Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

средневековая германия

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
19.05.2024
Размер:
1.99 Mб
Скачать

Особенности развития средневековой Германии. Общественный и государственный строй Германии в период сеньориальной монархии X–XIII вв.

Распад империи Карла Великого в середине IX в. положил начало самостоятельному существованию Восточно-Франкского королевства, в которое вошли земли преимущественно с германским населением. Это была редкая для средневековья этническая сплоченность населения. Однако никакого политического единства в германских землях не было. Королевство состояло из совокупности герцогств, крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия и Саксония. Сами герцоги мало чем отличались от племенных вождей. Все они реально не были связаны между собой и даже отличались по социальному укладу. Спустя 100 лет королевство стало называться Тевтонским государством, а позднее – Германским.

Однако к концу X в. положение существенным образом изменилось. Герцогства сплачиваются, и у немцев появляется превосходная по тем временам армия. Вполне понятно, что это привело к захватническим войнам и приобретению обширных территорий. Наибольшего развития Германия достигла при короле Оттоне I, который в 962 г., получив корону из рук папы римского, стал императором. Тем самым подчеркивалось, что немецкие короли становятся «императорами римлян» с претензиями на духовное и светское лидерство в христианском мире.

Благодаря такой политике в центре Европы сложилось огромное государство, получившее название Священная Римская империя германской нации, которая держалась на союзе императоров с папством. Причем императоры в нем играли доминирующую роль. Они возводили и смещали пап, почти безраздельно господствовали над папской курией. Папство, естественно, пыталось избавиться от опеки императоров. С избранием папы Григория XII стремление императоров диктовать свои условия потерпело поражение. Это юридически было закреплено подписанием Вормского конкордата (1122 г.). Данное обстоятельство, а также особенности взаимоотношений императора с местными герцогами и непрекращающаяся внешняя экспансия привели к ослаблению центральной власти. Вся дальнейшая история Германии характеризуется развитием и усилением политической раздробленности.

В связи с этим довольно-таки трудно определить периодизацию развития Германии в период феодализма. Все государственно-правовые институты Германии в период средневековья рассматриваются в данном учебнике через три этапа: 1. Становление сеньориальной монархии Х–ХII вв.; 2. Переход этой монархии к сословно-представительной монархии. Здесь главными центрами становятся отдельные королевства и княжества, входившие в состав империи в XIV–XV вв.; 3. Возникновение в этих княжествах в XVI–XVIII вв. политических режимов, которые можно отнести к абсолютной монархии (Пруссия, Австрия).

Это связано с тем, что Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства. Она сохраняла форму сеньориальной монархии с элементами сословно-представительной монархии и абсолютной. Крушение феодального государства в Германии произошло в 1806 г., когда под натиском армии Наполеона пала Священная Римская империя германской нации.

Феодализм развивался в Германии очень медленно. Это объяснялось тем, что длительное время сохраняла свое значение германская община – марка, которая препятствовала образованию крупного землевладения.

Формирование классов в обществе шло очень медленно и лишь проведенная Генрихом I (912–936 гг.) военная реформа несколько ускорила этот процесс. По данной реформе каждый свободный германец, способный сражаться на коне, зачислялся в военное ополчение. К XII в. многие из них становились рыцарями, что в определенной мере и содействовало завершению образования классовой структуры общества именно в этом веке. Тем более, что в XII в. был проведен ряд мероприятий, которые благоприятно сказались на формировании классов. Так, в 1152 г. крестьянам было запрещено носить рыцарское оружие, а закон Фридриха I 1186 г. запретил допуск свободных крестьян и священников к рыцарской службе. Рыцарем теперь мог быть только тот, кто доказывал свое происхождение от рыцарей до четвертого колена.

К XIII в. рыцарство в Германии превратилось в замкнутое сословие. Рыцари считали единственным благородным делом военную профессию, презирали труд крестьян и ремесленников. Звание рыцаря стало передаваться по наследству, даже если у него не было земли. По степени знатности и богатству рыцарство делилось на ранги. Саксонское зерцало и Швабское зерцало (XIII в.) свидетельствуют о том, что в Германии в XIII в. было образовано семь рыцарских рангов (щитов):

  • король (император);

  • держатели ленов со скипетром (высшие сановники духовенства), являющиеся прямыми вассалами короля (императора);

  • держатели ленов со знаменем (светские вассалы короля: князья, герцоги);

  • вассалы князей (просто графы);

  • свободные господа (вассалы графов и князей, которые получили рыцарское звание по выслуге);

  • вассалы этих свободных господ;

  • вассалы феодалов шестого ранга – однощитные рыцари. Они не могли иметь свиты и вассалов.

