Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
клинические ситуации.doc
Скачиваний:
227
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
1.26 Mб
Скачать

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

Новые образовательные

И АТТЕСТАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

ВАРИАТИВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

с интегративными заданиями в тестовой форме

(с обоснованием правильных ответов)

Под редакцией проф. Г.М. Барера

Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию

вузов России в качестве учебного пособия

для подготовки к итоговой государственной аттестации

выпускников стоматологических факультетов

медицинских вузов

Москва ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ

2003

Авторы: Н.Д. Брусенина, В.П. Вашкевич, А.И. Ведеев, Е.А. Вол­ков, Ю.А. Гиоева, Л.В. Гришина, И.Б. Иконникова, Г.С. Николаева, И.Н. Николаева, Е.С. Петрина, Т.И. Позд­някова, М.Л. Половец, Е.В. Пустовойт, Т.А.Смирнова, СВ. Тарасенко, СВ. Холодов, Л.А. Цветкова.

Редколлегия: докт. мед. наук, проф. Г.М. Барер (отв. ред.), докт. пед. наук, проф. B.C. Аванесов, канд. мед. наук, доцент Н.Д. Брусенина, докт. мед. наук, проф. Т.И. Лемецкая.

ISBN 5-89004-151-7

Терапевтическая стоматология. Вариативные клини­ческие ситуации с интегративными заданиями в тес­товой форме (с обоснованием правильных ответов)

Учебное пособие для подготовки к итоговой государст­венной аттестации выпускников стоматологических фа­культетов медицинских вузов / Под ред. проф. Г.М. Ба-рера. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. -192 с, илл.

Сборник подготовлен в рамках проекта «Новые образова­тельные и аттестационные технологии». Автор и координатор проекта - проф. B.C. Аванесов.

Вариативные клинические ситуации помогают развивать клиническое мышление студентов, быстрее приобретать опыт ле­чения больных. В компьютерном варианте эти ситуации исключа­ют возможность списывания и другие формы искажения результа­тов, повышают объективность оценки знаний в процессе итоговой аттестации выпускников медицинских вузов.

В третьем выпуске использованы иллюстрации, ситуации стали вариативными и интегративными по содержанию. Кроме то­го, приведены обоснования правильных ответов.

Издание рекомендовано выпускникам стоматологических вузов и стоматологических факультетов в качестве учебного пособия для само­стоятельной подготовки к итоговой государственной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Флюороз (А.И. Ведеев) 9

Кариес (Е.А. Волков) 15

Периодонтит (СВ. Холодов) 26

Гингивит (И.Б. Иконникова) 35

Травма (Т.И. Позднякова) 47

Вирусные заболевания (И.Н. Николаева) 59

Кандидоз (Е.В. Пустовойт) 75

Стомалгия (Н.Д. Брусенина) 88

Глоссалгия (Н.Д. Брусенина) 92

Плоский лишай (МЛ. Половец) 99

Предраки (Л.В. Гришина) 109

ВИЧ-инфекция (Л.А. Цветкова) ....126

Стоматологические заболевания у детей

(В.П. Вашкевич, Ю.А. Гиоева, Т.А. Смирнова,

Е.С Петрина) 138

Ответы на задания клинических ситуаций и обоснование правильных ответов 155

Isbn 5-89004-151-7

НАУЧНА;; .*.

© Авторы, 2002 © ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы представляем Вам третий1 выпуск учебных клини­ческих ситуаций, подготовленный кафедрой госпитальной терапевтической стоматологии Московского государствен­ного медико-стоматологического университета, возглавляе­мой заслуженным деятелем науки РФ, доктором медицин­ских наук, профессором Г.М. Барером. Ситуации созданы для выпускников-стоматологов медицинских вузов, готовя­щихся к итоговой государственной аттестации. Можно, од­нако, надеяться, что технологический и методологический смысл данной работы выходит за пределы только этой спе­циальности ввиду того, что проект разработки интегратив-ных и вариативных клинических ситуаций с заданиями в тестовой форме для компьютерной оценки был задуман в качестве системы оценки знаний выпускников любого про­филя современного медицинского образования.

Основой для таких ситуаций стали тестовые техноло­гии, которые в наши дни повсеместно используются в це­лях обучения и контроля подготовки студентов. Активное применение клинических ситуаций соответствует мировым тенденциям в образовательном процессе - актуализации практической направленности обучения, органичному со­единению теории и практики, ускорению приобретения опыта навыков клинического мышления у молодых специа­листов. В число наиболее подходящих методов входит ис­пользование интегративных и вариативных клинических ситуаций, сопровождающихся компьютерным предъявле­нием заданий в тестовой форме.

Клиническая ситуация - это современный педагогиче­ский метод профессионального медицинского образования,

1 Первый выпуск - "Клинические ситуации в терапевтической стоматологии": Учебное пособие с заданиями в тестовой фор­ме / Под ред. ГМ.Барера. - М., 1999. - 90 с. Второй выпуск — "Терапевтическая стоматология: вариативные клинические ситуации с заданиями в тестовой форме": Учеб­ное пособие для подготовки к итоговой государственной ат­тестации выпускников стоматологических факультетов меди­цинских вузов / Под ред. Г.М.Барера. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.-272 с.

