Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Головко ПО 2021-1.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Принципы организации и деятельности судебной власти

Наконец, из презумпции невиновности следует правило толкования неустранимых сомнений в пользу обвиняемого (in dubio pro гео). Следует обратить внимание на то, что в пользу обвиняе­мого толкуются лишь неустранимые сомнения. Иными словами, должностными лицами, ведущими производство по уголовному делу, должны быть приняты меры по устранению возникших со­мнений и лишь при выяснении объективной невозможности их устранения начинает действовать правило in dubio pro гео. В про­тивном случае, слово неустранимые становится эквивалентом слову все, чем неизбежно нарушаются права другого участника уголовного процесса — потерпевшего от преступления лица.

    1. Обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту

Обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на за­щиту — это конституционный судопроизводственный уго­ловно-процессуальный принцип, закрепленный в ст. 45 и 48 Конституции РФ, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в ст. 16 УПК РФ. Этот принцип опре­деляет возможности обвиняемого (подозреваемого) по защите от обвинения (подозрения), выдвинутого против указанных лиц компетентными государственными органами.

Сущность данного принципа заключается, во-первых, в том, что обвиняемый (подозреваемый) в уголовном процессе — не объект исследования компетентными государственными органами, а субъект, имеющий реальную возможность само­стоятельно защищаться от обвинения (подозрения) всеми способами, не запрещенными законом. В этом легко убедиться, ознакомившись с содержанием ст. 46-47 УПК РФ.

Во-вторых, для обвиняемого (подозреваемого) самостоятель­ная защита от обвинения (подозрения) затруднительна в силу, как правило, слабой осведомленности об уголовном процессе и своих возможностях в нем. В связи с этим для обвиняемого (подозреваемого) важно иметь доступ к помощи профессиона­ла — защитника, наделенного достаточными правами для от­стаивания законных интересов обвиняемого (подозреваемого) (ст. 49-53 УПК РФ).

В-третьих, даже обладая правами по защите от обвинения и пользуясь помощью защитника, обвиняемый (подозреваемый)

169

бессилен, если его правам не будут соответствовать обязанности должностных лиц компетентных государственных органов, ведущих уголовный процесс. Так, обвиняемый вправе давать показания по предъявленному обвинению. Но обвиняемый не может допросить сам себя. В связи с этим праву обвиняемого давать показания соответствует обязанность следователя его допросить.

Говоря шире, указанные ранее должностные лица обязаны разъяснять обвиняемому (подозреваемому) его права и обеспе­чивать возможность их осуществления (ч. 2 ст. 16 УПК РФ).

Возведение обеспечения обвиняемому (подозреваемому) права на защиту в ранг принципа подчеркивает не только зна­чение данного права для самого обвиняемого (подозреваемого), но и публично-правовое значение права на защиту, что влияет на условия реализации данного права. Так, отказ от права на защиту невозможен. Нельзя и лишить обвиняемого права на защиту даже в случае, если обвиняемый использует это право для противодействия расследованию дела или его судебному рассмотрению. Более того, в ряде случаев защитник назначается обвиняемому независимо от его желания, при этом отказ от за­щитника не обязателен для компетентного государственного органа, ведущего производство по делу (ст. 51-52 УПК РФ).

Глава 6 основы учения о судебной системе Литература

Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003 (§ 1 гл. V); Гуценко К.Ф., Кова­лев М.А. Правоохранительные органы. 9-е изд. М., 2009 (или другие издания) (гл. III); Абросимова Е.Б. Очерки российского судоустройства: реформы и результаты. М., 2009; Правосудие в современном мире/Под ред. В.М. Лебедева и Т.Я. Хабриевой. М., 2012 (ч. IV—VI); Суд и государство / Под ред. Л.В. Головко, Б. Матьё. М., 2018 (гл. I ч. I).