![](/user_photo/_userpic.png)
из электронной библиотеки / 79991834005341.pdf
.pdf![](/html/65386/1345/html_kQVtEVrAfJ.kDdO/htmlconvd-FIysuY1x1.jpg)
Управление культуры Белгородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Белгородский государственный институт искусств и культуры»
Факультет «Дизайн» Кафедра дизайна
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА
Направление подготовки
072500.62 Дизайн
Профили подготовки
Дизайн графический
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Белгород, 2014
![](/html/65386/1345/html_kQVtEVrAfJ.kDdO/htmlconvd-FIysuY2x1.jpg)
Содержание УМКД
1.Рабочая программа дисциплины (модуля)
2.Учебно-методические материалы
3.Материалы тестовых заданий
4.Глоссарий
![](/html/65386/1345/html_kQVtEVrAfJ.kDdO/htmlconvd-FIysuY3x1.jpg)
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И
КУЛЬТУРЫ»
Факультет «Дизайн» Кафедра дизайна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА
Направление подготовки 072500.62 «Дизайн» Профиль подготовки «Дизайн графический» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения - очная
Белгород – 2014
![](/html/65386/1345/html_kQVtEVrAfJ.kDdO/htmlconvd-FIysuY4x1.jpg)
1.Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Основы производственного мастерства» предполагает изучение двух модулей: I Модуль – «Проектная графика», II модуль – «Компьютерная графика».
Целями освоения I Модуля «Проектная графика» являются: освоение профессиональных приемов работы с графическими материалами, а также с технологиями реализации творческих замыслов в материале. Формирование у студентов исследовательской активности в области проектной графики, овладение знаниями, приемами и способами графического изображения, средствами и техниками проектного рисунка, развитие навыков творческой работы, овладение студентами профессиональным мастерством и умением применять его в дизайнерской проектной деятельности.
Целями освоения II Модуля «Компьютерная графика» являются: освоение профессиональных приемов работы с графическими редакторами компьютерных программ, а также с технологиями реализации творческих замыслов в материале.
Задача дисциплины – изучение и практическое освоение традиционных и цифровых графических приемов, применяемых при разработке объектов графического дизайна.
2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Б3.Б.3 «Основы производственного мастерства» относится к базовым дисциплинам профессионального цикла. Дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных при освоении следующих дисциплин: «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Специальный рисунок», «Специальная живопись», «Цветоведение и колористика», «Технология живописных и графических материалов», «Пропедевтика».
Дисциплина является базовой для следующих дисциплин: «Проектирование», «Дизайн упаковки», «Дизайн печатного издания», «Производственная практика», «Преддипломная практика».
3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих
компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурных (ОК):
ОК–1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-14 - осознает сущность и значение информации в развитии современного общества;
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.
б) профессиональных (ПК):
ПК-2 - владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; ПК-3 - разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом
подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений; ПК-5 - разбирается в функциях и задачах учреждений и организаций, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся вопросами дизайна; готовность пользоваться нормативными документами на практике; ПК-6 - ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных школах,
учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, проводить практические занятия.
![](/html/65386/1345/html_kQVtEVrAfJ.kDdO/htmlconvd-FIysuY6x1.jpg)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-основы технологических процессов выполнения изделий, предметов, товаров, их промышленного производства;
-свойства, средства и виды графики, основные принципы и подходы к графическому выполнению проектов.
Уметь:
-осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
-разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений;
-разбираться в функциях и задачах учреждений и организаций, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся вопросами дизайна; пользоваться нормативными документами на практике;
-ориентироваться на преподавательскую работу в общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, проводить практические занятия;
-уметь эксплуатировать современное оборудование и приборы;
-поставить художественно-творческие задачи и предложить их решение;
-организовать индивидуальную творческую деятельность;
-творчески подходить к графическому решению дизайнерской задачи;
-графически разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерской задачи.
Владеть:
-навыками линейно-конструктивного построения и основами академического рисунка и живописи;
-рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; принципами выбора
техники исполнения конкретного рисунка; приемами работы с цветом и цветовыми композициями;
-культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; -современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании печатных изделий;
-приемами работы цветом и цветовыми композициями;
-методами и технологиями классических техник графики.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 576 часов, зачётных единиц – 16.