суть которого - проекция целостных фрагментов практики лечебной деятельности на процесс подготовки специали­стов. Такие ситуации оживляют и обогащают учебный про­цесс, делают обучение творческим, наглядным, полезным и поучительным, они интересны студентам и преподавате­лям. Опыт решения учебных ситуаций затем легко перено­сится в практику лечебной работы. Не случайно этот метод стал ведущим во многих отечественных и зарубежных об­разовательных учреждениях медицинского профиля. На За­паде он получил название «case studies».

Известно, что подготовка специалистов требует, поми­мо всего прочего, длительного времени для овладения практическим опытом лечебной деятельности. Анализ учебных клинических ситуаций служит сокращению этого времени, так как способствуют ускоренному приобретению лечебного опыта на ментальном уровне. Формирование психомоторных навыков опыта потребует, естественно, специальных тренажеров, электронных фантомов. Но это другая, хотя и не менее важная задача, которая отчасти так­же связана с тестовой технологией.

Профессиональный опыт врача связан с необходимо­стью овладения знаниями на уровне оперативной памяти. Иначе говоря, то, что надо знать врачу, надо знать точно, не сходя с места, сейчас и в любой другой требуемый момент. Можно даже говорить об уровне сформированности и структуре профессионального мышления как части опыта. Чем выше уровень такого мышления, тем лучше. Сюда вхо­дят способности понимать, быстро и точно принимать ра­циональные решения, опирающиеся на знания и имеющие наибольшую вероятность успешного лечения.

В этой связи уместно напомнить сентенцию: лечат многие, а вылечивают - только лучшие, которые знают, как писал Эсхил, не многое, но нужное, а потому скорее овла­девают практическим опытом лечебной работы.

Представленные в данном сборнике клинические си­туации позволяют соединить все три компонента в единый методический комплекс, помогающий еще на студенческой скамье активному формированию личности врача. Именно в этом и есть высший смысл и цель разработки клиниче­ских ситуаций. Реализации такого замысла помог взятый ранее курс на оснащение каждой ситуации системой зада-

ний в тестовой форме, что открыло дорогу к компьютер­ным технологиям проверки компетентности выпускников в процессе итоговой государственной аттестации. Обычная же лечебная и образовательная практика изобилует готовы­ми схемами лечения, к которым довольно легко и незамет­но привыкает ленивое и ограниченное мышление.

Учитывая вышесказанное, вниманию читателей пред­лагается новое издание учебных клинических ситуаций. Первое отличие данного материала — его интегративное содержание. Это означает, что знаний только терапевтиче­ской стоматологии недостаточно для успешного выполне­ния заданий в тестовой форме и что для успешного реше­ния необходимы также знания ортопедической, хиругиче-ской стоматологии и других дисциплин. Примененная здесь методика оказалась особенно актуальной в связи с общеми­ровой тенденцией перехода к подготовке врачей-стомато­логов общего профиля.

Второе отличие состоит в том, что сами ситуации ста­ли еще более вариативными. Это произошло за счет ис­пользования так называемой фасетной технологии, приме­ненной не только для разработки тестовых заданий2, но и для достижения вариативности содержания ситуаций. Ина­че говоря, появились возможности замены содержания од­ной ситуации содержанием другой, что исключает узкую подготовку выпускников к ответам на конкретное задание, а требует изучения общих принципов лечения.

Третье отличие заключается в появлении обоснования всех правильных ответов. Опытные методисты хорошо по­нимают разницу между просто заученным ответом и отве­том, правильно аргументированным. Смысл введения аргу­ментации заключается в усилении фундаментальной со­ставляющей учебного процесса: мало знать — что, как и сколько? Гораздо важнее при каждом ответе на вопросы да­вать еще и обоснование своего ответа. Ведь подлинно знающий — это не тот, кто интуитивно выбирает правиль­ные ответы, а тот, кто приучен ежедневно искать ответ на вопрос — почему это так? Тем самым решается задача сис­тематического приобщения студентов-медиков к культуре

Подробнее об этом см. в книге: АванесовB.C. Композиция тесто­вых заданий. — 3-е изд. — М.: Центр тестирования, 2002. - 249 с.

ФЛЮОРОЗ

Клиническая ситуация № 1

Пациентка 25 лет обратилась с жалобами на наличие пиг­ментированных пятен на зубах. Из анамнеза: со слов пациент­ки - изменение эмали отмечает с детства. Подобные измене­ния эмали отмечаются у родственников и знакомых, прожи­вающих с ней в одном регионе. При осмотре: эмаль всех зубов матовая, желтоватого оттенка, имеются множественные пиг­ментированные пятна. Прикус ортогнатический. Коронка зуба 11 полностью разрушена, поддесневая часть корня размягче­на, определяется пародонтальный карман глубиной 8 мм.