Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Бухучет в бюджетных организациях

.doc
Скачиваний:
613
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
267.26 Кб
Скачать

1.Организация и порядок ведения бюджетного учета.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета. Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (приложение N 4);

18 разряд - код вида деятельности:

бюджетная деятельность - 1;

приносящая доход деятельность - 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5).

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

2.Порядок исполнения бюджета учреждением, казначейская система исполнения бюджета.

Основные процедуры исполнения бюджетов регламентирует Бюджетный кодекс РФ, ст. 215- устанавливает казначейскую систему исполнения бюджетов. В соответствии с этой статьей на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, а также управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Сами же эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа “единства кассы”. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       В Бюджетном кодексе РФ определены основные процедуры исполнения бюджетов. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

По расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета. Нормами Кодекса установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Основными этапами санкционирования и финансирования являются:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;

  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

  • расходование бюджетных средств (процедура финансирования).

3. Учетная политика бюджетной организации.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. С принятием Инструкции №70н, а позднее Инструкции по бюджетному учету утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н, вести бюджетный учет в бюджетных учреждениях без применения учетной политики стало невозможным.

Бюджетные учреждения являются налогоплательщиками, и не только в случае, если они занимаются предпринимательской деятельностью, они обязаны формировать приказ по учетной политике для целей налогообложения.

Если бюджетное учреждение, на ряду со своей основной деятельностью, осуществляет предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, то одним из элементов учетной политики должен быть раздельный учет (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Порядок раздельного учета расходов, относящихся к обоим видам деятельности (деятельность, финансируемая из бюджета и предпринимательская деятельность), определен положениями п. 3 ст. 321.1 НК РФ. В этом пункте содержится перечень расходов за счет этих двух источников, которые трудно разделить прямым счетом, и поэтому применяется расчетный метод.

Принятая учетная политика должна быть оформлена в виде приказа.

В приказе по учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета в обязательном порядке утверждаются:

1. Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции №25н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения.

4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах.

5. Правила документооборота.

6. Технология обработки учетной информации (достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет).

7. Методы оценки активов и обязательств учреждения.

8. Метод списания материально-производственных запасов.

9. Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов.

10. Порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности.

11. Порядок учета в филиалах бюджетных учреждений.

12. Способ признания коммерческих расходов.

13. Порядок выдачи денежных средств под отчет, в котором должен быть определен:

- круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

- предельный размер подотчетных средств;

- сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата.

14. Вопросы ведения кассовых операций.

15. Порядок списания ГСМ.

16. Порядок списания канцелярских принадлежностей.

17. Вопросы организации и сроки хранения учетных документов.

Общие требования к организации и ведению налогового учета налогоплательщиками – бюджетными организациями регламентируются главой 25 НК РФ. В соответствии с положениями статьи 313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

4. Структура бюджетных счетов.

План счетов утвержден инструкцией №25Н. Счета бюдж. учета не закрываются в обычном понимании. Предусмотрены только счета активные или только пассивные. Активные сч.- по Д обозначают увеличение сч. (ему присвоен свой номер) , а по К обозначают уменьшение счета (ему присвоен свой номер, отличный от основного тремя последующими знаками). Структура б.с. включает в себя 26 знаков. Первые 20 знаков- это КБК. 1-3 цифры- код ведомственной классификации (министерства, агенства, службы, т.е. главные распорядители. 4-17- коды функцион. Классификации расходов бюджетов. 18- код вида деятельности (1- бюдж. деят., 2- деят., приносящая доход, 3- средства, находящ. во временном распоряжении). 19-21- код синтетического счета(19- №раздела плана счетов, 20-21- порядковые номера подраздела внутри каждого раздела). 22-23- код аналитического счета (№ по порядку внутри каждого подраздела). 24-26- показывает код классификации операций сектора гос. управления (КОСГУ). Такое построение счета создает возможности для ведения детализированного аналитического учета и формирует основу для перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. Забалансовые счета кодируются двумя цифрами(арендованные ОС – сч 01, мат ценности, принятые на ответственное хранение- сч 02). На счетах этой группы в стоимостной оценке учитывается наличие и движение ценностей, не принадлежащих учреждению. Учет хоз операций на забалансовых счетах ведется внесистемно, без применения двойной записи. Аналитический учет ведется по видам имущества обязательств и по собственникам.


5. План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

План счетов утвержден инструкцией №25Н. Состоит из 5 разделов и забалансовых счетов.

