![](/user_photo/19115_OVnlY.jpg)
Готовые билеты КАС
.pdf![](/html/19115/102/html_w6uwqt8DWV.eqZS/htmlconvd-YNAGrj1x1.jpg)
Зачет КАС
1. Нормы, регламентирующие порядок административного судопроизводства, в системе российского права.
Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
1.Порядок осуществления административного судопроизводства определяется:
-Конституцией Российской Федерации,
-Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",
-Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации",
-Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации",
-КАС
-др фз.
2.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.
4.В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
5.Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Законодательство об административном судопроизводстве.
В Кодексе административного судопроизводства (ст.2) приводится перечень нормативных актов, регулирующих порядок осуществления административного судопроизводства. Определяется, как эти нормативные акты действуют во времени и как поступить суду, рассматривающему административное дело, в случае отсутствия нормы процессуального права, которая должна была бы регулировать отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства (ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
Добавление!
Источники права - это правовые акты, которые содержат нормы данной отрасли права.
Виды:
- законы и подзаконные нормативные акты;
-нормативные и судебные;
-национальные и международные.
+ Законы:
К источникам законодательства об административном судопроизводстве относится также АПК, поскольку в соответствии с данным Кодексом осуществляется административное судопроизводство арбитражными судами.
Хотя из ГПК исключены положения об административном судопроизводстве, данный Кодекс также является источником судебного административного процессуального права в силу генетических взаимосвязей с гражданским
процессуальным правом и необходимости толкования многих положений КАС на основе ГПК.
К иным федеральным законам относятся также федеральные законы, применяемые при рассмотрении отдельных категорий дел административного судопроизводства, например: НК, КоАП, Закон об исполнительном производстве, законы, регулирующие порядок выборов, и т.д.
(В АПК ИХ НЕТ, В КАС - ХЗ) Подзаконные актов как источников законодательства об административном судопроизводстве можно отметить
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением
1P
требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации", изданное во исполнение положений ч. 4 ст. 109, ч. 2 ст. 110, ч. 4 ст. 114 КАС.
Международные источники
В частности, возможно применение международных договоров и конвенций, регулирующих отдельные вопросы судопроизводства. Например, по вопросам судебных извещений допустимо применение в отношении иностранных участников процесса Конвенции о вручении за границей судебных и несудебных документов, поскольку "ничто не мешает государствам-участникам применять конвенции в их отношениях друг с другом к делам, относящимся к сфере публичного права..."
Судебные источники.
п. 4 ч. 4 ст. 180 КАС в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения ЕСПЧ, решения КС РФ, постановления Пленума ВС РФ, постановления Президиума ВС РФ, принятые ВС РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности. ч. 1 ст. 350 КАС основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела такие обстоятельства, как:
-признание КС РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ;
-установление ЕСПЧ нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в ЕСПЧ;
-определение или изменение в постановлении Пленума ВС РФ либо в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, примененной в конкретном деле, если в соответствующем акте ВС РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства;
-признание ВС РФ, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт.
Во всех приведенных примерах судебные акты являются источником права, поскольку в силу прямого указания закона они должны быть либо могут быть положены в основу правоприменительного решения.
Действие во времени и в пространстве.
Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Предусмотренные КАС общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных КАС. Поэтому необходимо обращать внимание на дифференциацию процессуальных норм и правил в отношении каждой конкретной категории дел административного судопроизводства.
В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Как уже отмечалось, основная часть положений КАС совпадает полностью либо соответствует по своему "духу" правилам ГПК и АПК. Поэтому для применения норм по аналогии закона лучшим источником будет ГПК, а также в отдельных случаях и АПК, которые являются классическими и базовыми процессуальными законами. Например, рассмотрение дел по коллективным административным искам в порядке ст. 42 КАС потребует применения по аналогии многих положений гл. 28.2 АПК, поскольку для регулирования такого сложного и относительно нового для российского процессуального законодательства института, как групповые иски и групповое производство, одной статьи КАС явно недостаточно.