Хотя по этой классификации светские и духовные князья являлись вассалами королей, однако в Германии наметилась тенденция к превращению их в самостоятельных государей. Еще в XII в. они получили право чеканить свою монету, взимать таможенные пошлины, собирать налоги, иметь свой суд. Они могли строить крепости и даже принимать свои законы, идущие вразрез с законами империи. Императоры не раз подтверждали государственно-правовую самостоятельность князей. А в 1220 г. император Фридрих II своим законом предоставил самостоятельность всем духовным феодалам. Светским же феодалам эта привилегия была предоставлена только по закону 1232 г.

К феодальнозависимому населению относились горожане и крестьяне. Горожане (бюргеры) пользовались особыми городскими правами и некоторой автономией. Они платили только налоги и выполняли некоторые повинности, но податными не считались, т.к. город выполнял все повинности коллективно и каждый отдельно бюргер налогообложению не подлежал.

Крестьяне делились на свободных (аллодисты и чиншевики) и несвободных (крепостные и холопы). Аллодистами называли крестьян, которые имели свою собственность и не несли никаких повинностей перед феодалами. Чиншевики – это арендаторы земли, которые платили за нее определенную сумму – чинш. Крепостные крестьяне получали от феодалов в наследственное держание земли. За это они отрабатывали барщину, а также выполняли денежную и натуральные повинности. Холопы жили при дворах феодалов и получали от них содержание. Их повинности не были определены обычаем и устанавливались по произволу господ.

С X по XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство, которое к XIII в. стало распадаться на независимые княжества. Поэтому XIII в. является пограничным при определении формы правления. Исходя из этого можно определить, что с X по XII в. устанавливается раннефеодальная (сеньориальная) монархия. Особенность ее заключалась в том, что монархи избирались на протяжении всего периода феодализма. Избирали монарха князья и герцоги исконно немецких земель. Однако, начиная с Оттона I, монархи добиваются права назначать себе преемников из своих сыновей, хотя установление наследственности престола встречало сопротивление со стороны пап.

Полномочия монарха заключались в ленных правах и особых привилегиях (чеканка монеты, установление пошлины и т.д.), а также в верховной юрисдикции. Только королю принадлежало право судить князей. Законодательная и военная власть королей была ограниченной.

Таким образом, претендуя на владычество над всем миром, германские монархи не были владыками в своем государстве.

Государственный аппарат Германии сохранил в себе черты Каролингской монархии. Он состоял из сановников, которые имели такие же названия и функции, как при Каролингах: канцлер (секретарь), пфальцграф (смотритель дворца), маршал (главнокомандующий) и др. Должности эти возлагались на могущественных князей, которые превращали их в наследственные.

Саксонский герцог стал маршалом, канцлером Германии был архиепископ Майнцкий и т.д. Они бесконтрольно управляли государством в период отсутствия императоров. С начала XI в. при императоре создается королевский совет (гофтаг), где обсуждались важные государственные вопросы с последующим утверждением решений по ним на съездах феодалов.

Таким образом, высший аппарат был немногочисленным и в значительной мере зависел от съезда феодалов.

С XII в. начинается процесс разложения системы местных органов власти. Со времен Каролингов во главе местных округов находились графы, осуществляющие военную, полицейскую и судебную власть. Децентрализация высших органов власти не могла не коснуться и местных. Графы постепенно стали превращаться в наследственных держателей своих округов. Они создают собственный аппарат управления и добиваются привилегий и иммунитетов от вмешательства высшей власти.

В XIII в. в Германии наблюдается процесс развития городов. Первоначально они находились под властью феодалов, главным образом духовных (епископов). В результате упорной борьбы городов против феодалов старые епископские города добились освобождения и в них утвердились автономные республики. Но в этих городах власть захватил верхний слой городского населения – купцы и ростовщики (патрициат).

Таким образом, начиная с XII в. король в Германии постепенно теряет контроль над государственным аппаратом, который полностью находится в руках крупных феодалов. Поэтому политика государства определяется не общими, а политическими интересами местных князей.

Изменения в общественном и государственном строе Германии в период формирования сословно-представительной монархии XIV–XVI вв.

С XIV в. в экономике Германии наблюдался значительный экономический подъем. В городах развивались цеховое ремесло и торговля, был заметен прогресс в земледелии. Но в целом экономическое развитие Германии отставало от других стран. Более того, даже в самой Германии экономическое развитие происходило неравномерно. В то время, как в других европейских странах развитие торговли и промышленности привело к политической централизации, в Германии этот процесс привел лишь к группировке интересов по отдельным княжествам и поэтому еще больше способствовал политической раздробленности.

