- •Новые образовательные
- •Isbn 5-89004-151-7
- •01. Поражение при данном заболевании
- •01. Описанная клиническая картина характерна для
- •01. Описанная клиническая картина характерна для
- •01. Описанная клиническая картина характерна для
- •08. Укажите правильную последовательность пломбирова ния зубов 33; 34 с применением светоотверждаемого пломбировочного материала
- •01. Данная клиническая картина характерна для
- •01. Данная клиническая картина характерна для
- •03. Причина этого заболевания
- •04. Для диагностики данного заболевания рентгенологиче ское исследование
- •06. Это заболевание называется
- •10. Лечение кариеса зубов проводится у данного пациента
- •01. Ранним клиническим признаком воспаления в десне является
- •01. Данный дефект называется
- •18. Коррекция психоэмоционального состояния больного пе ред операцией цистэктомии проводится
- •01. Данный дефект называется
- •17. На основании рентгенологической картины зуба 35 по ставлен диагноз
- •18. Показатели эод зуба 35 находятся в пределах
- •19. Консервативное лечение зуба 35 у данного больного включает распломбирование 1/3 корневого канала и его пломбирование
- •20. При невозможности распломбирования корневого кана ла у данного пациента проводят
- •01. Это заболевание красной каймы губ называется
- •01. Это заболевание красной каймы губ называется
- •01. Это заболевание слизистой оболочки полости рта называется
- •01. Это заболевание называется
- •01. Предварительный диагноз заболевания
- •01. Предполагаемые терапевтические диагнозы
- •15. Установленное терапевтическое заболевание дифферен цируют
- •01. Предполагаемые терапевтические диагнозы
- •02. Вероятные ортопедические диагнозы
- •01. Данное заболевание называется
- •02. Первичным элементом при этом заболевании является
- •16. В схему местной обработки очагов поражения ферменты
- •02. Первичным элементом при этом заболевании является
- •12. Для постановки диагноза имеет значение
- •01. Предполагаемые диагнозы заболеваний
- •20. 19.
- •24. При лейкоплакии санация полости рта включает
- •25. Средства общего и местного лечения лейкоплакии
- •04. Причины заболевания
- •02. Должен ли врач-стоматолог оказывать помощь вич-ин фицированному пациенту
- •04. При лечении зубов у данного пациента необходимо ис пользовать стоматологические наконечники
- •11. Для дезинфекции раны кожи используются
- •01. Интенсивность кариеса зубов у ребенка регистрируется индексом
- •05. Причинами диастемы могут быть
- •07. Для витального окрашивания пятен применяют раствор
- •08. Проницаемость эмали в области пятен
- •01. Основной диагноз
- •16. Этапы герметизации фиссур в правильной последова тельности
- •17. Заболевание языка может привести к осложнениям
- •01. Основной диагноз
- •109044, Москва, Крутицкий вал, 18.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический Центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Новые образовательные
И АТТЕСТАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ
ВАРИАТИВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
с интегративными заданиями в тестовой форме
(с обоснованием правильных ответов)
Под редакцией проф. Г.М. Барера
Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию
вузов России в качестве учебного пособия
для подготовки к итоговой государственной аттестации
выпускников стоматологических факультетов
медицинских вузов
Москва ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ
2003
Авторы: Н.Д. Брусенина, В.П. Вашкевич, А.И. Ведеев, Е.А. Волков, Ю.А. Гиоева, Л.В. Гришина, И.Б. Иконникова, Г.С. Николаева, И.Н. Николаева, Е.С. Петрина, Т.И. Позднякова, М.Л. Половец, Е.В. Пустовойт, Т.А.Смирнова, СВ. Тарасенко, СВ. Холодов, Л.А. Цветкова.
Редколлегия: докт. мед. наук, проф. Г.М. Барер (отв. ред.), докт. пед. наук, проф. B.C. Аванесов, канд. мед. наук, доцент Н.Д. Брусенина, докт. мед. наук, проф. Т.И. Лемецкая.