1 раздел- Нефинансовые активы- ОС (010100000), непроизводственные активы(010200000), амортизация(01040000010, НМА(010300000), материальные запасы(010500000), капитальные вложения.

2 раздел -Финансовые активы- Денежные средства всех видов, денежные документы, финансовые вложения, все виды дебиторской задолженности, включая бюджетную (ден ср-ва учреждений- 020100000, расч по выдан авансам- 020600000, расч с подотчетн лицами-020800000, расч по недостачам- 020900000, расч с проч дебиторами-021000000).

3 раздел- Обязательства- Кредиторская задолженность учреждений всех видов по оплате труда, поставщики, подрядчики(расч с поставщ и подрядч-030200000, расч по платеж бюдж- 030300000, расч с депонентами-030400000, расч по удержан из ЗПЛ-030403000).

4 раздел- Финансовый результат –Объединены сч , предназначенные для отражения положительных либо отрицательных разниц между доходами и расходами учреждений: результат деятельности за текущий год, предыдущих лет, доходов будущих периодов, результат по кассовому исполнению бюджета и др. (финанс. Результат учреждений- 040100000).

5 раздел-Санкционирование расходов бюджета- Лимит получения и передачи бюджетных обязательств, а также бюджетных ассигнований. Учет на счетах этого раздела ведут распорядители бюджетных средств и органы казначейства ( лимиты бюдж обязат- 050100000, принятые бюдж обязат текущ года- 050200000, бюдж ассигнования-050300000).

Забалансовые счета- счета для учета обеспечения исполнения обязательств гос. и муниципальн. гарантий, арендованных ОС, невыясненных поступлений в бюджет и др. На счетах этой группы в стоимостной оценке учитывается наличие и движение ценностей, не принадлежащих учреждению (арендованные ОС – сч 01, мат ценности, принятые на ответственное хранение- сч 02). Данные таких счетов не учитываются при подготовке бухгалтерского баланса.

6. Регистры бюджетного учета.

Для ведения бюдж. учета в учреждениях применяются специальные регистры, согласно Инструкции №25н и Приказа №123н.

Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету.

Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

К регистрам бюджетного учета относятся:

- инвентарные карточки,

- описи,

- инвентарные списки - оборотные ведомости,

- накопительные ведомости,

- книги учета,

- карточки накопительного и суммового учета,

- книги регистрации,

- реестры,

- книги аналитического учета,

- карточки учета средств и расчетов,

- ведомости учета,

- журналы учета,

- инвентаризационные описи,

- журналы операций,

- главная книга.

Основными регистрами бюджетного учета в учреждении являются журналы операций (форма 0504071), в которых в хронологическом порядке отражаются все осуществляемые финансово-хозяйственные операции.

1) Журнал операций по счету «Касса»:

2) Журнал операций с безналичными денежными средствами:

3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами:

4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками:

5) Журнал операций расчетов по оплате труда:

6) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов:

7) Журнал операций по расчетам с дебиторами по доходам;

8) Журнал операций по прочим операциям:

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Одним из важнейших регистров бюджетного учета является Главная книга, форма 0504072.

В Главной книге обобщаются данные всех учетных регистров бюджетного учреждения.

7. Понятие и структура нефинансовых активов.

К нефинансовым активам относятся: Основные средства, непроизведенные активы, нематериальные активы, Амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути.

Счет 010000000 "Нефинансовые активы" Понятие «нефинансовые активы»  даёт ПРИКАЗ

от 10 февраля 2006 г. N 25н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ»

 Под нефинансовыми активами в бюджетном учете понимаются все средства бюджетного учреждения (кроме денежных средств, финансовых вложений и т. п.), имеющие материально-вещественную форму, в том числе:   -Счет 010100000 "Основные средства"

-Счет 010201000 "Нематериальные активы"

-Счет 010300000 "Непроизведенные активы",

Учет объектов непроизведенных активов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010301000 "Земля";

010302000 "Ресурсы недр";

010303000 "Прочие непроизведенные активы".