Начиная с XIV в. в общественном строе этого государства происходят существенные изменения, которые коснулись всего населения.

Феодалы. В связи с усилением политической роли крупных духовных и светских князей выделяется немногочисленная группа аристократов, которая оказывала влияние на выборы монархов, – так называемые курфюрсты (князья-избиратели). Они стали почти независимы от императора. Среднее дворянство в XV–XVI вв. почти исчезло. Часть его возвысилась до положения князей, баронов, другая опустилась в ряды низшего дворянства – рыцарей. Значительная доля их разорилась и была на службе у князей, другая часть находилась даже в феодальной зависимости от этих князей, а самая незначительная – в непосредственной зависимости от императора.

Появление огнестрельного оружия подорвало значение рыцарей в качестве тяжеловооруженной кавалерии и уничтожило неприступность замков феодалов, а общее развитие товарно-денежного хозяйства отразилось на их материальном положении. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, рыцари так же, как и все феодалы, усиливали эксплуатацию крестьянства.

Духовенство. Изобретение книгопечатания и расширение торговли лишили его монопольного положения в области духовной культуры. Юристы, знатоки римского права (легисты), вытесняли духовенство из государственного аппарата. Вследствие этого духовенство разделилось на две группы. К первой принадлежали князья церкви – епископы, аббаты и пр., из которых одни были самостоятельными князьями, а другие находились в зависимости от князей. Однако все они владели огромными землями, где нещадно эксплуатировали жившее на них население. Ко второй группе принадлежало низшее духовенство – сельские и городские священники. Они находились в значительно худшем положении, чем представители первой группы.

Горожане. Развитие торговли привело к расцвету городов, которые, как отмечалось выше, боролись за предоставление им различных привилегий и иммунитетов, что привело к приобретению ими некоторой автономии. В городах произошло расслоение городского населения. Верхние его слои (патрициат) представляли наиболее богатые семьи, державшие в своих руках городское управление, передавая все городские должности по наследству. В оппозиции к ним стояли бюргерство и плебейская часть населения. К бюргерам принадлежали богатые средние группы городского населения, стремившиеся к ограничению бесконтрольного хозяйничания патрицианских фамилий и к проникновению в городское управление. Плебейская часть состояла из подмастерьев и поденщиков. Это была наиболее бедная часть городского населения.

Крестьянство. Феодальная раздробленность способствовала неравномерному развитию крестьянства, т.к. в каждом княжестве имели место свои особенности.

Обобщая имеющийся материал, можно отметить, что в XIV в. в Германии выделились три района с различным правовым положением крестьян. Во всех этих трех районах шел процесс ликвидации крепостного права, но на разных условиях: отпуск крестьян на волю без земли, замена барщины денежной рентой и сдача земли в аренду. В колонизированных восточных землях крестьяне получали земельные наделы и экономическую самостоятельность. Однако со второй половины XIV в. стало усиливаться тягловое бремя, происходит захват общинных земель и восстановление крепостного права со всеми его атрибутами.

Под влиянием нестерпимого гнета крестьяне Германии поднялись на знаменитое восстание 1525 г. Их требования были сформулированы в XII параграфах и сводились к отмене крепостного права, ликвидации малой десятины в пользу церкви, уменьшению барщины и других феодальных поборов.

Усиление государственно-политической самостоятельности отдельных германских княжеств, которое продолжалось на протяжении XIV–XV вв., превратило империю в аморфное объединение земель. Власть императора являлась чисто номинальной, т.к. его деятельность была парализована реальной властью местных князей. Избрание императоров стало производиться узкой коллегией князей, которая перестала учитывать при этом права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии. Империя не имела столицы, профессиональной бюрократии, а также возможности получения доходов с имперских земель.

В XIII в. после междуцарствия, длившегося почти 20 лет (1254–1273 гг.), когда в Германии не было императора, еще больше усилилась власть князей. Фактическое управление империей сосредоточивается в руках семи крупных князей, которые получили название курфюрстов, т.е. князей-избирателей.

Золотая булла 1356 г. закрепила право семи курфюрстов избирать императора из своей среды большинством голосов. Здесь же было предусмотрено превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно они должны были лично собираться для решения важных общеимперских вопросов.

Золотая булла сохранила за курфюрстами такие особые права, как право собственности на горные недра, взимание пошлин, чеканка монеты и т.д. Они получили также ряд широких прав в области юрисдикции и право участия в общеимперском суде.

Курфюрсты добились того, что каждый император при избрании принимал выработанные ими условия, ограничивавшие его власть. С XVI в. эти условия получили название избирательных капитуляций, которые после выборов Карла V (3 июля 1516 г.) стали рассматриваться как основные положения государственного права Германии.