Вид учебной работы |
|
Всег |
|
|
|
|
Семестры |
|
|
|
|
|||
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
||
|
|
часо |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия (всего) |
|
396 |
36 |
|
72 |
|
72 |
|
72 |
|
72 |
|
72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лекции (Л) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
|
36 |
72 |
72 |
72 |
72 |
72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СР) (всего) |
|
180 |
36 |
|
36 |
36 |
36 |
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
36 |
36 |
36 |
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графические работы |
|
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реферат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, |
|
|
|
|
|
|
|
|
экзамен, курсовая работа, курсовой |
|
К.п. |
К. п. |
К.п. |
К.п. |
К.п. |
К.п. |
||
проект) |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Общая трудоемкость часов |
|
576 |
72 |
72 |
108 |
108 |
108 |
108 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зач. ед. |
16 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ |
Наименование |
Содержание раздела |
п/п |
раздела дисциплины |
|
|
Модуль I. |
Проектная графика |
1. |
Раздел I. |
Тема 1. Почтовая открытка в различных классических |
|
Методы и технологии |
техниках графики. |
|
классических техник |
Тема 2. Серия спичечных этикеток в одной из техник |
|
графики в малой |
графики. |
|
рекламной плоскости. |
|
|
(на плоскости). |
|
|
|
|
2. |
Раздел II. |
Тема 3. Этикетка на товары народного потребления |
|
Методы и технологии |
малого объёма в одной из техник графики. |
|
классических техник |
Тема 4.Упаковка на товары народного потребления |
|
графики в упаковке. |
(объёмная). |
|
Модуль II. |
Компьютерная графика. |
|
|
|
|
Раздел III. |
Тема 1. Интерфейс программы Corel Painter |
|
Растровый |
задействованный в имитации традиционных средств |
|
графический редактор |
живописи (карандаш). |
|
Corel Painter. |
Тема 2. Имитация традиционных средств живописи |
|
|
(пастель). |
|
|
Тема 3. Имитация традиционных средств живописи |
|
|
(акварель). |
|
|
Тема 4. Имитация традиционных средств живописи (масло |
|
|
и мастихин). |
|
|
|
|
|
Тема 5. Имитация традиционных средств живописи |
||||||||||
|
|
|
|
|
(смешанная техника). |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Тема 6. Применение фактур и текстур в иллюстрации. |
||||||||||
|
|
Раздел IV. |
|
Тема 7. Интерфейс программы Adobe Photoshop |
|||||||||||
|
|
Графический |
|
задействованный в имитации традиционных средств |
|||||||||||
|
|
редактор Adobe |
|
живописи (карандаш). |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Тема 8. Имитация традиционных средств живописи |
||||||||||||
|
|
Photoshop. |
|
||||||||||||
|
|
|
(пастель). |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Тема 9. Имитация традиционных средств живописи |
||||||||||
|
|
|
|
|
(акварель). |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Тема 10. Имитация традиционных средств живописи |
||||||||||
|
|
|
|
|
(масло и мастихин). |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Тема 11. Имитация традиционных средств живописи |
||||||||||
|
|
|
|
|
(смешанная техника). |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Тема 12. Применение фактур и текстур в иллюстрации |
||||||||||
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми |
|||||||||||||||
(последующими) дисциплинами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
Наименование |
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для |
|
|
|||||||||
п/п |
|
обеспечиваемых |
|
изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
|
|
|||||||||
|
|
(последующих) |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
3 |
4 |
|
|
||
|
|
дисциплин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
Проектирование |
|
|
х |
|
х |
|
х |
|
х |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
Дизайн упаковки |
|
|
х |
|
х |
|
х |
|
х |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
Дизайн печатного |
|
|
х |
|
х |
|
х |
|
х |
|
|
||
|
|
издания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
Производственная |
|
|
х |
|
х |
|
х |
|
х |
|
|
||
|
|
практика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
Преддипломная |
|
|
х |
|
х |
|
х |
|
х |
|
|
||
|
|
практика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
№ |
Наименование раздела |
Ле |
Практ. |
Лаб. |
|
СР |
Всего |
|
Форма |
|
|||||
п/п |
дисциплины |
|
|
кц. |
зан. |
зан. |
|
|
час. |
|
контроля |
|
|||
|
|
Модуль I |
|
|
|
108 |
|
|
36 |
144 |
|
|
|
|
|
|
|
Проектная графика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
|
Раздел I |
|
|
|
36 |
|
|
36 |
72 |
|
Курсовой |
|
||
|
|
Методы и технологии |
|
|
|
|
|
|
|
|
проект |
|
|||
|
|
классических техник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
графики в малой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рекламной плоскости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
(на плоскости). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
Раздел II. |
|
|
|
72 |
|
|
|
72 |
|
Курсовой |
|
||
|
|
Методы и технологии |
|
|
|
|
|
|
|
|
проект |
|
|||
|
|
классических техник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
графики в упаковке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль II. |
|
|
|
288 |
|
|
144 |
432 |
|
|
|
|
|
|
|
Компьютерная графика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел III. |
|
144 |
|
72 |
216 |
Курсовой |
|
Растровый графический |
|
|
|
|
|
проект |
|
редактор Corel Painter. |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел IV. |
|
144 |
|
72 |
216 |
Курсовой |
|
Графический редактор |
|
|
|
|
|
проект |
|
Adobe Photoshop. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Лабораторный практикум не предусмотрен
7.Практические занятия Модуль I.
