Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

эссе. футурошок

.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
57.86 Кб
Скачать

Министерство образования и науки РФ

_______________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

_________________________________________________________

Кафедра философии

рецензия на книгу Алвина Тоффлера «Футурошок»

эссе

Выполнил студент

_____124____ учебной группы

Елтратова Ольга Николаевна

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

Хахалова Анна Алексеевна

(фамилия, имя, отчество)

__________________________

(ученая степень, ученое звание)

Оценка ___________________

Санкт-Петербург

2013 год

Основная гипотеза Тоффлера, передположенная им в книге «Футурошок», содержится в следующей цитате: "Тезисом этой книги служит утверждение, что существует некий лимит изменений, который может вынести человеческий организм. При бесконечном увеличении изменений без соблюдения границ мы можем начать требовать от масс того, чего они не смогут вынести. Мы находимся под угрозой поставить их в такое положение, которое я называю шоком будущего. Мы можем определять шок будущего как стрессовую ситуацию, одновременно физическую и психологическую, которая возникает из-за перегрузки человеческого организма, его физической адаптивной системы и тех механизмов, которые ответственны за принятие решений... Футурошок является реакцией человеческого организма на перестимуляцию". В своей книге он доказывает аргументы в пользу существования проблемы боязни будущего, приводит различные примеры и делает свои прогнозы развития человеческого общества.

Конечно, приведенные примеры уже давно устарели – никто не видел рекламу о «взвинченном» человеке или «корову – напрокат». Но это не меняет книгу – она до сих пор актуальна. Хоть с момента ее написания жизнь людей сильно изменилась, но многие и сейчас боятся завтрашнего дня, испытывают чувство нестабильности, неустойчивости своего положения из-за постоянно меняющегося окружающего мира. И понятие «футурошок», которое автор ввёл для обозначения боязни прошлого применимо и сейчас. Особенно «футурошок» испытывают достаточно взрослые, пожилые люди. Они не могут принять мир таким, какой он сейчас, потому что во время их молодости вещи и отношения были более долговечными.

Вся вторая часть книги посвящена этой проблеме. Трансенция, как А. Тоффлер назвал эту быстротечность отношений, приводит общество к одноразовости. Одноразовая посуда, одноразовая одежда, техника, которая быстро ломается и устаревает по функциональности, даже одноразовая мебель для дома и аренда дома – все обесценивает постоянство, разрушает старые стереотипы и представления человека о том, какими должны быть отношения, жизнь, вещи. В XXI веке, по-моему арендность и одноразовость стали обыденностью. И практикуются не только в вещах, но и в отношениях с людьми. Да, и в XX веке такое было – в тексте говорится о смене семейных врачей на множество узких специалистов, которые постоянно меняются. Но в XXI веке уже длительные близкие отношения отходят в прошлое. Если еще в прошлом веке считалось, что брак – на всю жизнь, то сейчас можно выходить замуж сколько угодно раз, отношения по работе теперь тоже «одноразовые» - встретился с нужным человеком, добился своего результата и больше его не видишь, и не нужно с ним поддерживать связь. А ведь отношения с людьми, наше взаимодействие с обществом - часть нас. Получается, что при замене долговечных вещей на модные одноразовые, мы изменили своё мировосприятие, ценности. А с изменением мировосприятия у нас произошла подмена ценностей и в отношениях с людьми, теперь и они стали недолговечными. А это отрицательно сказывается в обществе.

Очень правильным оказалось и его представление о субкультурах. Невозможно сейчас перечислить все существующие в современном обществе субкультуры. И новые появляются каждый день. И в первую очередь в них вовлечена молодёжь, тинэйджеры. Они еще находятся в поиске себя, своего стиля жизни. Тоффлер полагает, что дробление общества на множество субкультур дает человеку свободу выбора образа и стиля жизни, что очень привлекает подростков. При этом субкультуры будут основным признаком стилеобразования в супериндустриальном обществе. В своем анализе стилей жизни Тоффлер развивает тезис о "фрагментации общества несущего с собой диверсификацию ценностей". Распад социальной реальности на фрагменты, сопровождающийся отказом от единых социетальных ценностей - концепция, которая приобрела популярность у идеологов постмодерна. Человек супериндустриального общества начинает напоминать фланера, перемещающегося от одной субкультуры к другой, от одного жизненного стиля к другому. Тоффлер пишет "Внезапная популярность лозунга "создай свой стиль" является отражением этого исторического движения. Ибо чем более фрагментарно или дифференцировано общество, тем большее число разнообразных жизненных стилей. И чем более социально приемлемые модели жизненных стилей выдвигаются обществом, тем ближе оно к состоянию, когда каждый член общества создает уникальный и только ему присущий жизненный стиль". Только многие взрослые люди отказываются от субкультур, у них меняются ценности.

