Конспект лекции №1 преподавателя Орехова
.docСоц. психология (Орехов Александр Николаевич)
Предмет, методы и истоки соц. психологии
Соц.психология начала развиваться в конце 19 в. Сп изуч чела внутри группы, взаимод., обусловленое чувствами, мыслями;
1) взаимод людей;
2) личные особ и св-ва людей важные с т.зр соц.взаимод.;
3) разитие соц.совок., порождаемое личными св-вами их участников.
Специфический метод СП: социометрия (социография) призвана исследовать
Паутину чувств -- незримые нити, связывающие людей. Чем она плотнее, тем лучше соц.взаимод. между людьми.
Истоки СП (идеи).
1) Первые идеи касались "духа целого народа" (Лазарус, Штейнталь, конец 19в). 1860-1990г - журнал "Психология народов и языкознания"
"Своеобразие народа и его культуры порождено своеобразием духа этого народа."
2) В 1895г Лебон "психология народов и масс".
Масса -- безликая совокупность людей, особенность - утрата способности к наблюдению --> обезличивание (если чел не м наблюдать, то не может отличить себя от других); резкое преобладание ч-в над разумом (подвержена влияниям, полная утрата логики, утрата ч-ва личной ответственность, контроля над страстями). Вывод: масса не м сущ без вождей или элиты.
3) Первое рук-во психологам было разработано 1897 Дж. Болдуин:
Сущ 2 вида наследств.: -естественная;
-социальная (передача форм поведения, думания, общения путем подражания).
Всякое общ-во строится на обмене внушениями м/д его членами. Оно регул взаимоотнош людей. Если вы способны что-то внушить общ-вом, вы м управлять общ-вом.
4) МакДугл. Введение в СП.
- Любым соц.поведеним людей управляют врожденные инстинкты.
- Сущ принцип целесообразности, кот подчинено соц.поведение чела
- Вся жизнь это стремление к цели. Цели порождены инстинктами, кот управляются эмоциями, в кот разряжается нервная энергия; каждому из осн инстинктов соотв набор эмоций (инстинкту борьбы соотв гнев и страх; бегства -- ч-во самосохранения; воспроизведения рода -- женская робость и ревность)
Направления развития
1) Исследования развития групп (больших и малых). Вопросы:
- каковы х-ки членов гр, обеспечивающие ее мах быстрое рзвитие (динамику), каковы фазы или стадии процесса группового развития, какие лидерские кач-ва препятствуют и способствуют гр развитию; в каких усл развитие социальное, а в каких асоциальное.
- взаимосвязь соц.успешности и личностных кач-в чела.
- принятие и отвержение соц.ролей, их развитие и взаимод. Особ интенсивно развивается ролевая диссоциация (потеря себя среди своих соц.ролей)