Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Антокольская М. В. - Семейное право - 2000.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Глава 19. Имущественные отношения супругов 151

и в течение длительного времени не обращается к другому бывшему супругу с требованием о разделе имущества. В течение всего этого периода он не знает и не может знать о нарушении своего права, по­скольку для этого необходимо, по крайней мере, потребовать те или иные вещи и получить отказ.

Сторонники того мнения, что течение исковой давности начинает­ся в момент развода, считали, что сам факт прекращения совместной жизни супругов обычно приводит к тому, что один из них не может осуществлять свое право по владению и пользованию имуществом, и поэтому с этого момента можно полагать, что его право собственности нарушено.

Однако это не совсем так. Собственник имеет право не осущест­влять свое право собственности. До тех пор, пока он не узнал, что другой супруг препятствует осуществлению им права собственности, нельзя считать, что его право собственности нарушено. В результате создается правовая неопределенность, которая может продолжаться сколь угодно долго. Один из бывших супругов может обратиться к другому с требованием по поводу имущества, например через 10 лет. После получения отказа он узнает, что его права нарушены, и имеет еще три года для предъявления иска. В течение всех этих 13 лет второй супруг будет жить под угрозой раздела.

При разделе имущества определяются доли, причитающиеся каж­дому из супругов. В соответствии со ст. 39 СК доли супругов призна­ются равными, если иное не предусмотрено договором между ними. Как уже отмечалось ранее, на равенство долей не влияет размер вло­жений каждого из супругов в приобретение общего имущества. Однако при определенных обстоятельствах суд вправе отступить от принципа равенства долей.

Прежде всего исключение может быть сделано, если того требуют интересы несовершеннолетних детей. Чаще всего такая необходи­мость возникает при разделе дома или квартиры. Действующее зако­нодательство о приватизации позволяет в определенной степени учесть интересы несовершеннолетних детей1.

Но ранее существовавшее законодательство о приватизации и за­конодательство о праве собственности делали возможным возникно­вение ситуации, когда интересы несовершеннолетних оказывались су-

1 Федеральным законом от 11 августа 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Фе­дерации» было предусмотрено обязательное включение несовершеннолетних, имею­щих право пользования жилым помещением, в договор приватизации // СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1864.

152 Раздел V Личные и имущественные правоотношения супругов

щественно нарушенными. Положение о том, что дети не имеют права на имущество родителей, приводило к тому, что при разделе дома, принадлежащего супругам на праве собственности, или квартиры, приватизированной до внесения изменений в законодательство о при­ватизации только на имя супругов, несмотря на то, что в этих помеще­ниях проживали несовершеннолетние дети, они не получали доли в праве собственности. Следовательно, если в таком доме живет супруг, с которым остаются трое несовершеннолетних детей, а второй супруг требует раздела, при сохранении равенства долей супругов дом будет разделен поровну и интересы детей окажутся под угрозой.

В интересах детей суд может отступить от принципа равенства и при разделе мебели и иных предметов домашнего обихода. Имущество, предназначенное исключительно для детей (детская одежда, школь­ные и спортивные принадлежности, книги и иные детские вещи), во­обще исключаются из состава имущества, подлежащего разделу, и передаются супругу, с которым остаются проживать несовершенно­летние дети без какой-либо компенсации (п. 5 ст. 38 СК).

То же самое касается вкладов, внесенных супругами на имя их общих несовершеннолетних детей за счет общего имущества. Право­вой статус этого имущества четко не определен. С одной стороны, действует правило о том, что дети не имеют прав на имущество роди­телей. С этой точки зрения приобретение вещей для детей или внесе­ние вкладов на их имя само по себе не является основанием для пере­хода права собственности. В отношении средств, внесенных на имя детей, в Семейном кодексе сказано, что они «считаются принадлежа­щими этим детям» (ч. 2 п. 5 ст. 38 СК), что указывает на переход права собственности.

В качестве основания для такого перехода можно рассматривать то, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, и средства, предоставляемые детям в порядке содержания, становятся их собственностью. Приобретение имущества для детей и внесение вкла­дов на их имя можно расценивать как исполнение родителями своей обязанности по содержанию. В некоторых случаях основанием для перехода имущества к детям может быть и договор дарения: указанные вещи или деньги могут быть подарены родителями своим детям.

Отступление от равенства долей возможно и в случаях, если этого требуют заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Перечень таких случаев не является по новому законодательству ис­черпывающим. Прежде всего это может быть сделано, если один из супругов в течение значительного времени не получал доходов без уважительных причин.