Требования остальных сословий на участие в составлении капитуляций было закреплено за ними лишь в 1648 г. условием Вестфальского мира, заключенного после 30-летней войны.

Таким образом, императоры в Германии только олицетворяли единство империи, не имея реальной власти. Они в основном исполняли функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов.

Кроме императора, были еще два учреждения – рейхстаг и имперский суд. Созыв рейхстага с XIV в. осуществлялся постоянно. Это учреждение, называвшееся также имперским сеймом, состояло из трех коллегий: курфюрстов, баронов и представителей городов. Причем бароны, представлявшие интересы большей части дворянства, имели всего четыре голоса, а депутаты из третьей палаты не могли голосовать до тех пор, пока князья не примут решения. Случалось, что за десятилетия работы рейхстаг не принимал ни одного решения, т.к. интересы сословий не совпадали. Все коллегии заседали раздельно и собирались вместе только в каких-либо торжественных или исключительных случаях.

Компетенция рейхстага не была точно определена, акты его, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорей всего характер имперских рекомендаций.

В 1495 г. был учрежден общеимперский суд. Члены его назначались курфюрстами и князьями – 14 человек, городами – 2 человека, а председателем суда был император. Всю империю разделили на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Главная задача суда – охрана «всеобщего земского мира», который провозгласил рейхстаг в 1495 г. Имперский суд должен был решать все дела на основании римского права и лишь во вторую очередь принимать во внимание «доброе» немецкое право, на которое ссылались стороны.

Однако наличие этих центральных учреждений не обеспечивало единства империи, т.к. эти учреждения не располагали материальной силой, способной претворить эти решения в жизнь. Империя не имела постоянного войска и не располагала достаточными материальными средствами.

Города. В XIV–XV вв. германские города достигли высшей ступени развития. По признаку своей политической зависимости они делились на три группы: имперские, княжеские и вольные.

В каждом отдельном государстве Германии образовались земские сословия, которые приобрели для себя определенные привилегии. Они образовали три замкнутые и совершенно независимые друг от друга курии: духовенства, рыцарей и горожан. Последние пользовались незначительным весом и существовали только там, где города получили особые привилегии. Собрания этих курий назывались ландтагами, которые окончательно сформировались в XIV в. Земские сословия, принимавшие участие в работе ландтагов, пользовались только правом совещательного голоса. Однако при решении финансового вопроса согласие земских чинов было обязательным.

Таким образом, элементы сословно-представительной монархии имели место и в отдельных княжествах империи.

Княжеский абсолютизм в Германии XVI–XVII вв.

Развитие абсолютизма в Германии имело свои особенности. В результате неравномерного экономического развития вся страна в целом на долгое время сохранила состояние политической раздробленности, но в каждом отдельном государстве, входившем в состав империи в XVII в., утвердилась абсолютная монархия. Это был так называемый княжеский абсолютизм, который являлся следствием крупных событий, происходивших в Германии в XVI– XVII вв., а точнее, реформации, т.е. широкого антикатолического движения, охватившего почти все слои германского общества; крестьянской войны 1525–1527 гг. и, наконец, тридцатилетней войны 1618–1649 гг., в которой католицизм пытался взять реванш за утраченные в процессе реформации привилегии. Указанные выше события привели Германию почти к полному разорению и катастрофическому уменьшению ее населения, главным образом, крестьянства. Последнее вновь попало под власть феодалов.

Духовенство также сильно пострадало от этих войн. Его земельные владения были конфискованы, многие монастыри сожжены, драгоценности разграблены.

Немалые потери понесло и дворянство. Большинство замков было уничтожено, часть влиятельных родов разорилась и была вынуждена поступать на службу к князьям.

Выиграли в результате этих войн только князья, которые обогатились за счет контрибуций, наложенных на города и крестьянство. Сломив сопротивление рыцарства и подчинив его себе, действуя заодно с патрицианской верхушкой городов, обогатившись за счет дворянства, духовенства и крестьянства, князья превратились в абсолютных монархов, нимало не смущаясь наличием императора, значение которого было окончательно подорвано. Рейхстаг после Вестфальского мира не имел почти никакого значения. Имперский суд был совершенно обессилен распадом империи. Князья же в силу присвоенных ими привилегий не были подсудны даже имперскому суду.

Таким образом, переход к абсолютной монархии не обеспечил создание централизованного государства, подобно Англии и Франции, а, наоборот, привел к еще большей политической раздробленности. Так, до 1806 г. в Германии насчитывалось около 360 княжеств, 51 имперский город и около 1,5 тыс. рыцарских владений.

В период княжеского абсолютизма ведущее место в Священной Римской империи германской нации занимали Пруссия и Австрия.

17