ISBN 5-89004-151-7
Терапевтическая стоматология. Вариативные клинические ситуации с интегративными заданиями в тестовой форме (с обоснованием правильных ответов)
Учебное пособие для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников стоматологических факультетов медицинских вузов / Под ред. проф. Г.М. Ба-рера. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. -192 с, илл.
Сборник подготовлен в рамках проекта «Новые образовательные и аттестационные технологии». Автор и координатор проекта - проф. B.C. Аванесов.
Вариативные клинические ситуации помогают развивать клиническое мышление студентов, быстрее приобретать опыт лечения больных. В компьютерном варианте эти ситуации исключают возможность списывания и другие формы искажения результатов, повышают объективность оценки знаний в процессе итоговой аттестации выпускников медицинских вузов.
В третьем выпуске использованы иллюстрации, ситуации стали вариативными и интегративными по содержанию. Кроме того, приведены обоснования правильных ответов.
Издание рекомендовано выпускникам стоматологических вузов и стоматологических факультетов в качестве учебного пособия для самостоятельной подготовки к итоговой государственной аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Флюороз (А.И. Ведеев) 9
Кариес (Е.А. Волков) 15
Периодонтит (СВ. Холодов) 26
Гингивит (И.Б. Иконникова) 35
Травма (Т.И. Позднякова) 47
Вирусные заболевания (И.Н. Николаева) 59
Кандидоз (Е.В. Пустовойт) 75
Стомалгия (Н.Д. Брусенина) 88
Глоссалгия (Н.Д. Брусенина) 92
Плоский лишай (МЛ. Половец) 99
Предраки (Л.В. Гришина) 109
ВИЧ-инфекция (Л.А. Цветкова) ....126
Стоматологические заболевания у детей
(В.П. Вашкевич, Ю.А. Гиоева, Т.А. Смирнова,
Е.С Петрина) 138
Ответы на задания клинических ситуаций и обоснование правильных ответов 155
Isbn 5-89004-151-7
НАУЧНА;; .*.
© Авторы, 2002 © ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы представляем Вам третий1 выпуск учебных клинических ситуаций, подготовленный кафедрой госпитальной терапевтической стоматологии Московского государственного медико-стоматологического университета, возглавляемой заслуженным деятелем науки РФ, доктором медицинских наук, профессором Г.М. Барером. Ситуации созданы для выпускников-стоматологов медицинских вузов, готовящихся к итоговой государственной аттестации. Можно, однако, надеяться, что технологический и методологический смысл данной работы выходит за пределы только этой специальности ввиду того, что проект разработки интегратив-ных и вариативных клинических ситуаций с заданиями в тестовой форме для компьютерной оценки был задуман в качестве системы оценки знаний выпускников любого профиля современного медицинского образования.
Основой для таких ситуаций стали тестовые технологии, которые в наши дни повсеместно используются в целях обучения и контроля подготовки студентов. Активное применение клинических ситуаций соответствует мировым тенденциям в образовательном процессе - актуализации практической направленности обучения, органичному соединению теории и практики, ускорению приобретения опыта навыков клинического мышления у молодых специалистов. В число наиболее подходящих методов входит использование интегративных и вариативных клинических ситуаций, сопровождающихся компьютерным предъявлением заданий в тестовой форме.
Клиническая ситуация - это современный педагогический метод профессионального медицинского образования,
1 Первый выпуск - "Клинические ситуации в терапевтической стоматологии": Учебное пособие с заданиями в тестовой форме / Под ред. ГМ.Барера. - М., 1999. - 90 с. Второй выпуск — "Терапевтическая стоматология: вариативные клинические ситуации с заданиями в тестовой форме": Учебное пособие для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников стоматологических факультетов медицинских вузов / Под ред. Г.М.Барера. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.-272 с.
суть которого - проекция целостных фрагментов практики лечебной деятельности на процесс подготовки специалистов. Такие ситуации оживляют и обогащают учебный процесс, делают обучение творческим, наглядным, полезным и поучительным, они интересны студентам и преподавателям. Опыт решения учебных ситуаций затем легко переносится в практику лечебной работы. Не случайно этот метод стал ведущим во многих отечественных и зарубежных образовательных учреждениях медицинского профиля. На Западе он получил название «case studies».
