Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Головко ПО 2021-1.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Глава 10

причем иногда по сугубо организационным причинам (кадро­вым, территориальным, финансовым и т.п.), поскольку никаких противопоказаний против подобных «сближений и отдалений» на уровне фундаментальных правовых принципов в рамках данной модели нет (в отличие от французской модели). Речь идет о сугубо рутинных законодательных шагах.

В Германии административная юстиция является автоном­ной, хотя и распылена между тремя отдельными ветвями су­дебной системы, о чем ранее сказано. Столь же автономна она в Португалии, Швеции, Финляндии, Польше и многих других странах. В то же время, например, в Венгрии речь идет только об автономных коллегиях по административным делам в трибуна­лах первой инстанции, апелляционных судах и Верховном суде, а не об отдельных административных судах. Такая же ситуация имеет место в Румынии. В Словении на уровне первой инстан­ции действует автономный Административный трибунал, но на уровне второй — лишь коллегия по административным делам Верховного суда. В Эстонии также существуют специ­ализированные административные суды первой инстанции, подчиненные единому Верховному суду. В России же, напротив, специализация по административным делам возрастает по мере движения дела по инстанциям: на уровне первой инстанции специализации нет (особенно в малосоставных районных судах, не говоря уже о мировых судьях), однако в судах среднего звена (Мосгорсуд и др.) и Верховном Суде РФ появляются автономные коллегии по административным делам, ничем не отличающиеся от организации административной юстиции во многих других ев­ропейских странах (Венгрии, Румынии, Словении, Эстонии и др.).

  1. Британская модель: отсутствие административных судов (единство гражданской и административной юсти­ции). Великобритания и, в частности, ее основная часть Англия всегда принципиально отвергали какую-либо автономию ад­министративных судов. Это, конечно, не означает отсутствие у граждан права обжаловать неправомерные действия должност­ных лиц. Напротив, в соответствии с общим правом (common law) именно суды общей юрисдикции (гражданские суды) ком­петентны рассматривать по жалобам частных лиц законность или незаконность актов (действий и решений) государственной администрации. Профессор Морис Ориу объяснял такой под­

зю

Административная юстиция

ход децентрализованным характером английской системы управления, где на местах нет представителей иерархически выстроенной вертикали центральных органов государствен­ного управления, а есть только местная власть1. Ее действия и решения подлежат обжалованию в ординарные суды общей юрисдикции, а сам судебный спор становится «местным делом». В центре же (Лондоне) достаточно одного Высокого суда (High Court), одновременно выполняющего функции гражданской и административной юстиции. Аналогичная ситуация имеет место и в других частях Великобритании, в частности в Шот­ландии, с той лишь разницей, что здесь вместо Высокого суда действует «Нижняя палата» (OuterHouse) Высшего гражданского суда Шотландии (Court of Session).

Британская модель административной юстиции (в матери­альном понимании) построена на доктрине так называемого судебного контроля (judicial review), которому должны быть подчинены действия органов государственного управления. Данный подход является прямо противоположным француз­скому, отрицающему возможность такого контроля со сторо­ны обычных судов. Именно Высокий суд выполняет в Англии функции judicial review. В его рамках есть, конечно, определенная специализация, что позволяет в повседневной речи называть некоторых судей Высокого суда «административными судьями». Однако никакого специального подразделения внутри Высокого суда они не формируют, подчиняясь к тому же общим правилам назначения на должность. Более того, при рассмотрении споров в порядке judicial review судьи Высокого суда руководствуются обычными правилами гражданского судопроизводства.

Помимо Великобритании, британская модель, отрицающая автономию административной юстиции, применяется и в дру­гих странах общего права или странах, испытавших влияние общего права: США, Ирландии, Мальте, Кипре и др. Нельзя также не заметить определенное сходство британской модели с российским подходом. С одной стороны, в определенных чертах российская модель административной юстиции близка германской (специализированные коллегии по административ­ным делам высших судов и т.п.), о чем уже говорилось. С другой

1 Hauriou М. Op. cit. Р. 822.

311