2P
![](/html/19115/102/html_w6uwqt8DWV.eqZS/htmlconvd-YNAGrj3x1.jpg)
2. Гражданское и административное судопроизводство. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в арбитражном процессе.
Гражданское и административное судопроизводство
Критерии |
ГПК |
|
|
КАС |
Цели |
Разрешить спор о праве |
Разрешить спор о праве |
||
|
гражданском |
публичном |
||
Субъекты |
Истец (бремя доказывания) - |
Административный истец - |
||
|
ответчик (пассив) |
административный ответчик |
||
|
|
(актив) |
||
Правоотношения |
Частные (горизонтальные) |
Публичные (вертикальные) |
||
|
диспозитивность и |
нет материального равенства |
||
|
состязательность |
сторон |
||
|
|
диспозитивность и |
||
|
|
состязательность - действуют в |
||
|
|
усеченном варианте |
||
|
|
=> нужно уравнивание=> |
||
|
|
2 способа: |
||
|
|
1) |
перераспределение бремени |
|
|
|
|
|
доказывания (ответчик - гос |
|
|
|
|
орган доказывает законность |
|
|
|
|
своих действий, истец |
|
|
|
|
доказывает что факт |
|
|
|
|
нарушения его прав был и |
|
|
|
|
повлёк определённые |
|
|
2) |
последствия |
|
|
|
активная роль суда (может: |
||
|
|
• |
не связан с основаниями |
|
|
|
|
доводами иска и может |
|
|
|
|
проверить иск по другим |
|
|
|
|
основаниям, не указанных в |
|
|
|
|
иске(ст.63); |
|
|
|
• |
истребовать доказательства по |
|
|
|
|
своей инициативе; |
|
|
|
• |
сделать явку стороны |
|
|
|
|
обязательным; |
|
|
|
• |
наложить штраф) |
|
Законная сила |
Есть субъективные пределы |
Нет субъективных пределов у |
||
решения |
(законная сила решения касается |
некоторых решений |
||
|
только тех субъектов, которые |
|
|
|
|
участвуют в деле) |
|
|
|
3P
![](/html/19115/102/html_w6uwqt8DWV.eqZS/htmlconvd-YNAGrj4x1.jpg)
1.
2.
|
Административные дела, которые суды |
||
|
рассматривают по правилам Кодекса |
||
|
административного судопроизводства РФ, |
||
|
имеют два признака. |
||
|
Во-первых, это дела из правоотношений, |
||
|
которые не основаны на равенстве, автономии |
||
|
воли и имущественной самостоятельности их |
||
|
участников. |
||
|
Во-вторых, одна из сторон использует свои |
||
|
административные и иные публично-властные |
||
|
полномочия, применяя законы и подзаконные |
||
|
акты в отношении другой стороны. |
||
|
Дела об оспаривании актов государственных |
||
|
органов и органов местного самоуправления, |
||
|
на основании которых возникли, изменились |
||
|
или прекратились гражданские права и |
||
|
обязанности, по правилам Кодекса |
||
Как отличить административные |
административного судопроизводства РФ не |
||
рассматриваются. Эти дела рассматриваются |
|||
споры от гражданских |
по правилам Гражданского процессуального |
||
|
кодекса РФ и Арбитражного процессуального |
||
|
кодекса РФ. |
||
|
Например, не рассматриваются по правилам |
||
|
Кодекса административного судопроизводства |
||
|
РФ: |
|
|
|
• |
служебные споры, которые связаны с |
|
|
|
доступом и прохождением различных |
|
|
|
видов государственной службы; |
|
|
• |
дела, которые связаны с назначением и |
|
|
|
выплатой пенсий; |
|
|
• |
дела, которые связаны с возможностью |
|
|
|
получить жилье по договору |
|
|
|
социального найма, договору найма |
|
|
|
жилищного фонда социального |
|
|
|
использования или договору найма |
|
|
|
специализированного жилищного |
|
|
|
фонда |
|
|
По правилам Кодекса административного |
||
|
|||
|
|||
|
судопроизводства РФ рассматривают дела об |
||
|
оспаривании решений и действий |
||
|
(бездействия) Центральной избирательной |
||
|
комиссии РФ, других избирательных |
||
|
комиссий, а также Счетной палаты РФ. |
||
|
Не рассматривают по правилам Кодекса |
||
Какие административные дела об |
административного судопроизводства РФ |
||
внутрикорпоративные споры между: |
|||
оспаривании решений и действий |
• |
адвокатами и адвокатскими палатами; |
|
(бездействия) органов |
|||
|
|
||
государственной власти и иных |
• |
нотариусами и нотариальными |
|
органов суды должны рассматривать |
|
палатами; |
|
по правилам Кодекса |
• |
медиаторами и постоянно |
|
административного |
|||
|
действующим коллегиальным органом |
||
судопроизводства РФ |
|
||
|
управления саморегулируемой |
||
|
|
||
|
|
организации медиаторов; |
|
|
• |