-Счет 010500000 "Материальные запасы"

Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010501000 "Медикаменты и перевязочные средства";

010502000 "Продукты питания";

010503000 "Горюче-смазочные материалы";

010504000 "Строительные материалы";

010505000 "Мягкий инвентарь";

010506000 "Прочие материальные запасы";

010507000 «Готовая продукция»

     При формировании положений Инструкции по бюджетному учету порядок отражения в учете бюджетных учреждений имущества, отнесенного к нефинансовым активам, претерпел серьезные изменения, в результате которых были решены проблемы, существовавшие в предыдущей системе бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Также была осуществлена некоторая унификация правил ведения бюджетного учета в соответствии с общими принципами организации бухгалтерского учета в РФ.      Структура отражаемых в бюджетном учете финансовых активов и обязательств включает счета бюджетного учета как для отражения операций по методу начисления в бюджетных учреждениях, так и по кассовому обслуживанию исполнения бюджета в соответствующих органах исполнительной власти и федерального казначейства.      В части организации бюджетного учета в бюджетных учреждениях следует отметить, что, несмотря на то, что основным методом исполнения бюджета является казначейский (при котором учреждению не открываются собственные счета в банках, а все их расчеты осуществляются органами федерального казначейства через открытые в них данным учреждениям лицевые счета), в практике бюджетных учреждений ограниченно применяется и кассовый метод исполнения бюджетов (т. е. с использованием собственных счетов учреждений в банковских организациях).     

8. Понятие основных средств, их состав и группировка.

К объектам основных средств бюджетных организаций относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов ОС со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС).

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1000 рублей включительно, а также библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.

Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.

Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ) на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010101000 "Жилые помещения";

010102000 "Нежилые помещения";

010103000 "Сооружения";

010104000 "Машины и оборудование";

010105000 "Транспортные средства";

010106000 "Производственный и хозяйственный инвентарь";

010107000 "Библиотечный фонд";

010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия";

010109000 "Прочие основные средства".


9. Оценка и переоценка основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС).

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бюджетному учету.

Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:

принятие к бюджетному учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства и кредиту счета 010601410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства";

Выбытие основных средств оформляется следующими бухгалтерскими записями:

выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", счета 010604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" и кредиту счетов 010104410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования", 010105410 "Уменьшение стоимости транспортных средств", 010106410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря", 010109410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств";

10. Порядок начисления и учета амортизации основных средств.

Для отражениия сведений аморт-ции ОС и НА в бюд-ом учете испол-ют сч. 010400000 «Аморт-ция». Аморт-ция начисляется в след. порядке:

1) на объекты ОС стоимостью до1000 р. А также драг. металы, библиотеч. фонд. аморт-ия не начисляется.;

2) на объекты ОС и НА стоим-тью от 1000р. До 10000р. аморт-ия начис-ся в 100% размере балан-ой ст-ти при передаче объекта в эксплуатацию.

3) на объекты ОС и НА ст-ть свыше 10000р. амор-ия начис-ся в соот-ии с расчетами в устан-ом порядке нормам.

В соответствии с инстр-ей, расчет годовой суммы ОС и НА производится линейным способом, путем умножения балансовой ст-ти объектов ОС и НА на годовую норму аморт-ции.

Год-овая норма амор-ции ОС опр-ся исходя из срока пол-го исполь-ния этих объектов. Срок пол-го исп-ия регул-ся постнов-ями.

Бюдж-ые учреждения не могут самостоятельно устан-ть срок полезного испол-ия имущ-ва. В соот-ии с Постан-ем Прав-ва РФ«О классиф-ии ОС,включ-мых в аморт-ные групы», для тех групп, которые не указаны в аморт-ных группах, срок полез-го испол-ия устан-ся учреж-ем в соот-ии с тех-ми усл-ми или реком-ями орган-ий изгот-ей.

Если ОС были получ. Безвозме-дно срок их полез. дейст. опред-ся по след. правилам:

1) получ-х от учреж-ий бюдж-ой сис-мы РФ и от гос-ых муниц-ых орган-ий – с учетом сроков фактич. эксп-ции и ранее начис. суммы аморт-ии;

2) получ-ых от иных юр. и физ .лиц – исходя из рыно

-чной ст-ти объекта и сроков эксп-ции, устан-ых комис-ей учреж-ия.

Начис-ние аморт-ия на ОС и НА нач-ся с первого числа месяца, след-го за меся-цем принятия этого объек-та к бюджетному учету, произв-ся до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бюдж-го учета. Начис-ие амор-ии не может провод-ся свыше 100% ст-ти объектов ОС и НА. В тоже время начис-ие амор-ии в размере 100% ст-ти на объекты, к-рые пригодны для дальн-шей экспл-ии, не может служить основанием для списания их по причине полной амор-ии

11. Аналитический учет и инвентаризация основных средств.

