![](/user_photo/2706_HbeT2.jpg)
- •Опасности президентства
- •Парламентская и президентская системы
- •Парадоксы президентской системы власти
- •Выборы по принципу "победитель получает все"
- •Испанский опыт
- •Стиль президентской политики
- •Проблема двойной законности
- •Вопросы стабильности
- •Фактор времени
- •Парламентаризм и политическая стабильность
Опасности президентства
Хуан Дж. Линц
Хуан
Дж. Линц (Juan J. Linz), действительный профессор
политологии и социологии Йельского
университета, известен своим вкладом
в изучение авторитарных и тоталитарных
систем, политических партий и элитных
групп, истории распада демократических
систем и перехода к демократии. В 1987
году ему была присуждена премия "Principe
de Asturias" за исследования в области
социальных наук. Приводимая ниже статья
основывается на работе, представленной
им в мае 1989 года на конференции в
Вашингтоне, округ Колумбия, которая
была организована Программой
латиноамериканских исследований
Джорджтаунского университета при
поддержке Фонда Форда.
По
мере того, как все большее число государств
обращается к демократии, проблема
альтернативных конституционных форм
и структур перестала представлять уже
чисто академический интерес. В столь
различных странах, как Чили, Южная Корея,
Бразилия, Турция и Аргентина, политики
и специалисты по конституционным
проблемам яростно спорят по поводу
преимуществ тех или иных типов
демократических режимов. В таких странах,
как Шри-Ланка, произошел переход от
парламентской к президентской конституции.
С другой стороны, огромное впечатление,
в первую очередь на латиноамериканцев,
произвел успешный переход в 70-е годы в
Испании от авторитаризма к демократии,
чему во многом способствовал сделанный
страной выбор в пользу парламентской
системы правления.
Испания
- отнюдь не единственный пример, где
парламентаризм продемонстрировал свою
силу. Огромное большинство стабильных
демократических режимов мира сегодня
являются парламентскими системами, при
которых исполнительная власть порождается
большинством в законодательных органах
и является дееспособной, лишь опираясь
на такое большинство.
Напротив,
единственной президентской демократией,
насчитывающей долгую историю
конституционной преемственности,
являются Соединенные Штаты. Конституции
Финляндии и Франции - это не президентские
системы в чистом виде, а некие "гибриды";
что же касается французской Пятой
республики, то в этом случае единого
мнения все еще нет. Кроме Соединенных
Штатов, лишь Чили в течение полутора
сотен лет до переворота в 70-х гг. удавалось
сравнительно спокойно существовать
при президентском правлении.
Конечно
же, парламентские режимы, особенно в
условиях ожесточенных межнациональных
конфликтов, тоже не застрахованы от
нестабильности. Свидетельство тому -
недавний исторический опыт Африки. Тем
не менее, если мы обратимся к опыту Индии
или ряду англоязычных стран Карибского
бассейна, то там даже при сильно
разобщенных обществах периодические
парламентские кризисы не перерастали
во всеохватывающие кризисы режимов, а
отстранение от власти премьер-министров
и кабинета вовсе не означало конца
демократии как таковой.
Основная
цель настоящей статьи - показать
закономерность успехов парламентских
демократий на протяжении всей истории.
Тщательный сравнительный анализ системы
парламентаризма и системы президентского
правления показывает, что в целом первая
все же чаще приводит к установлению
стабильной демократии, особенно там,
где глубоки политические расхождения
и существует множество политических
партий; парламентаризм выступает
гарантом сохранения демократии.