членами и органами управления иных |
|
|
|
саморегулируемых организаций. |
|
|
Эти дела разрешаются в исковом порядке по |
||
|
4P |
|
|
|
правилам Арбитражного процессуального |
||
|
кодекса РФ и Гражданского процессуального |
||
|
кодекса РФ |
||
|
|
|
![](/html/19115/102/html_w6uwqt8DWV.eqZS/htmlconvd-YNAGrj5x1.jpg)
Раздел III. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ |
|
|
ИНСТАНЦИИ ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ |
|
|
И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ |
|
|
Глава 22 особенности рассмотрения дел возникающих из административных и публичных отношений |
|
|
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим |
правилам искового |
|
производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила |
||
административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. |
|
|
2. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после |
||
соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом, по общим |
правилам подсудности, предусмотренным настоящим |
|
Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное. |
|
|
3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Возможно примирение сторон путем заключения мирового соглашения. + рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов Лица: граждане, организации, иные лица, прокурор
Заявл подается в течении 3 месяцев с момента когда лицо узнало о нарушении своего права сфере предпринимательской или иной экономич деят-ти. Рассматриваются единолично в срок не превышающий 3 месяцев со дня поступл заявл в суд Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не
превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
5P
![](/html/19115/102/html_w6uwqt8DWV.eqZS/htmlconvd-YNAGrj6x1.jpg)
3. Законодательство об административном судопроизводстве. КАС РФ (структура, содержание).
Кас рф от 08.03.2015 года в структуре КАС имеются:
-Общая часть, состоящая из 20 глав, в которой закрепляются общие принципы и нормы административного судопроизводства;
-Особенная часть, состоящая из 12 глав, в которой регламентируются правила рассмотрения отдельных категорий дел.
Кроме этого в новом кодексе присутствует третья часть, которая посвящена особенностям рассмотрения дел по правилам упрощенной судебной процедуры.
Также в структуре КАС имеются разделы, закрепляющие правовое регулирование апелляции, кассации, надзора, пересмотра и исполнения судебных решений и заключительные положения, предусматривающие порядок введения Кодекса и отдельных его норм в действие.
Из статьи 1, а также анализа Особенной части КАС следует, что предметом регулирования рассматриваемого закона являются:
-споры о незаконности нормативно-правовых актов;
-споры, предметом которых выступают решения и действия (либо бездействие) органов гос. власти и самоуправления на местах, иных органов, имеющих государственные или иные публичные правомочия, государственных служащих, должностных лиц и муниципальных служащих;
-споры, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией ВС РФ;
-споры, касающиеся избирательных прав граждан, а также права на референдум;
-споры по результатам определения кадастровой стоимости недвижимости;
-споры по вопросам компенсаций в случае нарушения прав на судопроизводство, либо исполнения судебных решений в разумные сроки;
-споры по вопросам приостановления или ликвидации политических партий и НКО;
-споры по вопросам прекращения деятельности СМИ;
-споры по вопросам запрета деятельности общественных или религиозных организаций, не имеющих правового статуса юр. лица;
-споры по вопросам помещения иностранных лиц при необходимости их депортации или реадмиссии в спецучреждения, а также о продлении сроков нахождения указанных лиц в данных учреждениях;
-споры по вопросам административного надзора за лицами, недавно покинувшими места лишения свободы;
-споры по вопросам принудительной госпитализации в психиатрические мед. учреждения, а также о продлении сроков нахождения в таких учреждениях и споры по вопросам принудительного психиатрического освидетельствования;
-споры по вопросам принудительной госпитализации в противотуберкулезные мед. учреждения;
-споры по вопросам взыскания обязательных платежей и штрафных санкций.
Следует отметить, что КАС РФ регулирует только правовые вопросы административного судопроизводства, подлежащие рассмотрению:
-в судах общей юрисдикции;
-в Верховном Суде России.
Так же обзор постановления пленума верховного суда рф от 27 сентября №36 Постановление пленума верховного суда от 29 марта 2016 года №11 о некоторых вопросах возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушения права на
судопроизводство в разумный срок и о праве на исполнение судебного акта в разуммный срок.
Добавление!
Система судебного административного процессуального права
заключается в следующем: данная процессуальная отрасль состоит из двух частей - общей и особенной.
Общая часть судебного административного процессуального права - это система норм и правовых институтов, имеющих целью регулирование наиболее общих черт процессуальных отношений, всех стадий судебного административного процесса.
Общая часть включает следующие институты: - общие положения, в том числе нормы-задачи и нормы-принципы;
6P
-подведомственность и подсудность;
-административная процессуальная правоспособность и
административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность, определяющие круг субъектов судебного административного процессуального права;
-доказательства и доказывание;
-меры предварительной защиты;
-процессуальные сроки;
-судебные извещения и вызовы;
-судебные расходы;
-меры процессуального принуждения.
Особенная часть судебного административного процессуального права содержит нормы, объединяемые в специальные институты, которые регулируют определенные виды
процессуальных отношений. При этом выделяется несколько групп специальных институтов.
Во-первых, это институты, характеризующие и объединяющие в единое целое отдельные стадии судебного административного процесса:
-производство в суде первой инстанции;
-производство в суде апелляционной инстанции;
-производство в судах кассационной инстанции;
-производство в суде надзорной инстанции;
-пересмотр судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
-исполнительное производство.
Во-вторых, это специальные институты, содержащие нормы об особенностях судебного разбирательства отдельных категорий дел административного судопроизводства, сосредоточенные в разд. IV и V КАС.
7P
![](/html/19115/102/html_w6uwqt8DWV.eqZS/htmlconvd-YNAGrj8x1.jpg)
4. Понятие и стадии административного судопроизводства. Задачи административного судопроизводства. Категории административных дел.
1. Понятие В ЧЕМ РАЗНИЦА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И СУДЕБНОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА????
Административное судопроизводство - это урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.
Административное судопроизводство осуществляется в Российской Федерации различными судами: во-первых, ВС РФ в соответствии с Законом о Верховном Суде РФ и КАС, во-вторых, судами общей юрисдикции в соответствии с КАС и, в-третьих, арбитражными судами в соответствии с АПК (глава
25).
Судебный административный процесс - это система процессуальных действий суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса (определенная система стадий),
урегулированных нормами судебного административного процессуального права, возникающих при разрешении дел административного судопроизводства.
Предметом судебного административного процесса являются дела из административных и иных публичных правоотношений, т.е. административное судопроизводство.
Судебный административный процесс - это определенная система стадий, направленных на достижение конечной цели административного судопроизводства - разрешение дел из публичных правоотношений и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Стадия процесса - совокупность процессуальных действий (отношений), объединенных одной процессуальной целью.
2. Стадии судебного административного процесса.
1)Производство в суде первой инстанции - основная и обязательная стадия судебного административного процесса, поскольку она направлена на разрешение дела по существу. - истец предъявляет иск к административному ответчику, - возбуждение дела, - его подготовка
- рассмотрение по существу - вынесение судебного решения либо окончанием его без вынесения судебного решения.
2)Производство в суде апелляционной инстанции - осуществляется на основе апелляционных и частных жалоб, поданных в отношении не вступивших в законную силу судебных актов судов
первой инстанции.
