Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Головко ПО 2021-1.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Глава 23

предписания по существу спора. В рамках процедуры медиации посредник, в отличие от арбитров, лишен возможности давать правовую квалификацию спорным правоотношениям и не об­ладает правом вынесения каких-либо обязывающих решений по существу спора. Однако следует оговориться, что разные правопорядки могут допускать различный объем полномочий медиатора применительно к выработке условий примирения.

С точки зрения российского законодательства процедура медиации может применяться как в рамках рассмотрения судебного спора (в качестве примирительного способа его разрешения), так и за пределами суда, когда конфликт еще не передан сторонами на рассмотрение суда. Стороны конфликта могут заключить соглашение о применении процедуры меди­ации (медиативную оговорку), условия которого могут предус­матривать обязательное обращение к медиатору до обращения в суд за разрешением конфликта. В таком случае по общему правилу применение процедуры медиации до обращения в суд будет обязательным. Однако отсутствие такого соглашения не лишает стороны конфликта возможности обратиться к про­цедуре медиации и после начала судебного (или третейского) разбирательства. При этом суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству принимает меры к примирению сторон, разъясняет сторонам не только их право заключить ми­ровое соглашение, передать дело на рассмотрение третейского суда, обратиться за содействием к посреднику, но и существо, и преимущества примирительных процедур, а также правовые последствия этих действий1.

Закон о медиации, помимо прочего, устанавливает и опре­деленные требования к фигуре самого медиатора. В первую очередь следует отметить, что Закон о медиации допускает деятельность медиаторов двух типов: профессиональных и непрофессиональных. Требования к медиаторам, осуществля­ющим соответствующую деятельность на непрофессиональной основе, значительно менее строгие. Так, медиатором (на не­профессиональной основе) может быть любое лицо, достигшее 18 лет, обладающее полной дееспособностью и не имеющее

1 Пункт 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»//Вестник ВАС РФ. 2007. № 4.

772

Альтернативные способы разрешения правовых споров

судимости. В то же время для осуществления медиации на профессиональной основе установлен более высокий возраст­ной ценз — не менее 25 лет, а также образовательный ценз (на­личие высшего образования является обязательным условием осуществления профессиональной медиации). Помимо этого профессиональный медиатор должен обязательно получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут также судьи, пребывающие в отставке. Статус профессионального медиатора позволяет медиатору проводить процедуру медиации, в том числе по спорам, переданным на рассмотрение суда или тре­тейского суда до начала процедуры.

Закон также предусматривает правовой статус организаций, объединяющих профессиональных медиаторов и осуществля­ющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в том числе предусматривает возможность создания саморегулируемых организаций медиаторов.

Важно отметить, что ранее, до 2019 г., процедура медиации в России на основании Закона о медиации применялась для разрешения исключительно частноправовых споров, возника­ющих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, возникающих из трудовых (кроме коллективных трудовых споров) и семейных правоотношений. Однако в 2019 г. в законодательство были внесены поправки, которые распространили возможность применения медиации (и других примирительных процедур) на споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Говоря о практической распространенности применения медиации для разрешения подобных споров в России, к сожа­лению, следует признать, что рассматриваемая альтернатива суду пока не получила широкого распространения. Так, соглас­но Справке о применении судами Закона о медиации в 2015 г.1 количество дел, рассмотренных судами общей юрисдикции и урегулированных с помощью посредника, составило ничтожно

1 Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г. (Бюллетень ВС РФ. 2017. № 1).

773