цивилизации древнего Востока
- •5. Древняя Греция
- •6. Древний Рим
- •7.Византия
- •11. Древнерусское государство 9-11 вв
- •12. Эволюция древнерусской государственности в 11-12 вв. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Политическая раздробленность страны.
- •13. Монгольское нашествие на Русь и его последствия.
- •14. Объединение Руси
- •15. Великие географические открытие и начало нового времени западной Европы. Эпоха возрождения. Реформация. Первые буржуазные революции.
- •16. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России
- •17. Смутное время в истории России
- •18. Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых
- •19. 18 Век европейской и мировой истории. Образование сша. Великая французская буржуазная революция.
- •20. Реформы Петра 1. Особенности модернизации российского общества. Образование Российской империи.
- •21.Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм».Новый юридический статус дворянства.Внешняя политика России.
- •22.Русская культура XVIII века.
- •23.Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке.
- •24.Попытки реформирования российского общества при Александре I. Изменение политического курса в начале 1820-х годов.Николай I.
- •25.Предпосылки и отмена крепостного права в России.Реформы Александра II.
- •26.Русская культура в XIX веке.
- •27.Россия и мир в начале XX века.
- •28.Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.
- •29.Капиталистический мир в период между двумя мировыми войнами.Альтернативные пути выхода из кризиса.
- •30.Революция 1917г. В России.Гражданская война
- •31)Социально-экономическое развитие страны в период нэПа
- •5.7.2. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.
- •37)Осложнение международной обстановки после окончания Второй мировой войны, распад антигитлеровской коалиции, начало холодной войны
- •39)Этапы крушения колониальной системы
1.Место истории в системе наук
История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем. Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических названий; краеведение — историю местности, региона, края. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
Существуют также специально-исторические методы исследования:
-хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовател
-синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
-дихронный – метод периодизации;
-историческое моделирование;
-статистический метод. Сущность. История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества. Функции
1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. 3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. 4. Функция социальной памяти заключается в том.что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.