Также Тоффлер в книге описал свое видение будущего, попытался предсказать и другие явления. Но некоторые его ожидания не сбылись. Бюрократия со временем только увеличилась, никакая «спецнократия» так и не появилась. А в аренду мебель, автомобили берут немногие. Вот представление самого Тоффлера на возможную революцию: «супериндустриализм не будет ограничивать человека, не будет подавлять его возможности и навязывать тягостное единообразие. Напротив, он будет предоставлять благоприятные возможности для личного роста, смелых предприятий и удовольствий. Он будет ярко-красочным и удивительно открытым индивидуальности». Фирмы, работники которых готовы за деньги выполнить любую прихоть клиента, сейчас есть. Но их мало и доступны они лишь богатым, дни обычных людей по-прежнему серы и однообразны, потребляемая продукция тоже. То есть, революция должным образом и не состоялась, мы по-прежнему делаем большинство вещей лишь для удовлетворения базовых потребностей, а предприятия многие вещи просто штампуют, изменяя только упаковку различной. А в этом нет никакой смелости, о которой говорил Тоффлер. И мы теряемся от выбора среди абсолютно одинаковых вещей.

И, к моему большому сожалению, век развития медицины и микробиологии еще не настал. Замена органов является дорогостоящим и малодоступным процессом, при этом искусственные органы почти не используются, а берутся у доноров. И киборгов нет, человечество еще не способно создать настолько разумных и функциональных роботов. И клонированные люди не ходят среди нас, клонирование во многих странах вообще запрещено, генетика почти перестала развиваться. И большинство открытий в области медицины нам только предстоит совершить.

А предположения об «аквакультуре» больше похожи не на предсказание, а на фантазию. Так Тоффлер пишет о так называемой "аквакультуре", когда океан благодаря своим огромным площадям и богатствам займет доминирующее положение в образе жизни людей. "Образы подводных форм найдут свое отражение как в изобразительных, так и промышленных проектах. Океан буде диктовать свои моды. Позднее человек начнет заселять континентальные отмели, а, возможно доберется и до глубин; может появятся пионеры- поселенцы, которые построят искусственные города под водой - рабочие, научные, медицинские, игровые города, укомплектованные больницами, отелями и жилыми домами." Мы в настоящее время такого и не представляем, это кажется нам невозможным и ненужным.

Отдельно автор рассмотрел проблему современного сленга. В разделе «Полуграмотный Шекспир» он повествует о том, что современный разговорный язык меняется очень быстро, образуется множество неологизмов, которые людям прошлого понять очень сложно или невозможно. Это касается не только английского языка, приведённого в пример, но и русского тоже. И хоть во время написания книги людям неизвестны были социальные сети или короткие сообщения на экранах мобильных, но из-за нарастающего влияния СМИ уже в то время начали появляться новые слова и бешеными темпами распространяться среди масс.

На сегодняшний день большинство новых слов образуются и распространяются в среде интернета. Стоит одному человеку придумать обозначение чему-то, как в тот же момент другие пользователи начинают употреблять это слово. И темпы ввода в оборот новых слов в разы увеличились по сравнению с прошлым веком. Это еще одно порождение индустриализации.

Из-за изменения среды меняется и сознание. Невозможно отрицать, что в последние десятилетия увеличилось число больных депрессией, число социопатов, аутистов, а также людей с суицидальными наклонностями. И причиной этому автор также считает боязнь будущего. Его позиция описана в следующих строках: «Если бы футурошок являлся результатом только физического заболевания, было бы легче предотвратить его и с ним справиться. Но шок будущего атакует и душу. Точно так, как тело сдается под напором чрезмерной стимуляции, исходящей из окружающей среды, «рассудок» с его механизмом принятия решений тоже странным образом ведет себя при перегрузке. Постоянной перегрузкой механизмов изменения мы можем подорвать не только здоровье наименее приспособленных к адаптации индивидуумов, но и их способность рационально действовать от своего собственного лица.

Убедительные признаки внезапного упадка сил мы видим повсюду — в распространяющемся потреблении наркотиков, росте мистицизма, периодических проявлениях вандализма и духовного зверства, политике нигилизма и тоске по прошлому, в апатии миллионов — это все можно лучше понять, анализируя их отношение к шоку будущего. Эти формы социальной иррациональности могут быть отражением ослабления индивидуального механизма принятия решений в условиях чрезмерной стимуляции окружающей среды».

В качестве заключения хотелось бы дать окончательное определение футурошоку - это реакция на чрезмерную стимуляцию. То есть, мы способны выдержать лишь определённое число сигналов, поступающих из окружающей среды и позволяющих нам адаптироваться. А избыточное число и приводит к футурошоку, нам становится сложно ответить на эти сигналы, сложно адаптироваться. Сначала человек от перегрузки испытывает усталость, вялость, потом становится чрезмерно раздражительным, нервным, а в конечном счете теряет «вкус жизни», перестаёт бороться за жизнь. Это описанные в книге стадии футурошока. И это же стадии депрессии человека, так известной современному обществу. Получается, многие люди на нашей планете болеют футурошоком, неизвестной болезнью. И в этом виноваты мы сами. И кто, кроме нас самих, поможет избавиться от этого расстройства? Так не стоит ли снизить темпы развития, немного затормозить индустриализацию, чтобы не возникало подобных проблем? Нужно решить эту проблему прежде, чем она разрушит нас, прежде, чем станут видны её ужасающие последствия.