Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Головко ПО 2021.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Глава 10

между гражданином и государством должны по аналогии с частным правом анализироваться через призму учения о право­отношениях: гражданин наделен субъективными публичными правами, защищая которые он вправе предъявлять к государ­ству требования, облеченные в исковую форму. Естественно, что административная юстиция предстает в такой ситуации процессуально-судоустройственной частью судебной системы, где гражданин защищает свои субъективные публичные права, предъявляя к государству иски, споря с ним в состязательном судебном процессе и т.п.1 Если французские теоретики адми­нистративной юстиции настаивали в свое время, что «процесс в административном суде не демонстрирует нам наличие двух сторон, имеющих соответствующие субъективные права, так как орган управления не претендует на осуществление каких- то прав в отношении управляемого — он не защищает свое право, а осуществляет свои полномочия», приводя в качестве примера аналогию с обжалованием гражданином судебного решения в вышестоящий суд, не означающим состязательный спор гражданина с судом1 2, то немецкие ученые шли совершенно иным путем. Они как раз отталкивались от субъективных пу­бличных прав гражданина и корреспондирующих им в рамках публично-правовых отношений обязанностей государства, что приводило их к мысли о состязательном и равноправном споре между частным лицом и государством, составляющем суть ад­министративной юстиции.

Справедливости ради, надо сказать, что, в отличие от Фран­ции, в Германии теория административной юстиции долгое время имела главным образом сугубо доктринальный характер. Если во Франции речь шла о проявлении скорее законодательно­го озарения, позволившего в кратчайшие сроки концептуально разработать после Великой французской революции и уже к на­чалу XIX в. ввести в действие полноценную общенациональную систему административной юстиции, то в Германии реализация этой задачи растянулась на сто лет: первые административные суды возникли там в середине XIX в.; только после Первой

1 См. подробнее: Fromont М. Op. cit.

2 Berthelemy Н. Op. cit. Р. 874.

304

Административная юстиция

мировой войны (в Веймарской республике) в XX в. «админи­стративная юстиция стала обязательной для всех земель»1, но ненадолго. Лишь в 1960 г., уже после Второй мировой войны и слома нацистского режима, Германия (ФРГ) наконец-то окон­чательно обрела административную юстицию stricto sensu, т.е. систему автономных административных судов.

Как бы то ни было, но германская концепция, пусть изна­чально и в основном доктринально, строилась на идее субъек­тивных публичных прав и стремлении связать администрацию судебным контролем, инициированным по инициативе тех частных лиц, которые считают свои права нарушенными. Такое понимание, конечно, ближе современному. В то же время сегод­ня административная юстиция должна пониматься как опреде­ленный баланс между французской и германской концепциями. С одной стороны, речь, безусловно, идет о защите частного лица (физического или юридического) от неправомерных действий администрации, а не о защите администрации от судебной вла­сти (германский элемент). С другой стороны, при осуществлении функций административной юстиции судья должен не только защищать индивидуальные права, но и помнить о публичном интересе, поскольку ответственность государства (особенно имущественная) — это всегда в определенной мере ответствен­ность всех граждан данного государства, формирующих казну за счет налоговых отчислений и получающих от государства соци­альные блага (французский элемент). Забвение этого принципа приведет к тому, что, компенсируя в чрезмерном для бюджета объеме вред одному лицу, суд безвинно дискриминирует других лиц, которые недополучат какие-то социальные блага. Админи­стративный судья этого забывать не должен, причем независимо от того, идет ли речь об административной юстиции в узком смысле (как во Франции или в Германии) или об административ­ной юстиции в широком смысле (как во многих других странах, в том числе в России). Это подводит нас к необходимости более подробно остановиться на сравнительно-правовых вариантах организации административной юстиции, которые к тому же не ограничиваются французским и немецким опытом при всей его важности.

1 Судебные системы западных государств. С. 151.

305