Рассмотрение дела в апелляционной инстанции за отдельными исключениями проводится по правилам суда первой инстанции.
Действует целый ряд ограничений, например:
- новые доказательства могут быть приняты только в том случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
- новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
3)Производство в суде кассационной инстанции - проверка вступивших в законную силу судебных актов, за исключением судебных постановлений ВС РФ. Кассационные жалобы могут быть поданы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.
При принятии кассационной жалобы в судах общей юрисдикции действует принцип приемлемости: принимается к рассмотрению только та жалоба, из которой будут очевидны существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС).
Образовано две кассационных инстанции:
8P
-президиумы областных и соответствующих им судов
-Судебная коллегия по административным делам ВС РФ.
Рассмотрение дел в кассационном порядке носит более процессуально упрощенный характер, чем в суде первой или апелляционной инстанции.
3)Производство в суде надзорной инстанции - пересмотр в порядке судебного надзора решений,
определений, постановлений, вступивших в законную силу. Судебно-надзорной инстанцией является Президиум ВС РФ.
Установлен достаточно сложный порядок возбуждения надзорного производства, а само разбирательство дел в порядке надзора также имеет упрощенный характер.
4)Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам является особой формой пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, связанной с установлением фактов, которые не были и не могли быть ранее известны участникам процесса и суду.
5)Исполнительное производство предназначено для обеспечения принудительного исполнения судебных актов по делам административного судопроизводства.
Сфера принудительного исполнения выделена из судебной власти и организационно отнесена к исполнительной власти.
Однако за судом в сфере принудительного исполнения сохраняется ряд существенных полномочий, обеспечивающих предварительный либо последующий судебный контроль за актами и действиями судебного пристава-исполнителя, а также разрешение споров, возникающих в данной сфере.
= > в части, обеспечивающей реализацию судебных полномочий, исполнительное производство остается стадией судебного административного процесса.
Каждая стадия судебного административного процесса (с 1 по 4) подразделяется на три больших самостоятельных этапа:
1)возбуждение дела;
2)подготовка дела к судебному разбирательству;
3)разбирательство по существу с вынесением по нему соответствующего судебного акта. Однако содержание этих этапов различно и имеет специфику.
Обязательная стадия - производство в суде первой инстанции.
Факультативные стадии - остальные стадии судебного административного процесса (тк судебное решение может никем из лиц, участвующих в деле, не обжаловаться, должник вправе добровольно исполнить возложенную на него по судебному решению обязанность либо взыскатель вправе отказаться от возбуждения исполнительного производства).
3. Задачи административного судопроизводства.
Согласно ст. 3 КАС выделяются следующие задачи административного судопроизводства:
1)обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; ст. 46 Конституции РФ,
ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод
2)защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3)правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4)укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
3. Категории административных дел.
К подведомственности судов ОЮ отнесены в соответствии со ст. 1 КАС 2 большие категории дел
административного судопроизводства:
Критериями разграничения между ними являются характер спора (осуществление предварительного или последующего судебного контроля) и статус заявителя.
1 - ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ (акт действует вплоть до вынесения судебного решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными): административные дела о защите нарушенных или
9P
оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ч. 2); Возбуждается по инициативе самого заинтересованного лица, чьи права нарушены.
1)об оспаривании НПА полностью или в части;
2)об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3)об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
4)об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
5)об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
6)о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
7)о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам,
рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
2 - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (необходима предварительная санкция со стороны суда, иначе акт не вступит в силу): административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям Возбуждается по инициативе органа/лица, который хочет, чтобы этот акт вступил в силу.
1)о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
2)о прекращении деятельности СМИ;
2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;
3)о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (когда не платят налоги, штрафы и тд);
4)о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
5)об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
6)о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
7)о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в
недобровольном порядке;
8)иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
9)о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном “порядке” недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства,
необходимого для спасения жизни (свидетели ИЕГОВЫ - когда мать не разрешает переливать кровь своему ребенку и он умирает).
10P