№ |
№ раздела |
Тематика практических занятий |
Трудоем- |
п/п |
дисциплины |
|
сть (час.) |
1. |
Раздел I. |
Тема 1. Почтовая открытка (монотипия, линогравюра, |
18 |
|
|
тушь, перо или офорт). |
|
|
|
|
|
2. |
|
Задание 1. Сбор научного и иллюстративного |
2 |
|
|
материала (монотипия, линогравюра, тушь, перо или |
|
|
|
офорт). |
|
3. |
|
Задание 2.. Концептуальное решение композиции. |
2 |
|
|
Добиться выразительной и содержательной простоты |
|
|
|
графического изображения силуэта, передающего |
|
|
|
образ и содержание темы через монотипию. |
|
4. |
|
Задание 3. Выполнить задание в материале и |
2 |
|
|
натурную величину (имеет место ручной доработки |
|
|
|
композиции). |
|
5. |
|
Задание 4. (линогравюра) Анализ собранного |
2 |
|
|
материала. Выбор темы. Концептуальное решение |
|
|
|
композиции (эскизирование). |
|
6. |
|
Задание 5. Упростить изображение натурного объекта |
2 |
|
|
в среде до локального пятна. Добиться выразительной |
|
|
|
и содержательной простоты графического |
|
|
|
изображения силуэта, передающего образ и |
|
|
|
содержание темы. |
|
7. |
|
Задание 6. Выполнить задание в материале и |
2 |
|
|
натурную величину . |
|
8. |
|
Задание 7. (тушь, перо или офорт) Анализ собранного |
2 |
|
|
материала. Выбор темы. Концептуальное решение |
|
|
|
композиции (эскизирование). |
|
9. |
|
Задание 8. Упростить изображение натурного объекта |
2 |
|
|
в среде до локального пятна. Добиться выразительной |
|
|
|
и содержательной простоты графического |
|
|
|
изображения силуэта, передающего образ и |
|
|
|
содержание темы. |
|
10. |
|
Задание 9. Выполнить задание в материале и |
2 |
|
|
натурную величину. |
|
11. |
|
Тема 2. Серия спичечных этикеток в одной из техник |
18 |
|
|
графики (монотипия, линогравюра, тушь, перо или |
|
|
|
офорт). |
|
12. |
|
Задание 1. Классификация научного и |
2 |
|
|
иллюстративного материала (спичечная этикетка). |
|
13. |
|
Задание 2. Выбор темы. Концептуальное решение |
2 |
|
|
|
|
![](/html/65386/1345/html_kQVtEVrAfJ.kDdO/htmlconvd-FIysuY10x1.jpg)
|
|
композиции. |
|
14. |
|
Задание 3. Упростить изображение натурного объекта |
4 |
|
|
в среде до локального пятна. Добиться выразительной |
|
|
|
и содержательной простоты графического |
|
|
|
изображения силуэта, передающего образ и |
|
|
|
содержание темы. |
|
15. |
|
Задание 4. Выполнить задание в материале и |
10 |
|
|
натурную величину. |
|
17. |
Раздел II. |
Тема 3. Этикетка на товары народного потребления |
36 |
|
|
малого объёма в одной из техник графики. |
|
18. |
|
Задание 1. Сбор научного и иллюстративного |
2 |
|
|
материала. |
|
19. |
|
Задание 2. Анализ собранного материала. Выбор темы. |
10 |
|
|
Концептуальное решение композиции (эскизирование). |
|
20. |
|
Задание 3. Добиться выразительной и содержательной |
8 |
|
|
простоты графического изображения силуэта при |
|
|
|
помощи одной из техник графики, передающего образ |
|
|
|
характера товара (вариативность). |
|
21. |
|
Задание 4. Выполнить задание в материале и в |
16 |
|
|
натурную величину. |
|
22. |
|
Тема 4. Упаковка на товары народного потребления |
36 |
|
|
(объёмная). |
|
23. |
|
Задание 1. Сбор научного и иллюстративного |
2 |
|
|
материала. |
|
24. |
|
Задание 2. Анализ собранного материала. Выбор темы. |
10 |
|
|
Концептуальное решение композиции (эскизирование). |
|
25. |
|
Задание 3. Добиться выразительной и содержательной |
8 |
|
|
простоты графического изображения силуэта при |
|
|
|
помощи одной из техник графики, передающего образ |
|
|
|
характера товара (вариативность). |
|
26. |
|
Задание 4. Выполнить задание в материале в натурную |
16 |
|
|
величину (упаковка). |
|
Практические занятия Модуль II. |
|
||
|
|
|
|
№ |
№ |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудоемко |
п/п |
раздела |
|
ть (час.) |
|
дисцилны |
|
|
1. |
Раздел III. |
Тема 1. |
24 |
|
|
Задание. Изучение литературных источников и |
|
|
|
аналогов видов и форматов иллюстраций Corel Painter |
|
|
|
в практике графического дизайна России. |
|
|
|
(Графические листы с набросками эскизов |
|
|
|
традиционных средств живописи включающие в себя |
|
|
|
имитации: карандаша). |
|
|
|
Тема 2. |
24 |
|
|
Задание. Набор эскизов выполненных в программе |
|
|
|
Corel Painter основных средств живописи: пастель |
|
|
|
(Графические листы с эскизами и аннотациями к ним). |
|
|
|
Разбор цветовой палитры с применение кисти: пастель |
|
|
|
в иллюстрациях (Графические листы с набросками, |
|