![](/user_photo/_userpic.png)
Транскрипт_Особенности организации управленческого анализа в различных субъектах хозяйствования
.docxПри организации управленческого анализа на предприятии необходимо принимать во внимание ряд существенных факторов, которые будут накладывать определенный отпечаток на весь процесс управления:
* наличие и уровень развития системы управленческого учета;
* организационно-правовая форма и масштабы деятельности предприятия;
* структура субъектов управленческого анализа и др.
Так как любой анализ черпает информацию из бухгалтерского учета, непосредственное влияние на организацию управленческого анализа будет играть наличие и уровень развития системы управленческого учета на предприятии. На предприятии, где не ведется управленческий учет, проведение управленческого анализа будет чрезвычайно затруднено недостаточностью информации.
Действующим
законодательством разрешено создание
предприятий в различных организационно-правовых
формах, которые предусматривают различия
в принципах функционирования и
взаимоотношениях между участниками.
Все возможные организационно-правовые формы функционирования юридических лиц можно разделить на три группы:
1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы);
2) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
3)
юридические лица, в отношении которых
их учредители не имеют имущественных
прав (общественные и религиозные
организации (объединения), благотворительные
и иные фонды, объединения юридических
лиц (ассоциации и союзы).
Организация системы управленческого учета и анализа целесообразна в большей мере для юридических лиц первой группы, функционирующих на основе коллективного хозяйствования (корпоративная форма) с целью получения прибыли. При этом цель, задачи и направления организации управленческого анализа будут определяться менеджерами и исходить прежде всего из приоритета интересов собственников.
На государственных и муниципальных унитарных предприятиях необходимость проведения управленческого анализа определяется непосредственно целями и видом деятельности. Основной круг вопросов, которые подлежат анализу, будет определен вышестоящими или образующими структурами.
Бюджетные
организации, функционирующие на иных
принципах, чем коммерческие, а также
общественные, религиозные и другие
аналогичные организации мало нуждаются
в построении системы управленческого
учета и анализа в том виде, в каком она
характерна для предприятий, функционирующих
только на основе принципов прибыльности.
Помимо
юридических лиц каждый гражданин вправе
заниматься предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица с момента государственной регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя.
В этом случае он единолично принимает
управленческие решения, эффективность
которых также напрямую зависит от
качества, достоверности и правильности
оценки исходной информации. В такой
ситуации может проводиться управленческий
анализ по усеченному кругу наиболее
важных для индивидуального предпринимателя
вопросов с опорой на применяемую систему
бухгалтерского учета и отчетности.
Эффективность организации управленческого анализа во многом определяется структурой, взаимоотношениями и распределением обязанностей между его субъектами. Оптимальным в данном случае будет первичность движения информации от управляемой системы к управляющей (т.е. снизу вверх по иерархической структуре). Однако качественная сложность управленческого анализа должна изменяться в обратном направлении: на нижних уровнях происходит сбор и простейший анализ, на высших -- комплексный анализ деятельности с учетом всей информации, поступающей от разных уровней. Только в этом случае возможно оперативное реагирование на происходящие изменения и эффективное управление.