Аналит. уч. ОС ведется в соот-и с Инструкцией по бюдж-му учету, утверж. приказом Минфина РФ. В соот-ии с ФЗ «О БУ» факт хоз-ой операции подтв-ся первич-м учет-м док-ом. Оприх-ые ОС осущ-ся на осн-ии товарных и др. накладных. Состав-ся акт со всей инф-ей об ОС после чего он с прилож-ой тех-ой док-цией, перед-ся в бух-ию, на осн-ии, к-рых открыв-ся инвент-я карточка учета ОС по форме №ОС-6. В них указ-ся наз-ие объекта и его хар-ка. При выбытии ОС оформ-ся акт о выбытии ОС №ОС-4. Аналитич уч. ОС ведется на инвентар. карточках. Они ведутся по кажд-у инвент-му объекту. Эти карточки рег-ся в описи инвентарных карточек по учету ОС и хранятся в картотеке бух-рии. Инвентаризация провод-ся учреж-м в соот-ии с нормативными правовыми актами Минфина РФ (ФЗ, методч. указания) Порядок и сроки провед-ия инвен-ии опр-ся рук-лем орган-ии, за искл. Когда инвен-ия обязат-на. Инвен-ия обяз-на: 1) при передаче имущ-ва в аренду,выкупе,продаже, преобразо-нии предпр-ия; 2) перед состав-ем годовой бух-рии отчет-ти; 3) при смене матер-но ответственных лиц; 4) при выявл-ии фактов хищения, порчи имущ-ва; 5) в случае стих-ийного бедствия пожара или др. чрезвыч-х ситуациях; 6) при реор-ганизации или ликвидации орган-ции; 7) в др. случаях, предусмо-тренных закон-ом РФ. При коллек-ой матер-ой ответс-ти инвент-ия провод-ся при смене руков-ля коллек-ва, при выбытии из колл-ва более 50%. Порядок проведения инвент-ии должен быть закреплен в учетной политике орган-ии. Для проведения инвент-ии должна быть создана постоянно действ-ая комис-сия, состав к-рой утвер-ся рук-лем орган-ии. Руководитель организа-ции должен создавать усл-я для проведения точно проверки. Инве-ции подверг-ся все имущ-во орган-ии и все виды ее фин-ых обяз-в, это сплошная. Может проводиться выборочная инвент-ия, в ходе к-рой проверяется какая-либо часть имущ-ва. Обяз-но присутст-вие матер-но ответс-ых лиц. Перед инвент-ией необ-мо все опломби-ровать. Комиссия взвеши-вает, пересчитывает все имущество организации. ТМЦ заносят в опись по каж-му отд-му наименов-ию, с указанием вида, группы, и др. необхо-ых данных.При инвен-ии необходимо также правильность оценить их ст-ть.

12. Понятие и оценка нематериальных активов.

Пунктом 23 Инструкции №25н установлен порядок отнесения объектов к нематериальным активам (НМА). К НМА по определению, относятся объекты, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям: - у объекта отсутствует материально-вещественная структура; - имеется возможность идентификации объекта от другого имущества; - объект используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения; - срок полезного использования объекта, превышает 12 месяцев; - не предполагается последующая перепродажа данного имущества; - наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау). Объекты НМА отражаются в учете по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость НМА определяется как стоимость фактических затрат на их приобретение (изготовление), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками. Исключение составляют НМА, приобретенные (изготовленные) в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. В этом случае НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, может быть предъявлен к вычету. Стоимость приобретения (изготовления) нематериальных активов включает в себя: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу); - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нематериальных активов; - таможенные пошлины, регистрационные сборы, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя; - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены объекты нематериальных активов, в соответствии с условиями договора; - иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов и доведением их до состояния, пригодного к использованию в установленных целях; - расходы по изготовлению (материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и так далее).

Если НМА были получены учреждением на безвозмездной основе, то их первоначальная стоимость определяется исходя из рыночной стоимости этих объектов на дату принятия к учету.Все расходы учреждения, связанные с формированием первоначальной стоимости объектов нематериальных активов при их поступлении, предварительно собираются на счете 0 106 02 320 «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы». Изменение первоначальной стоимости объектов нематериальных активов производится лишь в случаях модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов нематериальных активов. Бюджетные учреждения проводят переоценку стоимости объектов нематериальных активов в сроки и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ. Переоценка производится путем пересчета их балансовой стоимости по состоянию на начало отчетного года и сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов на установленный коэффициент. Каждому объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах.