- •1. Эффекты группы: сдвиг риска.
- •2. Вхождение в группу – инициация.
- •3. Семья как малая группа.
- •4. Эксперименты показывающие, как власть изменяет поведение людей (Капанис и др.).
- •5. Групповая сплоченность.
- •6. Социально-психологические исследования чувств (виды любви).
- •7. Взаимозависимости факторов социальной успешности (конформность и личностные черты).
- •8. Психоаналитический и коллективистский (Донцов) подходы к исследованию развития групп.
- •9. Иерархия и Лидерство в группе.
- •10. Личностные качества успешности в группе.
- •11. Факторы успешности в группе, выводимые из новых теорий.
- •12. Групповое давление - конформизм.
- •13. Когнитивный диссонанс.
- •14. Социометрия.
- •15. Использование эффектов когнитивного диссонанса в социальном управлении (эксперименты Аронсона, Миллса и др).
- •16. Социальные аспекты личности (понятия и характеристики)
- •17. Когнитивный диссонанс: его связи с эффектами стимула и изменения установок.
- •18. Системы социальной регуляции больших и малых групп (законы, ритуалы, обряды, мода).
- •19. Казуальная атрибуция.
- •20. Большие группы (понятия и характеристики)
- •21. Казуальная атрибуция: эффекты усиления и ослабления приписываемой причины.
- •22. Общение индивидов и в группе (понятия и характеристики)
- •23. Воздействия в процессе общения.
- •24. Основные направления исследования малых групп (понятия и характеристики)
- •25. Исследования соотношения информационного и эмоционального компонентов в общении.
- •26. Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла.
- •27. Социальные аспекты личности (системы ценностных ориентаций, социальные установки)
- •28. Методы социальной психологии.
- •29. Социальные установки и их модификация (экспериментальные исследования).
- •30. Предмет социальной психологии.
- •31. Конфликты и способы их разрешения.
- •32. Истоки социальной психологии.
- •33. Исследование установок направленных на себя (self-attitudes test).
- •34. Психологическая и иная совместимость в малой группе на примере семьи.
- •35. Типы способов разрешения конфликтов по Томасу.
- •36. Информационные и смысловые компоненты общения.
- •37. Когда и почему возникают непроизвольные информационные искажения.
- •38. Взаимодействие индивидуального хочу и социального надо (по исследованиям Фишбайна и Ядова )
1. Эффекты группы: сдвиг риска.
Эксперимент Дж.Стонера (про писательницу). Групповые решения оказываются более рискованными, чем индивидуальные. Во время обсуждений мнения сближаются, и точка схождения располагается ниже, чем усредненное исходное мнение всех членов группы.
Эффект сдвига риска не всегда явл. универсальным, после обсуждения некоторых дилемм люди становятся более осторожными (Роджер, отец семейства). Имеет место тенденция усиления исходных склонностей индивидов после группового обсуждения, называемое феноменом групповой поляризации: обсуждение обычно усиливает усредненную предрасположенность группы (Серж Московичи, Марис Заваллони).
2. Вхождение в группу – инициация.
Инициация (от лат. инитио - начать) - совокупность обрядов, которая приводит к возникновению новой социальной позиции, статуса и роли. первоначально относилась к институту посвящения (в традиц. обществах), затем стал использоваться различными тайными обществами. И. - регламентировалась посвятительскими ритуалами в к-л. реально существующую группу, организацию. Ритуал - спец. действия, с пом-ю кот. вырабатываются нормы общественного поведения. выполняют функцию сплочения группы. Важную роль играет специфика группы, ее структура, иерархия в ней и др. параметры.
3. Семья как малая группа.
Семья явл. результатом тотальной конкуренции М за Ж, а Ж за М. Когда союз м/д М и Ж становится устойчивым, в б-ве общ-в обеспечивается соц. признание этого союза – вступление в брак.
Семья – высшая групповая сплоченность.
Зельдич и Парсон:
Особенность семьи – внутреннее распределение обязанностей. Согласно их исследованиям, семьи тем сплоченнее, чем больше это распределение учитывает индивидуально-психологические х-ки:
инструментальные, сильнее выражены у М (добывание хлеба);
экспрессивные, у Ж (связано с чувствами).
4. Эксперименты показывающие, как власть изменяет поведение людей (Капанис и др.).
Капанис – амер. психолог. «Власть разрушает?», 1972г.
Эксперимент: Комната, разделенная стеклянной перегородкой, с одной стороны менеджеры (случайные люди), с другой подчиненные.
I группа менеджеров могла обещать, материально поощрять работников.
IIгр. – угрожать, переводить на другую работу.
IIIгр. – угрожать, понижать з/п.
IVгр.(контрольная) – только уговоры по микрофону.
Требовалось выяснить следующие вопросы:
Какие средства используют в разных группах.
Насколько эффективны эти средства.
Каково мнение менеджеров относительно рабочих.
Результаты:
I-III группы – 16% использовали поощрение, остальные – прямые угрозы и лишения. Мнение менеджеров о рабочих в 28% осталось положительным, > чем в 70% отрицательным. Производительность одинаковая. В контрольной группе абсолютное б-во использовали поощрение и просьбы. Производительность такая же, мнение положительное >, чем в 70 случаях.
Вывод: Если среднего чела наделить властью, он почти не прибегает к поощрению, действует наказанием, старается сохранить или увеличить социальную дистанцию. Эти люди начинают резко хуже оценивать людей.
5. Групповая сплоченность.
Группа(по Кеттелу) – совок. индивидов, в кот. существование всех используется для удовлетворения к-л потребности каждого.
Групповая сплоченность– то, насколько члены группы связаны м/д собой паутиной чувств. Степень сходства личностей и точек зрения, подходов, кот. они проявляют при решении проблем.
Считается как функция кол-ва взаимных выборов членов группы. Она тем больше. чем плотнее коммуникативная сеть и паутина чувств.
Картрайт Херрери:
Клика – подгруппа в малой группе, члены которой связаны между собой сильнее (кол-во взаимных выборов больше), чем со всеми остальными ее членами. (В группе д.б. взаимоположительные и взаимоотрицательные выборы)