- •1.Людина, як предмет філософського аналізу.
- •10. Основні етапи філософського осмислення культури.
- •11. Средневековая философия. Основные идеи и принципы
- •26. Исторические типы мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм.
- •27. Проблема свідомості у філ-ї
- •32. Схоластика і патристика.
- •33. Основні концепції походження людини.
- •50. Основні течії філософії хіх-хХст.
- •53. Прагматизм Філософії хіх-хХст.
- •54. Філософія як форма суспільної свідомості. Філософія і право.
- •55. Чим відрізняеться розуміння свідомості філософії Нового часу та середньовіччя.
- •56. Уррационализм XIX-XX ст. (Шопенгауер, Ніцше)
- •57. Поняття культури. Структура і функції культури.
- •58. Проблема людської свободи.
- •62. Постмодернизм как основное философское направление 20 столетия
- •65. Гуманистическое направление Эпохи Возрождения
- •66. Культура и антикультура
- •67. Концепция "Сверхчеловека" ф.Ницше
- •68. Научная революция и ее влияние на развитие философии
- •69. Природа человека и сущность ее существования
- •70. Какие функции научной картины мира
- •71. Диалектичная система г.Гегеля
- •72. Человек и личность в мире культуры
- •73. Категории "Бытия", "сущность", "сущее" - их взаимоотношения в философии
- •74. Антропологический материализм л.Фейербаха
- •75. Человечество перед лицом глобальных проблем
- •76. В чем смысл философской категории "бытия"?
- •77. Философия жизни (Ницше, Фройд)
- •78. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира
- •79. Эмпиризм та рационализм в философии Нового времени
- •80. Философская мысль Киевской Руси
- •81. Взаимоотношения общества и природы
- •82. Почему Августина Блаженного называют "отцом Церкви" ? Какое его значение в истории философии?
- •83. Философия Украинского Возрождения
- •84. В чем проявляется богатство внутреннего мира человека?
- •85.Сравнительная характеристика философии стоиков, епикурийцев и скептиков
- •86. Философия украинской национальной идеи (и.Франко, м.Дрогоманов )
- •87. Ценности: основные концепции, классификация и функции
- •88. Значение учений Платона и Аристотеля для Западной философии
- •90. Как соотносятся понятия индивид, индивидуальность, личность?
1.Людина, як предмет філософського аналізу.
В рамках фил. чел. может пониматься как некая био социальная целостность, генетически и социал. обусловленная развитием природы и обществ. Так данное положение связано с двуединой моделью чел., специфика которого обеспеч. сложным переплетением двух типов потребн.: биол. и соц-ных.Наиболее классической фил. считается триединая модель человека, которая предполагает его рассмотрение в единстве следующих составляющих: 1)Тело.2)Душа.3)Дух. Идея тела в фил. отсылает к природным основ. Чел-кого бытия. Именно на уровне тела осущ. первичная жизненно необход. связь чел. и природы, фиксируются его особенности как биол-го вида. Но не смотря на генетическую и функциональную обусловленность тела в не меньшей степени выступает как продукт соц. и культ. эволюции, в результате чего в фил. под телом понимается микрокосм, воспроизводящий в миниатюре структуру универсума. Душа, по мнению философов, – это особая жизн-ая энерг. тела, которая будучи сама бессмертна отчерчивает сроки земного сущ. Чел. Динамика души совпадает с пульсацией между телом и космосом, между чел. и Богом. Будучи ответственно за процессом жизни и смерти душа определяет чел. судьбу, его волю и характер. Понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего. Сфера бытия духа – это царство челов-ой культуры, совокупностью её универсальных смыслов, значений и идеалов. В основу человеческого духа обычно укладывают разум и социальность.
2.Особливості філ-ї стародавньої Індії.