Известно, что подготовка специалистов требует, помимо всего прочего, длительного времени для овладения практическим опытом лечебной деятельности. Анализ учебных клинических ситуаций служит сокращению этого времени, так как способствуют ускоренному приобретению лечебного опыта на ментальном уровне. Формирование психомоторных навыков опыта потребует, естественно, специальных тренажеров, электронных фантомов. Но это другая, хотя и не менее важная задача, которая отчасти также связана с тестовой технологией.
Профессиональный опыт врача связан с необходимостью овладения знаниями на уровне оперативной памяти. Иначе говоря, то, что надо знать врачу, надо знать точно, не сходя с места, сейчас и в любой другой требуемый момент. Можно даже говорить об уровне сформированности и структуре профессионального мышления как части опыта. Чем выше уровень такого мышления, тем лучше. Сюда входят способности понимать, быстро и точно принимать рациональные решения, опирающиеся на знания и имеющие наибольшую вероятность успешного лечения.
В этой связи уместно напомнить сентенцию: лечат многие, а вылечивают - только лучшие, которые знают, как писал Эсхил, не многое, но нужное, а потому скорее овладевают практическим опытом лечебной работы.
Представленные в данном сборнике клинические ситуации позволяют соединить все три компонента в единый методический комплекс, помогающий еще на студенческой скамье активному формированию личности врача. Именно в этом и есть высший смысл и цель разработки клинических ситуаций. Реализации такого замысла помог взятый ранее курс на оснащение каждой ситуации системой зада-
ний в тестовой форме, что открыло дорогу к компьютерным технологиям проверки компетентности выпускников в процессе итоговой государственной аттестации. Обычная же лечебная и образовательная практика изобилует готовыми схемами лечения, к которым довольно легко и незаметно привыкает ленивое и ограниченное мышление.
Учитывая вышесказанное, вниманию читателей предлагается новое издание учебных клинических ситуаций. Первое отличие данного материала — его интегративное содержание. Это означает, что знаний только терапевтической стоматологии недостаточно для успешного выполнения заданий в тестовой форме и что для успешного решения необходимы также знания ортопедической, хиругиче-ской стоматологии и других дисциплин. Примененная здесь методика оказалась особенно актуальной в связи с общемировой тенденцией перехода к подготовке врачей-стоматологов общего профиля.
Второе отличие состоит в том, что сами ситуации стали еще более вариативными. Это произошло за счет использования так называемой фасетной технологии, примененной не только для разработки тестовых заданий2, но и для достижения вариативности содержания ситуаций. Иначе говоря, появились возможности замены содержания одной ситуации содержанием другой, что исключает узкую подготовку выпускников к ответам на конкретное задание, а требует изучения общих принципов лечения.
Третье отличие заключается в появлении обоснования всех правильных ответов. Опытные методисты хорошо понимают разницу между просто заученным ответом и ответом, правильно аргументированным. Смысл введения аргументации заключается в усилении фундаментальной составляющей учебного процесса: мало знать — что, как и сколько? Гораздо важнее при каждом ответе на вопросы давать еще и обоснование своего ответа. Ведь подлинно знающий — это не тот, кто интуитивно выбирает правильные ответы, а тот, кто приучен ежедневно искать ответ на вопрос — почему это так? Тем самым решается задача систематического приобщения студентов-медиков к культуре
Подробнее об этом см. в книге: АванесовB.C. Композиция тестовых заданий. — 3-е изд. — М.: Центр тестирования, 2002. - 249 с.
ФЛЮОРОЗ
Клиническая ситуация № 1
Пациентка 25 лет обратилась с жалобами на наличие пигментированных пятен на зубах. Из анамнеза: со слов пациентки - изменение эмали отмечает с детства. Подобные изменения эмали отмечаются у родственников и знакомых, проживающих с ней в одном регионе. При осмотре: эмаль всех зубов матовая, желтоватого оттенка, имеются множественные пигментированные пятна. Прикус ортогнатический. Коронка зуба 11 полностью разрушена, поддесневая часть корня размягчена, определяется пародонтальный карман глубиной 8 мм.