- •Сущность и формы исторического знания.
- •Методологические принципы исторического познания и методы исследования.
- •Славянские племена и их расселение.
- •Язычество славян. Крещение Руси.
- •Раздробленность Руси. Основные политические и культурные центры Руси.
- •Монгольская экспансия и завоевание Руси Батыем.
- •Политические и культурные последствия татаро-монгольского завоевания.
- •Александр Невский и отражение агрессии с Запада.
- •Иван Калита и возвышение Москвы.
- •Победа Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле и образование русской нации.
- •Иван III и конец Ордынского владычества.
- •Иван Грозный. Внутренняя политика. Избранная рада. Судебник.
- •Опричнина. Взятие Новгорода. Репрессии.
- •Культура Руси XVI в.
- •17 Борис Годунов. Смутное время. Самозванцы
- •20 Военные реформы. Создание флота.
- •21 Внешняя политика Петра I. Азовские походы. Северная война.
- •22 Екатерина II. Внутренняя политика
- •Восстание е.И. Пугачева.
- •Внешняя политика Екатерины II. Война с Турцией. Разделы Польши.
- •26 Внешняя политика в 1801 – 1811 гг. (войны с Турцией, Чечней, Ираном, Швецией, Францией).
- •Отечественная война 1812 г. Священный Союз и новый порядок в Европе.
- •Восстание декабристов.
- •Правление Николая I.
- •30. Крымская война 1853 – 56 гг.
- •Русская культура в первой половине XIX в.
- •33 «Великие реформы» 1860 – 70-х гг.
- •Русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.).
- •Контрреформы Александра III.
- •Культура России второй половины XIX в.
- •37 Россия накануне XX в. Реформы с.Ю. Витте.
- •38 Политическая ситуация в России в начале XX века.
- •39 Русско-японская война (1904 – 1905).
- •40 Реформы п.А. Столыпина.
- •41 Первая мировая война.
- •44 Падение временного правительства. Октябрьская революция в Петрограде.
- •47 Гражданская война и иностранная военная интервенция: причины, итоги, последствия.
- •49 Кризис политики «военного коммунизма». Новая экономическая политика: итоги и проблемы.
- •50 Образование Союза сср.
- •51 Культурная жизнь страны в 20-е годы.
- •52 Внешняя политика советского государства в 1939 – 1941 гг.
- •53 Укрепление обороноспособности страны. Репрессии в Армии.
- •55 Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Курская битва.
- •3.5. Создание антигитлеровской коалиции. Проблема второго фронта
- •56 Победа над фашизмом. Окончание Второй мировой войны.
- •57 Общественно-политическая жизнь страны в послевоенный период.
- •58 Попытка демократизации общественно-политической жизни страны в 1953 – 1964 гг
- •59 Реформирование политической системы ссср в период перестройки.
- •7.3. Основные направления внешней политики России в 1992-1999 гг.
-
Сущность и формы исторического знания.
История — это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях.
Содержание истории- исторический процесс, раскрывающийся в многогранных явлениях человеческой жизни (хозяйство, общественная жизнь, деятельность исторических личностей), сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.
Предмет отечественной истории — закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества, исследование конкретных форм проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.
Большинство проблем современности, входящих в круг изучения общественными науками, может быть решено только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.
Для возникновения исторического знания необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. Это стало возможным после утверждения представлений о линейном времени, хронологии. Исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни.
Существует несколько форм исторического знания. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Второй уровень исторического знания складывается в процессе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания(научного) формируется в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности ее развития.
-
Методологические принципы исторического познания и методы исследования.
Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.
Принципы исторической науки
Принципами исторической науки, познания и исследования признаются следующие требования: — принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина; — принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития; — принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии; — принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины; — принцип всесторонности — историческое познание должно стремится всесторонне познать предмет своего исследования; — принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях; — принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из источников исторической информации (исторических источников); — принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения.
Методы исторического исследования
К традиционным специальным историческим методам исследования относятся:
-
историко-генетический метод,
-
историко-сравнительный метод,
-
историко-типологический метод,
-
историко-системный метод,
-
метод диахронического анализа,
-
метод исторической периодизации,
-
ретроспективный метод.
Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.
К нетрадиционным специальным историческим методам относят:
-
количественные (математические) методы;
-
социально-психологические методы;
-
лингвистические методы;
-
методы семиотики;
-
метод искусствоведческого анализа.
Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.