Большинство фил систем др Индии пессимистичны. Они указывают на зло и на его причину в мире. Рассматривая жизнь как трагедию, инд фил-я говорит не только о причине страданий, но и о самом страдании. Школы: 1) Джаинизм – утвержд что источники мира – земля,вода, воздух,огонь.; в живых телах сущ души, которые могут обрести счастье, избавившись от кармы. 2)Буддизм- будда утв что страдание сущ во всех формах существования; наши желания – причины страданий, их можна избежать, отказавшись от желаний.
3)Позитивізм і неопозитивізм. Основні ідеї
Позитивизм. Основатель – О.Конт. осн черта позитивизма – цель челов усилий – признание всех явлений подчиненными естественными науками. Дж.Милль утв что мир мы познаем через ощущения, а простые идеи, рожденные ощущениями, разум комбинирует в сложные. Цель жизни – достижение счастья. Осн идея Г.Спенсера – стремление примирить веру и знание, науку и религию. Задача фил-и систематизировать научные знания. Неопозитивизм возник в нач 20-х гг ХХст. Представители: Рассел, Мур, Шлик. С точки зрения, мир есть совокупность фактов. Ощущения – единственная реальность, единственный достоверный источник знания.
4.Філ-я, її предмет та роль у суспільстві
Фил-я – глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости. Назначение – помочь челов избрать жизн путь, определить смысл жизни. Предметом явл место челов в мире, природе, социуме и его отношение в этом мире. Фил-я имеет единую сущность. Она изуч то, что нас объединяет.
5.Особливості філ.-ї стародавнього Китаю.
Фил-я в Китае – это прежде всего этика и политика. Школы: даосизм . основ – Лао Цзы. Основой бытия явл дао(путь)-основа всего сущего. Дао порождает Инь и Ян, из которых образ все существующее. Гл цель – указать путь к средоточию жизн опыта, верную жизн ориентацию. После смерти челов дух гибнет, вливаясь в дао. Конфуцианство. В центре – проблемы этики, воспитания человека. Высшая сила – небо, а воля неба – судьба. Кит буддизм. Идеи – основу мира сост сердце, сознание челов сущ вечно, жизнь челов – это перерождение его души.
6. Філ антропологія як напрямок сучасної філ-ї.
Основ – М.Шеллер. представ: Гелен, Роттхаккер, Плейснер. Утвержд что первейшим объектом фил исследов должен стать челов. Одной из гл ценностей челов антропологи утв любовь. По Шеллеру наивычшая любовь – к богу. Гелен пришел к выводу что исходны качеством челов явл незавершенность. Таким обр, к безусл достижениям фил антропол след отнести акцентирование проблему челов для совр общества и фил-и, а также попытки включить в осмысления челов все его качества, способности и проявления.
7. Філ-я і світогляд
Фил-я – глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости. Предметом фил-и явл место челов в мире, природе, социуме и его отношение в этом мире. Отношение челов к миру назыв мировоззрение. Оно осущ на двух уровнях: чувствительном, умственном. Этапы развития мировоззр: обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное.
8. Антична філ-я
Осн вопрос фил-и – общие вопросы развития природы, общества, самого человека, но в отличии от конкретных наук, суть этих вопросов сводится к самой общей постановке. В совокупности всех концепций, господствующих в античности, на первом месте была фил сис-ма – космоцентризм. Периоды: досократовский(милетская школа ,элейская, пифагорейская), Классический(софисты, Платон, Сократ), Эллинистический(скептики, эпикурейцы, стоики).
9. Філософія життя.
Проблема смысла жизни важна для каждого человека.Безусловно,правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих объективных и субъективных факторов.Знач. роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности-воля,характер,рассудительность,практичность.Сократ смысл жизни видел в счастье,достижение котрого связанно добродеятельной жизнью,трепетным отношением к законам,прнятым государством,знаним навставенных понятий.Кант видел смисл жизни в следовании принципам нравственного долга.Феербах в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу.Философия жизни изначально была нацелена на критическое переосмысление всей прошлой философии, исходя из примата жизни над истиной. При этом утверждалось, что как нет ни одной безусловно ценной истины, так нет и ни одной безусловно истинной ценности.