Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Общая психопатология

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
08.01.2023
Размер:
2.31 Mб
Скачать

Государственный комитет Российской Федерации, по высшему образованию

Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова

Р.С. Тазлова

Общая психопатология

Методические указания

Якутск 2008

Утверждено методическим советом университета

© Якутский государственный Университет, 2008

2

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Психическая деятельность человека, несмотря на многооб разие проявлений, сложность, неповторимость, изучается с древ нейших времен. В настоящее время для изучения предложено боль шое количество классификаций. Нами попользуется самая простей шая систематика, которая все формы психической деятельности делит на три группы: познавательные процессы (ощущение, вос приятие, память, мышление, интеллект), сфера чувств, волевые процессы.

Накопление знаний по патологии психической деятельности началось с изучения отдельных симптомов, синдромов, поэтому на протяжении длительного периода в психиатрии господствовало синдромологическое направление. Лишь с конца XIX века в пси хиатрии

начинает

складываться нозологическое направление, вы деляются

отдельные болезни.

 

 

 

При

изучении

психиатрии студент должен

пройти

этот

исто рический

путь

в течение короткого времени, соблюдая

традици онно

сложившуюся последовательность»

Следует

особо

подчерк нуть, что в психиатрии уделяется очень большое внимание симп томатологии и синдромологии. Умение правильно квалифицировать отклонение в психической деятельности, точно определять синд ром являются основой профессионального диагноза, а следова тельно, и лечения.

Приступая к изучению общей психопатологии, студент дол жен усвоить некоторые закономерности, имеющие универсальное значение. Прежде всего, любая функция может нарушаться лишь в определенном направлении, а именно: ослабляться, полностью исчезать, усиливаться, искажаться. Многообразие нарушений функции складывается из выраженности данных нарушений и их сочетаний.

Не менее важная закономерность общемедицинского плана заключается в том, что более сложная функция имеет формы нару шения более многообразные. Нарушению каждой функции

2

сопутству ют, как правило, вторичные симптомы, полностью зависящие от последней.

Таким образом, любая психическая функция может нарушаться по формуле: больше, меньше, исчезновение, искажение; чем сложнее функция, тем сложнее нарушение; основной симптом опре деляют симптомы - спутники.

По общей психопатологии планируется восемь практических занятий.

Первое занятие. Организация стационарной и внебольничной психиатрической помощи в РФ и PC (Я). Особенности психиатрического стационара, правила поведения студентов. Обход отделений ЯРПНД. Знакомство с методикой исследования психического стату са.

Цель занятия. Ознакомиться с организацией психиатрической службы в РФ, PC (Я), структурой ЯРПНД, методикой исследования психического статуса больного.

Организация занятия. Теоретическая часть - ознакомитель ная беседа, определение исходного уровня знаний.

Контрольные вопросы: 1.Организация психиатрической службы в РФ, PC (Я). 2. Структура психоневрологического диспансера. 3. Закон об оказании психиатрической помощи в РФ (приказ №245 от 2 сентября 1992 г.). 4. Классификация психической деятель ности человека. 5. Структура психического статуса.

Практическая часть. Обход отделений ЯРПНД; работа с тема тическими слайдами и таблицами, разбор больного.

Распределение времени: 10.00 - 10.30 - ознакомительная бе седа, определение исходного уровня знаний студентов; 10.30 - 11.30 - обход отделений ЯРПНД, вопросы и краткое заключение по обходу; 11.30-11.45 - перерыв; 11.45 – 13.00 - разбор больного, знакомство с методикой исследования психического статуса; 13.00-13.15 - заключение преподавателя.

2

Заключение. Основным организационно-методическим центром психиатрической помощи в PC (Я) является Якутский республикан ский психоневрологический диспансер (ЯРПНД) . В Вилюйском и Алданском районах имеются районные психоневрологические диспан серы, во всех остальных - кабинеты. В некоторых районах в сос таве ЦУБ имеются психиатрические отделения, либо выделены спе циальные койки для оказания стационарной помощи. Отечественная психиатрия традиционно имеет профилактическую направленность, постоянно развивает и совершенствует амбулаторные формы помощи.

Второе занятие. Расстройства восприятия и памяти.

Цель занятия. Научиться в беседе с больным, выявлять

расстройства восприятия и

памяти, правильно

квалифицировать

обна руженные нарушения.

 

 

Организация занятия.

Теоретическая часть

- определение

ис ходного уровня знаний студентов.

Контрольные вопросы: 1. Определение ощущений, восприятия, основные свойства, отличия. 2. Виды расстройств восприятия (агнозий, иллюзии, галлюцинации, метаморфопсии, нарушения схемы тела). 3. Вопросы классификации галлюцинаций. 4. Обманы восприя тия здоровых людей. 5. Клиническое значение. 6. Патофизиологические доводы расстройств восприятия. 7. Память (определение, фун кции, типы, виды). 8. 3акон Рибо. 9. Расстройства памяти. 10. Клиническое значение. 11. Патофизиологические основы расстройств памяти.

Практическая часть. Разбор тематических больных. Беседу ведут студенты по определенной схеме. По результатам беседы проводится анализ психического статуса больного, выявляется умение студента правильно квалифицировать обнаруженные наруше ния.

Распределение времени: 10.00 - 10.45 - собеседование по кон трольным вопросам; 10.45 - 13.00 - разбор тематических больных; 11.30-11.45 - перерыв; 13.00-13.15 - заключение преподавателя.

2

Заключение. Нарушения восприятия имеют определенное диф-ференциально-диагностическое и прогностическое значение. Так, иллюзии указывают на небольшую глубину поражения, зрительные галлюцинации прогностические более благоприятны, чем слуховые, при этом псевдогаллюцинации утяжеляют прогноз.

Выраженные нарушения памяти указывают на органическую природу страдания.

Таблицы: нарушения ощущений и восприятия (1), расстройства памяти (2).

Таблица 1

2

2

Таблица 2

2

2

Третье занятие. Патология мышления.

Цель занятия. Научиться в беседе с больными выявлять расстройства мышления, правильно квалифицировать обнаруженные нарушения.

Организация занятия: Теоретическая часть – определение исходного уровня знаний студентов.

Контрольные вопросы: 1. Мышление (определение, формы). 2. Типы мышления, динамика становления, взаимосвязь. 3. Расстройства мышления (темпа, последовательности). 4. Болезненные идеи (сверхценные, навязчивые, бредоподобные, бредовые). 5. Клиническое значение. 6. Патофизиологические основы нарушений мышления.

Практическая часть: Разбор тематических больных. Вырабатываются навыки и умения выявлять и правильно квалифицировать нарушения мышления.

Распределение времени: см. занятие второе.

Заключение: Мышление наиболее сложная познавательная функция, что подчеркивается многообразием психопатологических отклонений. Различают нарушения ассоциативного процесса по темпу, последовательности, целенаправленности, выделяют сверхценные, навязчивые, бредоподобные, бредовые болезненные идеи. Сверхценные и навязчивые идеи чаще встречаются в рамках пограничных состояний, бредоподобные – при аффективных психозах. Бредовые идеи являются безусловным признаком психического нездоровья.

Таблица: патология мышления (3).

Четвертое занятие. Расстройства эмоций, поведения, внимания. Цель занятия: Научиться в беседе с больными выявлять

расстройства эмоций, поведения, внимания, обнаруженные нарушения правильно квалифицировать.

Организация занятия: Теоретическая часть – определение

2