Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Головко ПО 2021-1.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.52 Mб
Скачать

Глава 6

право — организация прокуратуры — организация полиции и др. и б) государства с неполным вертикальным дуализмом как, например, Швейцария, где сохраняется дуализм судоустрой­ства, но относительно давно унифицированы уголовное и уго­ловно-процессуальное право в связи с принятием общих для всех кантонов УК 1937 г. и УПК 2007 г., полностью вытеснивших соответствующие кантональные кодексы. Иначе говоря, в Швей­царии судоустройство по-прежнему дуалистично, а уголовное право и уголовный процесс едины для всей страны. Более того, некоторые швейцарские юристы полагают, что в таких условиях сохранение в дальнейшем судоустройственного дуализма вы­глядит малореальным и анахроничным1. Это говорит о том, что сам по себе вертикальный судебный дуализм не является чем-то абсолютно неизбежным даже для федеративных государств, т.е. его нельзя считать имманентным признаком последних.

§ 2. Действие принципа единства судебной системы в Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов Федерации

Хотя Россия является федеративным государством, историче­ских предпосылок для дуализма судебной системы в ней никогда не было. Связано это с тем, что федерация в России строилась в последнее столетие не «снизу» (путем объединения ранее независимых друг от друга земель с устоявшей государствен­ностью, своими судебными системами и т.п.), а «сверху», т.е. в результате реализации сугубо институциональных проектов по преобразованию административно-территориального деления единой страны в федеративное устройство.

На первом этапе это было важно в рамках послереволюци­онного противостояния сторонников советской власти и ее противников, когда в 1918 г. создавалась РСФСР, объявленная федерацией, но в полной мере ею не являвшаяся, так как, по­мимо провозглашения национальных автономных образований, основная часть территории страны продолжала делиться по су­

1 Leuba J.-F. Procedure penale et organisation judiciaire — un couple indissociable // Unification de la procedure penale, federalisme et organisation judiciaire. Bale; Geneve; Munich, 2003. P. 30.

174

Основы учения о судебной системе

губо административно-территориальному признаку на единицы (губернии, впоследствии области, края и т.п.), статусом субъектов Федерации не обладавшие1. После создания в 1922 г. СССР, являв­шегося подлинной федерацией, проблема статуса РСФСР отпала, поскольку РСФСР оказалась субъектом союзной федерации в целом, а не по частям, а само наименование — Российская со­ветская федеративная социалистическая республика — служило скорее данью традиции, так как сложно себе представить одну подлинную федерацию (РСФСР) внутри другой (СССР).

На втором этапе, когда после распада СССР возник вопрос о форме государственного устройства современной России как преемника РСФСР, проблема федеративной природы России встала с новой силой. В условиях неустойчивости государствен­ной власти того периода, наличия центробежных тенденций, национальных конфликтов и т.п. решено было сохранить фе­деративную форму государственного устройства, преобразовав номинальную «федерацию» в федерацию реальную. Для этого необходимо было поднять статус прежних административно- территориальных образований (области, края, некоторые горо­да) до уровня субъектов Федерации, равных по своему правово­му положению национальным республикам, в советский период обладавшим автономией внутри РСФСР. Такое решение и нашло отражение в Конституции РФ 1993 г. Именно в данном ключе можно говорить о том, что Российская Федерация создавалась не столько «снизу», сколько «сверху».

В сложившихся условиях ни о каких самостоятельных су­дебных системах субъектов Федерации не могло быть и речи.

1 В современной конституционно-правовой теории такой тип государ­ственного устройства, когда внутри государства, не разделенного на субъекты федерации, существуют территории, обладающие юридической автономией (отдельные автономные районы, области, республики и т.п.), принято называть регионализированным государством (государством автономий). Этот вариант государственного устройства считается промежуточным между классическим унитарным государством и федерацией (см., например: Droit constitutionnel/ sous la dir. de L. Favoreu. 5 ed. Paris; Dalloz, 2002. P. 400). Характерный пример — Испания, не являющаяся федерацией, но предоставляющая некоторым своим территориям (Каталонии, Стране басков и др.) особый автономный статус, которым не обладают остальные территории. Строго говоря, если опираться на современные конституционно-правовые подходы, РСФСР являлась не федерацией, а типичным примером регионализированного государства (государства автономий).

175